Индивидуальная программа развития ребёнка

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы
  2. Краткая аннотация программы
  3. Описание программы, ее обоснование
    1. Актуальность
    2. Цели и задачи программы
    3. Критерии и показатели эффективности программы
    4. Диагностический этап. Методы и методики исследования
    5. Прогностический этап.
  4. Этапы внедрения. Содержание и формы работы объектов и субъектов воспитательной деятельности.
    1. Индивидуальная работа:
      1. развитие интеллектуально-познавательной сферы подростка;
      2. развитие эмоционально-волевой сферы подростка;
    2. Социальная деятельность.
    3. Работа с семьёй.
  5. Оценка достижения намеченных результатов.
  6. Список литературы
  7. Приложения

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

1.

Полное название программы

 Программа индивидуального развития ребенка «Путь к успеху»

2.

Специализация проекта

 «Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе»

3.

Цель программы

Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые.

4.

Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, звание, адрес, телефон, факс, электронная почта)

  • Мочалова Е.А.- учитель математики, информатики и вычислительной техники, классный руководитель 8 Б класса МОУ СОШ №12 - победитель городского конкурса «Самый классный классный» 2008г.
  • Ларина Лариса Дмитриевна - психолог

6.

Сроки реализации программы

 2005/6 – 2009/10 учебный год

7.

География проекта

 Учащиеся 5 - 9 класса средних общеобразовательных школ

9.

Кадры

 Классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители.

 2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Социальное воспитание детей – один из важных факторов стабилизации общества. Оно должно обеспечить достижение двух целей: социализации подрастающего поколения и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности – обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление активного субъекта.

Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». В учебном заведении постоянно проводятся разнообразные эксперименты в области воспитания, исследования социально-педагогических механизмов воздействия внеучебной работы на личность школьника и формирование социальных качеств, таких как социальная активность, мобильность коммуникативность, целеустремлённость.

Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации каждого ребёнка.

Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками.

Составители программы работают с классом с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13 мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника, 11 ударников. Класс имеет самый высокий показатель успеваемости по школе.

В классе ведется работа по проблеме   «Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе».

Классный руководитель совместно с психологом стремится построить такую воспитательную систему, в которой классный коллектив способствовал бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, раскрытию его потенциальных возможностей. Поэтому основной воспитательной задачей мы считаем реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а, следовательно, создание такой атмосферы в классе, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным, и стремился к личностному росту. А для этого необходимо мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование, так как сегодня востребована творческая личность с активной жизненной позицией. Представленная программа носит универсальный характер и может быть использована классным руководителем с учетом особенностей отдельного ученика.

Результаты эксперимента и связанного с ним исследования могут быть значимыми на школьном образовательном уровне, так как это должно способствовать апробации новых способов обеспечения развития личности обучающегося и его способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию.

3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.

3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальным является целенаправленное накопление опыта педагогической поддержки в образовательных системах гуманистического типа, который может быть использован при разработке воспитательной системы классного коллектива и личности отдельного ученика в социальном окружении.

3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые.

Задачи программы:

  • формирование социальной активности, мобильности личности,
  • формирование коммуникативных и лидерских качеств;
  • Формирование целеустремлённости и целеполагания;

В процессе работы мы руководствовались следующими «Заповедями воспитания»:

  • не воспитывай в плохом настроении;
  • определи, чего хочешь от ребёнка, узнай, что он думает по этому поводу;
  • предоставь возможную самостоятельность;
  • не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
  • не пропусти первый успех ребёнка;
  • делай своевременные замечания;
  • оценивай поступок, а не личность.

А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.

Педагогические задачи программы :

  • организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности ученика в классе;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья ученика;
  • создание благоприятного нравсвенно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;
  • создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор;
  • воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия.

3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для оценки результативности создаваемой воспитательной программы, нами определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерии- самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

Второй критерий – удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей его жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерии – конкурентоспособность учащегося. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательных достижений не только на основе изменений, происходящих с конкретным учеником, но и в сравнении с другими учащимися класса.

3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.

В современных условиях, на наш взгляд, необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать, и сделать это воздействие целенаправленным. Поэтому на основе анализа индивидуальных особенностей личности составляется программа индивидуального развития ребёнка.

Подобные программы составляются на каждого ученика в классе, а успехи и достижения заносятся в портфолио ребенка.

В качестве примера мы приводим программу индивидуального развития ученика 7 Б класса.

В классе много способных учеников, но не все стремятся проявить активность. К этой группе относился и ученик, для которого составлена эта программа развития.

В характеристике выпускника начальной школы у данного ученика отмечаются следующие особенности : общительный, пользуется авторитетом среди одноклассников, имеет чётко выраженное собственное мнение. Было отмечено, что недостаточно развита учебная мотивация, организованность, волевые качества. Ученик проявляет интерес к предметам естесвенно-математического цикла, но недостаточно уделяет внимания, таким как физическая культура, музыка, труд.

Данные характеристики подтвердились результатами психолого-педагогических исследований. В результате на первый план выходят следующие задачи в формировании личности данного ученика.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формирование навыков научной организации труда,
  • Развитие самостоятельности и творчества при изучении всех предметов,
  • Привитие интереса к спорту,
  • Воспитание волевых и лидерских качеств

 

Из-за большого размера статья была опубликована не полностью. Полную статью можно получить по ссылке. (Прим. ред.)