Логопедический, фронтальный урок-сказка в 1-м классе

Разделы: Логопедия


Коррекционные задачи:

  • закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;
  • формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;
  • воспитывать навыки правильного голосоведения( темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса и т.д.);
  • учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;
  • развивать навыки морфологического анализа;
  • учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;
  • работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса;

Образовательные задачи:

  • формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;
  • развивать предпосылки морфологического разбора на практическом уровне;
  • закреплять лексикон по теме «Школьные принадлежности»;
  • учить обобщать, делать выводы;
  • познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;
  • закрепить основные умения дыхания и голосопередачи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;
  • формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций.

Оборудование:

  • карточки,
  • схемы предложения,
  • слова( для индивидуальной фронтальной работы),
  • кукла «Антошка».

ПЛАН – КОНСПЕКТ

1.Организационный момент.

2.Речевая зарядка.

- Послушайте, какую весёлую чистоговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить, чистоговорка «Холода».

Да-да-да – вот настали холода. Дети хлопают в ладоши.

Ды-ды-ды - дым идёт из трубы. Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

Ду-ду-ду - я на лыжах иду. «Скользят» ладонями друг о друга.

Ди-ди-ди – ты меня в снегу «Пробегают» указательными и средними пальчиканайди. ми по бёдрам.

3. Повторение ранее изученного материала.

- Расскажите Антошке, что такое речь.

- Какой она бывает?

-Чем устная речь отличается от письменной?

- Для чего нужна речь?

- Какими схемами обозначаются предложение и слово?

- Найдите и покажите соответствующие карточки.

4.Сообщение темы урока.

- Какую речь приятно слушать?

- О какой речи мы будем говорить на уроке?

- Объясните своё решение.

5.Работа над техникой речи (дыханием).

Поможет нам сегодня на уроке антошка.

- Послушаем его, что он нам расскажет.

(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав – ству – те, ре-бята! Я т-ак торо-пил-ся к ва-м! П-омо-ги-те мне! Я, ка-жет-ся, по-пал в беду! От ме-ня e-бежа-ли школь-ные при-надлеж-нос-ти!»).

-Антошка, отдышись, отдохни.

- Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа Антошки?

- Почему?

- Приятно ли было его слушать?

-Итка. Чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

- Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку.

  1. Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом.
  2. Во время речи стой прямо, не поднимай плечи.
  3. Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений.

-Выпоним упражнения.

_ Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»).Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

6.Развитие слухоречевой памяти.

- Произносите на одном дыхании: учебник, пенал,учебник,пенал,карандаш; учебник,пенал,карандаш,ручка; учебник,пенал, карандаш, ручка, резинка;учебник, пенал, ккарандаш, ручка, резинка,линейка; учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь. Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

- Как нужно дышать во время речи?

7.Чтение гласных с дирижированием.

- прочитайте гласные на одном вдохе. (См. Приложение 1.).

А-Э-О – Ы.

А-Ы-О-У

О-Э-А-У

О-У-А-Э

8.Физкультминутка.

-мы её сегодня выполним вместе с Антошкой.

Мы сегодня рано встали Дети шагают на месте.

И зарядку делать стали.

Рку – вверх! Руки – вниз! Ученики выполняют соответствующие движения.

Влево, вправо повернись! Повороты корпусом тела.

9.Работа над техникой речи (голосом), (см. Приложение 3).

-сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бываетразным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

- Каким голос называют умеренным?

- Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

- Рассмотрите изображения трех сюжетных картинок.

На первой картинке следующее изображеие. От мальчика-грязнули (Антошки) убегают школьные принадлежности (ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал). Под картинкой напечатаны буквы: А-А-А!

На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В это момент беглецы, выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О-О-О!

На третьей картинке Антошка-первоклассник идёт в школу. Весёлые персоныжи, изображающие школьные принадлежности, находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э-Э-Э!

-Что изображено на первой картинке?

-Почему так поступают школьные принадлежности?

-Как они кричат?

-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

- Почему школьные принажлежности произносят тихо: О-О-О? Произнесите так же: О-О-О.

- Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э-Э-Э. Произнесите так же: Э-Э-Э.

10.Развитие языковых представлений. (См. Приложение 2).

- Рассмотрите под картинкой схему.

- Что она обозначает?

-Ккакие названия школьных принадлежностей подходят к схеме?

- Назовите их.

11. Развитие морфологического анализа.

- Рассмотрите внизу страницы картинку.

- Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

- Кто может объяснить, что означает слово БЕГЛЕЦ?

- Почему его так назвали?

- Кто убежал от Антошки?

- Как можно назвать Кисточку? (беглянкой).

- Объясните значение выражения: И след простыл.

- Когда так говорят?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

- Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете? (по высоте – средним, по силе – негромким, спокойным).

- От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

- Скажите, какие волшебные слова помогли вам выполнить задание? (будте добры, пожалуйста).

- Для чего они нужны?

12.Подведение итогов урока.

- Итак, какую же речь приятно слушать?

- Что значит правильно дышать во время речи?

- От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

- Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

13.Проверка домашнего задания.

- Покажите рисунок вашего любимого героя сказки.

- Какое предложение вы о нём составили?

- Покажите схему и объясните значение каждого обозначения.

14.Оценка деятельности учащихся.

15.Организованное окончание урока.