Урок-практикум "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепление сведений о деепричастии;
  • выработка умения правильно использовать в речи деепричастия, находить деепричастные обороты.

Работа по развитию речи: преодоление ошибок в употреблении деепричастий; составление связного рассказа на заданную тему ; расширение словарного запаса 
школьников

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока, его целей

2. Фронтальный опрос (повторение теории)

– Что такое деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
– Что такое причастный оборот? Где он может стоять в предложении?
– Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?
– Как пишется  не с  деепричастиями? приведите примеры.
– Какова  синтаксическая роль деепричастия в речи?

3. Работа  с текстом

(Текст проецируется на интерактивной доске ).

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то, Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. Откачнувшись в сторону, отводя рукой кого-то, опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было отвести глаз от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности. (М.Горький)

1. Выразительно прочитайте текст.
2. Найдите деепричастие, объясните свой выбор.
3. Какие признаки глагола есть у деепричастия (общее лексическое значение, вид, зависимое слово ставится при деепричастие в том же падеже, что и существительные при глаголе).
4. Какие общие черты у деепричастия и наречия (неизменяемость, а также то, что деепричастие в предложении является обстоятельством).
5. О каких основных действиях бабушки здесь говорится? Какими средствами языка М.Горький добивается яркого, образного описания этих действий?

Делаем вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

4. Чтобы предупредить возможные ошибки в употреблении деепричастий, выполняем практические задания. (Текст проецируется на интерактивной доске)

Найдите ошибки в употреблении  деепричастий. Почему вы считаете,  что здесь ошибки?

А) Прочитав статью о дружбе, она показалась мне интересной.
Б) Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
В) Возвращаясь  домой, меня застиг дождь.

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием:

А) Сестрёнка беспрерывно болтала и  не слышала даже своих слов.
Б) Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.
В) Герасим шёл, не торопился, не отпуская Муму с верёвки.

5. Работа по развитию речи. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Первый снег», которые писали дома с использованием  деепричастий).

Образец сочинения.

Мне очень нравится, когда падает первый снег. Падая пушистыми хлопьями и сверкая на солнце резными кружевными снежинками, он дарит людям радость. Ложась на пожелтевшую осеннюю траву, на крыши домов, сверкая и переливаясь, снег дает начало зиме. Выглянув из окна и увидев первый снег, даже очень грустный человек обрадуется и обязательно улыбнётся.

(Несколько работ прочитываются, остальные собираем и все оцениваем)

6.  Закрепление умения  находить в речи деепричастные обороты

(На  доске проецируется текст без знаков препинания)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

Прочитайте текст, интонационно выделяя деепричастные обороты.
Спишите, расставляя пропущенные запятые.

(Ученик делает обобщение о выделении деепричастного оборота и единичного деепричастия на письме.)

 Проверка: самопроверка (проецируется текст со знаками препинания)

7. Определение синтаксической роли деепричастия в  предложении

Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.

Задания: сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.

(Двое учащихся работают  у доски, остальные в тетради).

Учащиеся делают обобщения о синтаксической роли деепричастия и о его морфологических признаках.

8. Словарный диктант  с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Деепричастие» (на листочках с помощью  перфокарты).

Бассейн, дистанция, сиять, галерея, экспресс, комбинация, метнуться, устремиться, внимательно, сосредоточенно, торопливый,  утрамбовать, стремительный, проворный, претензия, выровненный, подлинник.

9. Итоги урока. Тест по теме «Деепричастие»

Вариант 1

1. Какие слова являются деепричастиями?

а) поглядывая;
б) сделав;
в) умевший;
г) начавший

2. Какие деепричастии относятся к совершенному виду?

а) узнав;
б) крича;
в) ржавея;
г) принявшись.

3. Какие слова пишутся  с не раздельно?

а) (не) годуя;
б) (не) выспавшийся;
в) (не) уставая;
г) (не)увидев.

Вариант 2

1. Какие слова являются деепричастием?

а) ринувшийся;
б) глядя;
в) успев;
г) стремящийся.

2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?

а) закричав;
б) черпая;
в) размахнувшись;
г) балуясь.

3. Какие слова пишутся с не раздельно?

а) (не) прекращающийся;
б) (не)коснувшись;
в) (не)доумевая;
г) (не)возвращаясь.

10. Домашнее задание

Подготовка к диктанту.