Цели урока:
- закрепление сведений о деепричастии;
- выработка умения правильно использовать в речи деепричастия, находить деепричастные обороты.
Работа по развитию речи: преодоление
ошибок в употреблении деепричастий; составление
связного рассказа на заданную тему ; расширение
словарного запаса
школьников
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока, его целей
2. Фронтальный опрос (повторение теории)
– Что такое деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у
деепричастия?
– Как образуются деепричастия совершенного и
несовершенного вида?
– Что такое причастный оборот? Где он может
стоять в предложении?
– Расскажите о знаках препинания при
деепричастном обороте?
– Как пишется не с деепричастиями?
приведите примеры.
– Какова синтаксическая роль деепричастия в
речи?
3. Работа с текстом
(Текст проецируется на интерактивной доске ).
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то, Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. Откачнувшись в сторону, отводя рукой кого-то, опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было отвести глаз от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности. (М.Горький)
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Найдите деепричастие, объясните свой выбор.
3. Какие признаки глагола есть у деепричастия
(общее лексическое значение, вид, зависимое слово
ставится при деепричастие в том же падеже, что и
существительные при глаголе).
4. Какие общие черты у деепричастия и наречия
(неизменяемость, а также то, что деепричастие в
предложении является обстоятельством).
5. О каких основных действиях бабушки здесь
говорится? Какими средствами языка М.Горький
добивается яркого, образного описания этих
действий?
Делаем вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
4. Чтобы предупредить возможные ошибки в употреблении деепричастий, выполняем практические задания. (Текст проецируется на интерактивной доске)
Найдите ошибки в употреблении деепричастий. Почему вы считаете, что здесь ошибки?
А) Прочитав статью о дружбе, она показалась мне интересной.
Б) Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
В) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Замените, где можно, один из глаголов деепричастием:
А) Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
Б) Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.
В) Герасим шёл, не торопился, не отпуская Муму с верёвки.
5. Работа по развитию речи. Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Первый снег», которые писали дома с использованием деепричастий).
Образец сочинения.
Мне очень нравится, когда падает первый снег. Падая пушистыми хлопьями и сверкая на солнце резными кружевными снежинками, он дарит людям радость. Ложась на пожелтевшую осеннюю траву, на крыши домов, сверкая и переливаясь, снег дает начало зиме. Выглянув из окна и увидев первый снег, даже очень грустный человек обрадуется и обязательно улыбнётся.
(Несколько работ прочитываются, остальные собираем и все оцениваем)
6. Закрепление умения находить в речи деепричастные обороты
(На доске проецируется текст без знаков препинания)
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Прочитайте текст, интонационно выделяя
деепричастные обороты.
Спишите, расставляя пропущенные запятые.
(Ученик делает обобщение о выделении деепричастного оборота и единичного деепричастия на письме.)
Проверка: самопроверка (проецируется текст со знаками препинания)
7. Определение синтаксической роли деепричастия в предложении
Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.
Задания: сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.
(Двое учащихся работают у доски, остальные в тетради).
Учащиеся делают обобщения о синтаксической роли деепричастия и о его морфологических признаках.
8. Словарный диктант с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Деепричастие» (на листочках с помощью перфокарты).
Бассейн, дистанция, сиять, галерея, экспресс, комбинация, метнуться, устремиться, внимательно, сосредоточенно, торопливый, утрамбовать, стремительный, проворный, претензия, выровненный, подлинник.
9. Итоги урока. Тест по теме «Деепричастие»
Вариант 1
1. Какие слова являются деепричастиями?
а) поглядывая;
б) сделав;
в) умевший;
г) начавший
2. Какие деепричастии относятся к совершенному виду?
а) узнав;
б) крича;
в) ржавея;
г) принявшись.
3. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не) годуя;
б) (не) выспавшийся;
в) (не) уставая;
г) (не)увидев.
Вариант 2
1. Какие слова являются деепричастием?
а) ринувшийся;
б) глядя;
в) успев;
г) стремящийся.
2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?
а) закричав;
б) черпая;
в) размахнувшись;
г) балуясь.
3. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не) прекращающийся;
б) (не)коснувшись;
в) (не)доумевая;
г) (не)возвращаясь.
10. Домашнее задание
Подготовка к диктанту.