Задачи экскурсии.
-
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование: ножи с широким лезвием для снятия плодовых тел с субстрата, бумага размером 5x6 см. для этикеток, коробки для хранения плодовых тел, садовый вар, колышки, веревки, блокноты, карандаши, линейка, определительные карточки для самостоятельной работы учащихся.
План экскурсии.
- Знакомство с видовым составом древесно-кустарниковой растительности региона.
- Изучение особенностей строения трутовых грибов.
- Фактор, влияющие на распространение трутовых грибов (субстрат: порода дерева, санитарное состояние; температура; деятельность человека).
- Многообразие трутовых грибов лесного сообщества.
- Роль трутовиков в природе.
- Итоги и выводы по экскурсии.
Ход экскурсии
Экскурсия проводится на территории лесного массива экологической тропы.
По дороге учитель знакомит ребят с особенностями места ее проведения и напоминает правила поведения в природе.
Экскурсия начинается вступительной беседой в ходе которой внимание учащихся обращается на то, что трутовые грибы – это малоизученная группа живых организмов особого царства природы – грибов, обитающих на древесно-кустарниковой растительности. Учащимся предлагается вспомнить и назвать породы деревьев и кустарников, наиболее типичных для данной местности.
Учащиеся, разбившись на группы, выполняют задания.
Инструктивная карточка № 1.
Из раздела «Растения» повторите материал о структуре и составе растительных сообществ; из курса географии (раздел «Физическая география») материал темы «Растительный мир».
Задание:
Изучите состав древесной растительности леса, пользуясь следующим планом:
- Заложите пробную площадку размером 10x10 м.
- Определите видовой состав деревьев этой площадки.
- Подсчитайте количество деревьев, каждого вида, произрастающих на ней.
- Изучите санитарное состояние деревьев (здоровое, ослабленное, сухостойное, повалено на землю, пень) данные исследований занести в таблицу.
Название дерева |
Количество деревьев данного вида |
Санитарное состояние |
|
Ответьте на вопросы:
- Какие породы деревьев преобладают на пробной площадке?
- Какой вывод можно сделать о санитарном состоянии этих деревьев?
Инструктивная карточка № 2.
Из раздела «Растения» повторите материал о структуре и составе растительных сообществ; из курса географии (раздел «Физическая география») материал тем «Взаимосвязь компонентов природы, «Растительный мир».
Задание:
- Заложите пробную площадку размером 10x10 м.
- Определите видовой состав кустарников данной площадки.
- Подсчитайте количество кустарников каждого вида, произрастающих на ней.
- Изучите санитарное состояние кустарниковой растительности (здоровый кустарник, ослабленный, сухостойный, поваленный на землю), данные исследований занесите в таблицу.
Название кустарника |
Количество кустарников данного вида |
Санитарное состояние |
Ответьте на вопросы:
- Какие виды кустарников преобладают на пробной площадке?
- Какой вывод можно сделать о санитарном состоянии кустарниковой растительности?
Выяснив видовой состав и санитарное состояние древесно-кустарниковой растительности, учитель обращает внимание учащихся на объект экскурсии – трутовые грибы, встречающиеся чаще всего на поврежденных деревьях. Он предлагает вспомнить особенности строения грибов и выявить эти черты у грибов – трутовиков.
Учащиеся называют элементы строения грибов - грибницу (мицелий) и плодовое тело:
Отличают местоположение мицелия в стволовой части дерева, плодового тела – на его поверхности; Учитель рассказывает о способности трутовых грибов выделять в древесину особые химические соединения – ферменты, переводящие химические вещества древесины из нерастворимого состояния в растворимое, легкоусвояемое трутовиками.
Учитель акцентирует внимание на место проникновения грибов в древесину и сердцевину, на различные способы прикрепления плодовых тел к субстрату (распростертые по субстрату, распростерто-отогнутые, боком, прикрепленные).
Беседа.
- Чем размножаются грибы?
- Где образуются споры?
- Как споры могут попасть на субстрат?
- Какие факторы среды содействуют распространению спор?
- Какие условия необходимы для прорастания споры в лицелий?
- Как схематично можно изобразить цикл развития грибов?
Вывод:
Размножаются спорами, созревающими в плодовых телах. Споры разносятся током воздуха и попав на поврежденные участки коры дерева прорастают. В дальнейшем на таком дереве появляются плодовые тела. Трутовики в первую очередь поражают поврежденные деревья (с дуплами, порезами, другими ранами) или ослабленные деревья.
