Цели урока:
- углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить уч-ся с греческой вазописью со стилями (чернофигурных и краснофигурных) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
- способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
- развивать творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Оборудование и материалы:
- Карта «Греция в IV веке до н.э.»
- Приложение № 1. «Виды греческих ваз»
- Приложение № 2. «Виды орнаментов»
- Приложение № 3. «Стили древнегреческой керамики»
- Приложение №3. Рисунок 2. Образец самостоятельной работы (чернофигурный стиль); Рисунок 3. Образец самостоятельной работы (краснофигурный стиль).
- Приложение № 4. «Иллюстрации ваз» (рисунки с 1 по 12)
- Приложение № 5. «Лекало ваз» (для самостоятельной работы)
- Учебник «История Древнего мира» 5 класс.
- Художественные материалы (кисти, гуашь, бумага формата А4)
I. Организация класса на работу.
II. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись» (запись в рабочую тетрадь). На уроки мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.
III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)
Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?
Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.
Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?
Ответ: Аттика
Вопрос: Чем знаменит город Афины?
Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия)
Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик
Рассказывает уч-ся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Вопрос: Что означает слово «керамика»?
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.
Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Канфар (рис 1.) – чаша для вина.
Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.
Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.
Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.
Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Приложение № 4.)
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. (Приложение № 2. «Виды орнамента»). (Работа в рабочих тетрадях. Зарисовать несколько орнаментов).
Очень распространен был меандр (Приложение № 2. рис. 1) – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Бутон лотоса (Приложение № 2. рис. 2). – символ жизни.
Любили греки изображать волну (Приложение № 2.) – это водная стихия, очищения.
Орнамент (Приложение № 2) –изображение Солнца. Это – знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. Это древнейший тип солнечного орнамента.
Орнамент (Приложение № 2.)- пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (Работа с учебником: «История древнего мира» 5 класс, глава 7).
Вопрос: Посмотрите (Приложение № 3. рис. 1,2,3) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять четыре стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).
-
Древнегреческая вазопись появляется IV – VIII в. до н.э. этот период принято называть «геометрика» или геометрический стиль. На ранних этапах керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. В эпоху геометрического стиля, преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п. Стилизованные растительные и анималистические мотивы применялись довольно редко. Типичными украшениями ваз являлись круги и полукольца. К концу VIII в. до. н.э. этот стиль исчезает. (Приложение № 3. рис. 1)
-
В конце VIII в. до. н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «восточный стиль»
-
Развивается в VI в. до. н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль – как самостоятельный стиль украшения керамики. По поверхности красной обожженной глины рисовали чёрным лаком. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. (Приложение № 3. рис. 2).
Чаще стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршество, сражения, мифологические сцены и танцы. (Учебник «История Древнего Мира» 5 класс, глава 7). Горлышко и дно сосудов украшались узорами, в том числе орнаментом, в основу положены вьющиеся растения и пальмовые ветви. (Приложение № 4.)
К концу 570 г. до.н.э. Афины по искусству вазописи превзошли всех. Эти вазы получили в искусствоведении название «аттическая чёрнофигурная керамика». Впервые мастера гончарного дела и вазописи стали с гордостью подписывать свои произведения. Благодаря этому мы знаем их имена. Самые известные мастера вазописи Эксекий, Пасиад и Харес. (Приложение № 4) -
Постепенно чёрнофигурный стиль исчерпал себя, вазопись нуждалась в новом решении, которое пришло вместе с новым стилем, и, начиная с 530 г. до.н.э. появляется краснофигурный стиль. (Приложение № 3. рис. 3; учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7).
Отношения между фигурами и фоном поменялись: светлые фигуры стали рисовать на тёмном фоне. Появилась возможность создавать глубину пространства. Разные составы красок (шликера) позволяли получать любые оттенки коричневого.
Кроме мифологических сюжетов теперь встречаются и зарисовки из повседневной жизни, (Учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7) женские образы, интерьеры гончарных мастерских, флейтисток и танцовщиц, школы, весёлый пир, спортивные состязания, конная упряжь и другие мелкие детали четко прорисовываются, архитектурные сооружения, человеческие образы. (Приложение № 4 рис. 5) Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами6 Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра. (учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7).
Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости» (учебник «История Древнего мира» 5 класс, глава 7), Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. (Приложение № 4 рис. 2-6). К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
IV. Практическое выполнение работы. (Приложение № 3. рис. 2,3)
Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить.
Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?
Ответ:
-
Необходимо выбрать форму вазы. (Приложение № 5. «Лекало греческих ваз»)
-
Разделить её на ярусы, где будет располагаться орнамент (ножка и горлышко).
-
Выполнение сюжетного рисунка
Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.)
-
Название сосуда.
-
Стиль (краснофигурный или чернофигурный)
-
Композиция (вид орнамента, сюжет, цикл мифа, герой мифа)
V. Выполнение задания
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись от туда с красивыми вазами.
Вопрос: Какие виды ваз мы с вами увидели?
Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….
Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?
Ответ: Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.
Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?
Ответ: Красный и черный, постепенно сталь появляться белый.
Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?
Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения
Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы. Вопросы записаны на доске.