В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребёнка.
В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве образовательного процесса. Первоочередной задачей является «приоритет… здоровья человека… и свободного развития личности» [1].
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
В ДОУ комбинированного вида для детей с нарушениями зрения на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребёнка. Дети, поступающие в группы компенсирующего обучения уже не здоровы, имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья (в том числе нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, функциональные желудочно-кишечные расстройства и другие гастроэнтерологические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата)[3].
Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ комбинированного вида осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.).
Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в МДОУ «Детский сад №50» ориентирован на здоровьевосстановление и свободное развитие личности.
«Свободное развитие личности ребёнка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве» [1].
Ребёнок, имеющий нарушения зрения, изначально ограничен в свободе своих движений. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведёт к возникновению трудностей накопления чувственно-практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире.
Для ребёнка с нарушением зрения свободное развитие личности без специально создаваемого «свободного пространства» невозможно, т.к. у него ограничены чувственные впечатления от образов мира и затруднены движения (как микро-, так и макроуровня) вследствие зрительного дефекта.
На коррекционно-образовательных занятиях мы попытались создать «свободное пространство», используя элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через повышение телесно-моторной активности, снятие утомления, использование пения.
1. Режим телесной вертикали
В.Ф.Базарным разработана конторка – особая парта, которая обеспечивает занимающимся за ней так называемый «режим телесной вертикали» (осанки), когда склоняться над тетрадями, книгами и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног.
К сожалению, оригинальная конторка В.Ф.Базарного не подходит по росту для детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе мы используем модифицированные конторки – приставки к столам с наклонной поверхностью, которые были изготовлены с учётом общегигиенических и эргономических требований:
- высота конторки должна соответствовать росту ребёнка. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. Измеряется высота от поверхности стола до локтя - этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол. Если, несмотря на оптимально подобранную высоту, ребенок все еще склоняется в процессе письма, уровень высоты конторки необходимо повышать до тех пор, пока ребенок не будет стоять ровно.
- Рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона. Среднеоптимальный угол наклона рабочей поверхности конторки – 15-17°.
За конторкой в «режиме телесной вертикали» дети находятся только часть занятия, когда выполняют коррекционно-образовательные задания.
2. Режим динамической смены поз
Перед тем как поставить детей за конторки мы внедрили режим динамической смены поз в коррекционно-образовательное занятие. У большинства детей отмечался слабый телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе (так называемые «засиженные» дети) из-за привычной сидячей позы на других занятиях.
Режим смены динамических поз реализуется на занятиях тифлопедагога путём периодического перевода детей из одного положения в другое для решения различных коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.
Режим смены динамических поз на занятиях тифлопедагога |
||
Поза СТОЯ |
Поза СИДЯ (на стульях, на ковре) |
Поза ЛЁЖА |
|
|
|
На занятиях мы используем модифицированные зрительно-координаторные схемы-тренажёры [4]. Место нанесения схем-тренажеров – стены кабинета.
Тренажёр «Жучки-паучки»
Тренажёр «Бабочки»
Тренажёр «Бабочка»
Тренажёр «Железная дорога»
Упражнения с этими тренажёрами заключается в одновременном слежении глазами и обведении указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданной траектории в положении стоя с одновременным пением.
Особенности упражнений:
- базируются на зрительно-координаторных схемах-тренажёрах;
- выполняются в позе свободного стояния;
- дети одновременно следят глазами, обводят указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданную траекторию и поют;
- максимальная продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты.
Методика:
- Освоение техники движений:
- слежение глазами по заданной траектории;
- слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений.
- Использование речевого стихотворного сопровождения и пения.
- Одновременное слежение глазами, обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений с пением.
Внедрение здоровьесберегающих технологий системы В.Ф.Базарного в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в ДОУ комбинированного вида способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005.
- Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Сергиев Посад, 2004.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. М.: «Экзамен», 2006.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ «Сфера», 2003.