После беседы учащимся предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивной карточке.
Инструктивная карточка № 3.
Задание
- Внимательно осмотрите поврежденные деревья пробной площадки (сухостойные, ослабленные, поваленные на землю, пни).
- Отыщите на них трутовые грибы.
- Определите вид дерева, на котором они встречаются.
- Определите характер прикрепления плодового тела трутовика к субстрату, т.е. определите, к какой группе относится плодовое тело по способу прикрепления.
- Данные зафиксируйте на этикетках (вид дерева, санитарное состояние, способ прикрепления к субстрату).
После выполнения данного задания учитель более подробно знакомит учащихся со строением плодового тела. (Далее обобщение).
Работа по изучению особенностей внешнего строения трутовых грибов.
Инструктивная карточка № 4.
Задание.
- Осторожно с помощью ножа снимите плодовое тело гриба с поверхности субстрата.
- Рассмотрите внешний вид плодового тела,
обратите внимание на:
-
форму
-
консистенцию плодового тела
-
окраску поверхности плодового тела
-
характер гименофора (см. рис. 2)
-
- Данные занесите на этикетку, заполнение которой начато при выполнение предыдущего задания.
- Собранные плодовые тела, поместите в картонные коробки, снабдив каждое отдельно заполненной этикеткой.
После работы каждая группа выступает с кратким сообщением.
Обобщение:
Главным фактором распространения трутовиков в природе является субстрат т.е. его состояние и соответствующая древесина. Трутовики распространены на мертвой древесине (в основном), способствуя ее утилизации.
Температурный фактор влияет не только на распространение разных видов грибов в зависимости от воздействия климатических факторов (t прежде всего) плодовые тела подразделяют на 3 категории:
-
однолетние плодовые тела развиваются в течении одного вегетативного периода (от 1,5 – 2 недель до 4 месяцев);
-
однолетние зимующие плодовые тела, способные перезимовывать сохранять способность к образованию новых спор только в случае легких зим;
-
многолетние плодовые тела, существующие в течении многих лет.
Беседа:
- Вспомните, как происходит размножение трутовых грибов?
- Какой вред наносит человек дереву, обрезая или обламывая ветки?
- В чем заключается вред сбора сока весной у деревьев?
- Можно ли по наличию трутовых грибов сделать вывод о санитарном состоянии леса?
- Какие меры профилактики против поражения деревьев трутовыми грибами необходимо предпринимать в лесу?
- Какую реальную помощь школьники могут оказать лесничеству в этом плане?
Вывод:
О необходимости соблюдения экологически грамотного, обоснованного, целесообразного поведения в природе.
Далее учитель знакомит учащихся с правилами определения трутовиков. Эта работа проводится в лабораторных условиях на уроке, следующим за экскурсией.
Заключительный этап экскурсии проходит в форме заслушивания сообщения, заранее подготовленного одним из учащихся, о роли трутовиков в природе.
Обобщение:
Трутовики являются важным звеном экологических связей, существующих в природе, так как способствует утилизации древесины и включению в круговорот веществ.
Заключительная беседа:
- К какому царству органического мира относятся грибы? Докажите это.
- По каким признакам можно вести определение трутовиков?
- Какие факторы среды влияют на распространение трутовиков?
- Как по наличию трутовиков можно определить санитарное состояние леса?
- Какие меры могут предотвратить заражение деревьев трутовиками?
- Какое значение имеют трутовые грибы в природе?
После экскурсии ребята принимают участие в трудовом экологическом десанте по улучшению санитарного состояния леса
По результатам экскурсии оформляется отчет по следующему плану:
- Место проведения экскурсии, погодные условия.
- Заполнение таблицы 1 и таблицы 2 по заданиям.
- Карточки – этикетки, оформленные при выполнении задания № 3 № 4.
- Коллекция плодовых тел, снабженная этикетками, необходимых для работы по определению трутовиков на следующем уроке.
Используемая литература
- В. С. Анохина, Л. Д. Бурко. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. - Минск.: Беларуская Энцыклапедыя. 1998, 208с.
- М. А. Гуленкова, Т. А. Дмитриева. Дидактические материалы по биологии. – М.: Просвещение.2003, 166с.
- В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.