СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Краткая аннотация программы
- Описание программы, ее обоснование
- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Критерии и показатели эффективности программы
- Диагностический этап. Методы и методики исследования
- Прогностический этап.
- Этапы внедрения. Содержание и формы
работы объектов и субъектов
воспитательной деятельности.
- Индивидуальная работа:
- развитие интеллектуально-познавательной сферы подростка;
- развитие эмоционально-волевой сферы подростка;
- Социальная деятельность.
- Работа с семьёй.
- Индивидуальная работа:
- Оценка достижения намеченных результатов.
- Список литературы
- Приложения
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1. |
Полное название программы |
Программа индивидуального развития ребенка «Путь к успеху» |
2. |
Специализация проекта |
«Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе» |
3. |
Цель программы |
Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые. |
4. |
Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, звание, адрес, телефон, факс, электронная почта) |
|
6. |
Сроки реализации программы |
2005/6 – 2009/10 учебный год |
7. |
География проекта |
Учащиеся 5 - 9 класса средних общеобразовательных школ |
9. |
Кадры |
Классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители. |
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из важных факторов стабилизации общества. Оно должно обеспечить достижение двух целей: социализации подрастающего поколения и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности – обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». В учебном заведении постоянно проводятся разнообразные эксперименты в области воспитания, исследования социально-педагогических механизмов воздействия внеучебной работы на личность школьника и формирование социальных качеств, таких как социальная активность, мобильность коммуникативность, целеустремлённость.
Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно-ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13 мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника, 11 ударников. Класс имеет самый высокий показатель успеваемости по школе.
В классе ведется работа по проблеме «Формирование и развитие гармоничной личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с психологом стремится построить такую воспитательную систему, в которой классный коллектив способствовал бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, раскрытию его потенциальных возможностей. Поэтому основной воспитательной задачей мы считаем реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а, следовательно, создание такой атмосферы в классе, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным, и стремился к личностному росту. А для этого необходимо мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование, так как сегодня востребована творческая личность с активной жизненной позицией. Представленная программа носит универсальный характер и может быть использована классным руководителем с учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с ним исследования могут быть значимыми на школьном образовательном уровне, так как это должно способствовать апробации новых способов обеспечения развития личности обучающегося и его способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное накопление опыта педагогической поддержки в образовательных системах гуманистического типа, который может быть использован при разработке воспитательной системы классного коллектива и личности отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и, опираясь на сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности, мобильности личности,
- формирование коммуникативных и лидерских качеств;
- Формирование целеустремлённости и целеполагания;
В процессе работы мы руководствовались следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
- определи, чего хочешь от ребёнка, узнай, что он думает по этому поводу;
- предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
- не пропусти первый успех ребёнка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности ученика в классе;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья ученика;
- создание благоприятного нравсвенно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;
- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
- психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор;
- воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия.
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности создаваемой воспитательной программы, нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерии- самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей его жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность учащегося. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательных достижений не только на основе изменений, происходящих с конкретным учеником, но и в сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд, необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать, и сделать это воздействие целенаправленным. Поэтому на основе анализа индивидуальных особенностей личности составляется программа индивидуального развития ребёнка.
Подобные программы составляются на каждого ученика в классе, а успехи и достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим программу индивидуального развития ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не все стремятся проявить активность. К этой группе относился и ученик, для которого составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной школы у данного ученика отмечаются следующие особенности : общительный, пользуется авторитетом среди одноклассников, имеет чётко выраженное собственное мнение. Было отмечено, что недостаточно развита учебная мотивация, организованность, волевые качества. Ученик проявляет интерес к предметам естесвенно-математического цикла, но недостаточно уделяет внимания, таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились результатами психолого-педагогических исследований. В результате на первый план выходят следующие задачи в формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
-
Формирование навыков научной
организации труда,
- Развитие самостоятельности и творчества при изучении всех предметов,
- Привитие интереса к спорту,
- Воспитание волевых и лидерских качеств
Из-за большого размера статья была опубликована не полностью. Полную статью можно получить по ссылке. (Прим. ред.)