Урок биологии в 6-м классе по теме "Знакомство с трутовыми грибами"

Разделы: Биология


Задачи экскурсии.

  • Образовательные: познакомить учащихся с трутовыми грибами, как важным звеном живой природы, на основе знания особенностей их строения, выявить роль в природе на примере лесных сообществ, организмов. Найти черты приспособленности трутовых грибов к различным факторам среды: породам и возрасту деревьев, санитарному состоянию деревьев, температуре, деятельности человека.

  • Воспитательные: продолжить формирование навыков коллективной исследовательской учебной деятельности, экологически целесообразного поведения, в природе, закрепить интерес к изучению живой природы своего края.

  • Развивающие: продолжить работу по развитию умений мыслительной деятельности (сравнение, анализ наблюдаемых явлений, выявление причинно-следственных связей, формирование выводов, обобщение); формирование умений и навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: ножи с широким лезвием для снятия плодовых тел с субстрата, бумага размером 5x6 см. для этикеток, коробки для хранения плодовых тел, садовый вар, колышки, веревки, блокноты, карандаши, линейка, определительные карточки для самостоятельной работы учащихся.

План экскурсии.

  1. Знакомство с видовым составом древесно-кустарниковой растительности региона.
  2. Изучение особенностей строения трутовых грибов.
  3. Фактор, влияющие на распространение трутовых грибов (субстрат: порода дерева, санитарное состояние; температура; деятельность человека).
  4. Многообразие трутовых грибов лесного сообщества.
  5. Роль трутовиков в природе.
  6. Итоги и выводы по экскурсии.

Ход экскурсии

Экскурсия проводится на территории лесного массива экологической тропы.

По дороге учитель знакомит ребят с особенностями места ее проведения и напоминает правила поведения в природе.

Экскурсия начинается вступительной беседой в ходе которой внимание учащихся обращается на то, что трутовые грибы – это малоизученная группа живых организмов особого царства природы – грибов, обитающих на древесно-кустарниковой растительности. Учащимся предлагается вспомнить и назвать породы деревьев и кустарников, наиболее типичных для данной местности.

Учащиеся, разбившись на группы, выполняют задания.

Инструктивная карточка № 1.

Из раздела «Растения» повторите материал о структуре и составе растительных сообществ; из курса географии (раздел «Физическая география») материал темы «Растительный мир».

Задание:

Изучите состав древесной растительности леса, пользуясь следующим планом:

  1. Заложите пробную площадку размером 10x10 м.
  2. Определите видовой состав деревьев этой площадки.
  3. Подсчитайте количество деревьев, каждого вида, произрастающих на ней.
  4. Изучите санитарное состояние деревьев (здоровое, ослабленное, сухостойное, повалено на землю, пень) данные исследований занести в таблицу.

Название дерева

Количество деревьев данного вида

Санитарное состояние

 

   

Ответьте на вопросы:

  1. Какие породы деревьев преобладают на пробной площадке?
  2. Какой вывод можно сделать о санитарном состоянии этих деревьев?

Инструктивная карточка № 2.

Из раздела «Растения» повторите материал о структуре и составе растительных сообществ; из курса географии (раздел «Физическая география») материал тем «Взаимосвязь компонентов природы, «Растительный мир».

Задание:

  1. Заложите пробную площадку размером 10x10 м.
  2. Определите видовой состав кустарников данной площадки.
  3. Подсчитайте количество кустарников каждого вида, произрастающих на ней.
  4. Изучите санитарное состояние кустарниковой растительности (здоровый кустарник, ослабленный, сухостойный, поваленный на землю), данные исследований занесите в таблицу.

Название кустарника

Количество кустарников данного вида

Санитарное состояние

   

Ответьте на вопросы:

  1. Какие виды кустарников преобладают на пробной площадке?
  2. Какой вывод можно сделать о санитарном состоянии кустарниковой растительности?

Выяснив видовой состав и санитарное состояние древесно-кустарниковой растительности, учитель обращает внимание учащихся на объект экскурсии – трутовые грибы, встречающиеся чаще всего на поврежденных деревьях. Он предлагает вспомнить особенности строения грибов и выявить эти черты у грибов – трутовиков.

Учащиеся называют элементы строения грибов - грибницу (мицелий) и плодовое тело:

Отличают местоположение мицелия в стволовой части дерева, плодового тела – на его поверхности; Учитель рассказывает о способности трутовых грибов выделять в древесину особые химические соединения – ферменты, переводящие химические вещества древесины из нерастворимого состояния в растворимое, легкоусвояемое трутовиками.

Учитель акцентирует внимание на место проникновения грибов в древесину и сердцевину, на различные способы прикрепления плодовых тел к субстрату (распростертые по субстрату, распростерто-отогнутые, боком, прикрепленные).

Беседа.

- Чем размножаются грибы?

- Где образуются споры?

- Как споры могут попасть на субстрат?

