Коррекционные задачи:
- закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;
- формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;
- воспитывать навыки правильного голосоведения( темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса и т.д.);
- учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;
- развивать навыки морфологического анализа;
- учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;
- работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса;
Образовательные задачи:
- формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;
- развивать предпосылки морфологического разбора на практическом уровне;
- закреплять лексикон по теме «Школьные принадлежности»;
- учить обобщать, делать выводы;
- познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;
- закрепить основные умения дыхания и голосопередачи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;
- формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций.
Оборудование:
- карточки,
- схемы предложения,
- слова( для индивидуальной фронтальной работы),
- кукла «Антошка».
ПЛАН – КОНСПЕКТ
1.Организационный момент.
2.Речевая зарядка.
- Послушайте, какую весёлую чистоговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить, чистоговорка «Холода».
Да-да-да – вот настали холода. Дети хлопают в ладоши.
Ды-ды-ды - дым идёт из трубы. Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ду-ду-ду - я на лыжах иду. «Скользят» ладонями друг о друга.
Ди-ди-ди – ты меня в снегу «Пробегают» указательными и средними пальчиканайди. ми по бёдрам.
3. Повторение ранее изученного материала.
- Расскажите Антошке, что такое речь.
- Какой она бывает?
-Чем устная речь отличается от письменной?
- Для чего нужна речь?
- Какими схемами обозначаются предложение и слово?
- Найдите и покажите соответствующие карточки.
4.Сообщение темы урока.
- Какую речь приятно слушать?
- О какой речи мы будем говорить на уроке?
- Объясните своё решение.
5.Работа над техникой речи (дыханием).
Поможет нам сегодня на уроке антошка.
- Послушаем его, что он нам расскажет.
(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав – ству – те, ре-бята! Я т-ак торо-пил-ся к ва-м! П-омо-ги-те мне! Я, ка-жет-ся, по-пал в беду! От ме-ня e-бежа-ли школь-ные при-надлеж-нос-ти!»).
-Антошка, отдышись, отдохни.
- Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа Антошки?
- Почему?
- Приятно ли было его слушать?
-Итка. Чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.
- Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку.
- Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом.
- Во время речи стой прямо, не поднимай плечи.
- Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений.
-Выпоним упражнения.
_ Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»).Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.
6.Развитие слухоречевой памяти.
- Произносите на одном дыхании: учебник, пенал,учебник,пенал,карандаш; учебник,пенал,карандаш,ручка; учебник,пенал, карандаш, ручка, резинка;учебник, пенал, ккарандаш, ручка, резинка,линейка; учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь. Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.
- Как нужно дышать во время речи?
7.Чтение гласных с дирижированием.
- прочитайте гласные на одном вдохе. (См. Приложение 1.).
А-Э-О – Ы.
А-Ы-О-У
О-Э-А-У
О-У-А-Э
8.Физкультминутка.
-мы её сегодня выполним вместе с Антошкой.
Мы сегодня рано встали Дети шагают на месте.
И зарядку делать стали.
Рку – вверх! Руки – вниз! Ученики выполняют соответствующие движения.
Влево, вправо повернись! Повороты корпусом тела.
9.Работа над техникой речи (голосом), (см. Приложение 3).
-сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бываетразным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.
- Каким голос называют умеренным?
- Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.
- Рассмотрите изображения трех сюжетных картинок.
На первой картинке следующее изображеие. От мальчика-грязнули (Антошки) убегают школьные принадлежности (ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал). Под картинкой напечатаны буквы: А-А-А!
На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В это момент беглецы, выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О-О-О!
На третьей картинке Антошка-первоклассник идёт в школу. Весёлые персоныжи, изображающие школьные принадлежности, находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э-Э-Э!
-Что изображено на первой картинке?
-Почему так поступают школьные принадлежности?
-Как они кричат?
-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?
- Почему школьные принажлежности произносят тихо: О-О-О? Произнесите так же: О-О-О.
- Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э-Э-Э. Произнесите так же: Э-Э-Э.
10.Развитие языковых представлений. (См. Приложение 2).
- Рассмотрите под картинкой схему.
- Что она обозначает?
-Ккакие названия школьных принадлежностей подходят к схеме?
- Назовите их.
11. Развитие морфологического анализа.
- Рассмотрите внизу страницы картинку.
- Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.
- Кто может объяснить, что означает слово БЕГЛЕЦ?
- Почему его так назвали?
- Кто убежал от Антошки?
- Как можно назвать Кисточку? (беглянкой).
- Объясните значение выражения: И след простыл.
- Когда так говорят?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?
- Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете? (по высоте – средним, по силе – негромким, спокойным).
- От чего зависят сила и высота голоса во время речи?
- Скажите, какие волшебные слова помогли вам выполнить задание? (будте добры, пожалуйста).
- Для чего они нужны?
12.Подведение итогов урока.
- Итак, какую же речь приятно слушать?
- Что значит правильно дышать во время речи?
- От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?
- Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?
13.Проверка домашнего задания.
- Покажите рисунок вашего любимого героя сказки.
- Какое предложение вы о нём составили?
- Покажите схему и объясните значение каждого обозначения.
14.Оценка деятельности учащихся.
15.Организованное окончание урока.