- Какие факторы среды содействуют распространению спор?

- Какие условия необходимы для прорастания споры в лицелий?

- Как схематично можно изобразить цикл развития грибов?

Вывод:

Размножаются спорами, созревающими в плодовых телах. Споры разносятся током воздуха и попав на поврежденные участки коры дерева прорастают. В дальнейшем на таком дереве появляются плодовые тела. Трутовики в первую очередь поражают поврежденные деревья (с дуплами, порезами, другими ранами) или ослабленные деревья.

После беседы учащимся предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивной карточке.

Инструктивная карточка № 3.

Задание

  1. Внимательно осмотрите поврежденные деревья пробной площадки (сухостойные, ослабленные, поваленные на землю, пни).
  2. Отыщите на них трутовые грибы.
  3. Определите вид дерева, на котором они встречаются.
  4. Определите характер прикрепления плодового тела трутовика к субстрату, т.е. определите, к какой группе относится плодовое тело по способу прикрепления.
  5. Данные зафиксируйте на этикетках (вид дерева, санитарное состояние, способ прикрепления к субстрату).

После выполнения данного задания учитель более подробно знакомит учащихся со строением плодового тела. (Далее обобщение).

Работа по изучению особенностей внешнего строения трутовых грибов.

Инструктивная карточка № 4.

Задание.

  1. Осторожно с помощью ножа снимите плодовое тело гриба с поверхности субстрата.
  2. Рассмотрите внешний вид плодового тела, обратите внимание на:
    1. форму

    2. консистенцию плодового тела

    3. окраску поверхности плодового тела

    4. характер гименофора (см. рис. 2)

  3. Данные занесите на этикетку, заполнение которой начато при выполнение предыдущего задания.
  4. Собранные плодовые тела, поместите в картонные коробки, снабдив каждое отдельно заполненной этикеткой.

После работы каждая группа выступает с кратким сообщением.

Обобщение:

Главным фактором распространения трутовиков в природе является субстрат т.е. его состояние и соответствующая древесина. Трутовики распространены на мертвой древесине (в основном), способствуя ее утилизации.

Температурный фактор влияет не только на распространение разных видов грибов в зависимости от воздействия климатических факторов (t прежде всего) плодовые тела подразделяют на 3 категории:

  1. однолетние плодовые тела развиваются в течении одного вегетативного периода (от 1,5 – 2 недель до 4 месяцев);

  2. однолетние зимующие плодовые тела, способные перезимовывать сохранять способность к образованию новых спор только в случае легких зим;

  3. многолетние плодовые тела, существующие в течении многих лет.

Беседа:

- Вспомните, как происходит размножение трутовых грибов?

- Какой вред наносит человек дереву, обрезая или обламывая ветки?

- В чем заключается вред сбора сока весной у деревьев?

- Можно ли по наличию трутовых грибов сделать вывод о санитарном состоянии леса?

- Какие меры профилактики против поражения деревьев трутовыми грибами необходимо предпринимать в лесу?

- Какую реальную помощь школьники могут оказать лесничеству в этом плане?

Вывод:

О необходимости соблюдения экологически грамотного, обоснованного, целесообразного поведения в природе.

Далее учитель знакомит учащихся с правилами определения трутовиков. Эта работа проводится в лабораторных условиях на уроке, следующим за экскурсией.

Заключительный этап экскурсии проходит в форме заслушивания сообщения, заранее подготовленного одним из учащихся, о роли трутовиков в природе.

Обобщение:

Трутовики являются важным звеном экологических связей, существующих в природе, так как способствует утилизации древесины и включению в круговорот веществ.

Заключительная беседа:

  1. К какому царству органического мира относятся грибы? Докажите это.
  2. По каким признакам можно вести определение трутовиков?
  3. Какие факторы среды влияют на распространение трутовиков?
  4. Как по наличию трутовиков можно определить санитарное состояние леса?
  5. Какие меры могут предотвратить заражение деревьев трутовиками?
  6. Какое значение имеют трутовые грибы в природе?

После экскурсии ребята принимают участие в трудовом экологическом десанте по улучшению санитарного состояния леса

По результатам экскурсии оформляется отчет по следующему плану:

  1. Место проведения экскурсии, погодные условия.
  2. Заполнение таблицы 1 и таблицы 2 по заданиям.
  3. Карточки – этикетки, оформленные при выполнении задания № 3 № 4.
  4. Коллекция плодовых тел, снабженная этикетками, необходимых для работы по определению трутовиков на следующем уроке.

Используемая литература

  1. В. С. Анохина, Л. Д. Бурко. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. - Минск.: Беларуская Энцыклапедыя. 1998, 208с.
  2. М. А. Гуленкова, Т. А. Дмитриева. Дидактические материалы по биологии. – М.: Просвещение.2003, 166с.
  3. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.

Приложение 1.

Приложение 2.