Суть словесности, как известно, во взаимосвязи русского языка и литературы. В настоящее время преподавание русского языка с опорой на другие дисциплины филологии стало особенно актуальным.
В большей степени это касается литературы, поскольку именно этот тандем способствует не только постижению норм грамотности, но и воспитанию читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы. Воспитанию через слово. С.Аверинцев писал: "Любовь как ответственная воля к пониманию чужого – это и есть та любовь, которой требует эстетика филологии". Ведь недаром само слово "филология" означает "любовь к слову".
Как привить эту любовь нашим ученикам? Как воспитать "ответственную волю" к пониманию того, что хотел сказать автор изучаемого произведения?
Ответы на эти вопросы особенно важны сейчас, когда во время итоговой аттестации ученики должны показать не только навыки практической грамотности и понимание закономерностей языка, но и умение тактично вести диалог с текстом: уважительно относиться к чужому мнению и отстаивать, если это необходимо, свое, приводя достойные аргументы.
Именно на аргументации я хотела бы остановиться. Как показывает практика, поиски аргументов в подтверждение своей позиции вызывают у выпускников особые трудности. Причина – не только поверхностные знания текстов художественных произведений, но и неумение сопоставить факты, вопросы, проблемы, неспособность строить ассоциативные связи и проводить параллели.
Можно ли научить этому старшеклассников, если времени явно недостаточно: количество уроков по обеим дисциплинам редко превышает 5 часов в неделю? А вот час главного испытания – ЕГЭ – неумолимо приближается.
Большие и принципиально новые задачи встают перед учителем. Известные пушкинские строки "Я думал уж о форме плана" – отражают одну из закономерностей всякого творческого труда. Новые условия требуют новых решений. Так я начала работу по составлению "сжатых" таблиц при подготовке учеников выпускных классов к третьей части единого экзамена по русскому языку. Цель этой работы – научить ребят находить аргументы из русской классической литературы в подтверждение своей позиции относительно заявленной проблемы. Подобные таблицы составляются, как правило, на заключительном уроке по изучению того или иного произведения классики, хотя можно предложить эту работу и на уроках русского языка при подготовке к третьей части ЕГЭ.
Определив проблемы и идею изучаемого произведения, учащиеся вспоминают изученный ранее литературный материал с аналогичной проблематикой и отражают его в таблице. Кроме того, сюда вносятся и произведения искусства (живописи, музыки и т.д.), где отражена та же тема. В таблицу рекомендуется также записывать ключевые цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой. Это помогает учащимся быстро ориентироваться в поисках аргументов, основанных на произведениях классической литературы и искусства.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика романа «Мастер и Маргарита» | В каких еще произведениях литературы и искусства ставятся эти вопросы? | Общая позиция |
1. Человек и власть (П.Пилат, Берлиоз, Каифа) «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где… не будет надобна никакая власть.» (Иешуа) | 1. XIX в. А.С.Пушкин «Борис Годунов» (драма),
«Анчар» 2. XX в. А.Платонов («Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек») 3. А. Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»)… |
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными. |
2. Внутренняя свобода и несвобода
(П.Пилат, писатели МАССОЛИТа – Мастер) «Правду говорить легко и приятно» (Иешуа) |
XIX век 1. А.С.Пушкин «Памятник» («Хвалу и
клевету приемли равнодушно// И не оспоривай
глупца» XX век 3. Факты из биографии М.Зощенко, А. Ахматовой (травля в журналах «Звезда», «Ленинград»); А.Солженицына, не пожелавшего творить в угоду власти, и т.д. |
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство. |
3. Милосердие и всепрощение (Маргарита – Фрида; Иешуа – Пилат) | 1. Притча о блудном сыне (Библия). Картина
Рембрандта «Возвращение блудного сына» 2. А.С. Пушкин «Памятник» («Милость к падшим призывать») 3. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников), «Бедные люди» и т.д. |
Милосердие всегда выше возмездия.
Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности. |
4. Верность и предательство (Иуда – Л.Матфей, Маргарита, Иуда – Алоизий) | 1. Гоголь «Тарас Бульба» Андрий – Остап 2. В. Быков «Сотников» (Рыбак – Сотников) |
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен – одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя. |
Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»
Проблематика | В каких еще произведениях поднимаются эти проблемы (ассоциации) | Общая позиция |
1) Человек и природа. «Эта земля – то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет». Родная земля «подвигает душу». Листвень – символ неувядающей жизни. Критик Яновский: «Он, образ Дарьи, как «царский листвень», прикрепленный к общей земле…», он так же прочен и стоек. «Тьма пала на Матеру»
2) Проблема памяти.
3) Проблема совести. |
1) Стихи Ф.Тютчева о связи человека с
природой «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык» б) В.Шукшин «Горе» Высшая гармония – слияние с природой. в) – Апокалипсис (ассоциации) г) А.Ахматова, стихотворение «Родная земля»: «Ложимся в нее и становимся ею…» д) Г.Айтматов «Плаха»» Проблема экологии тесно связана с проблемами разрушения личности. е) Герой мифа Антей обретает силы от прикосновения к матери- земле 2) а) А.С.Пушкин: 3) а) Б.Окуджава: |
1) Отношение человека к природе есть
мерило его духовных качеств, его нравственности.
Только осознание кровной связи с природой,
бережное отношение ко всему живому делает нас
достойными называться людьми.
2) Необходимо осознавать свою прямую ответственность за продолжение жизни на земле, за сохранение и приумножение духовного наследия прошлого. Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.
3) Совесть – показатель человеческой нравственности, мерило наших поступков. Угасание совести ведет к полному разложению личности. |
Как видно из представленных таблиц, объектом внимания становится не только круг проблем произведения, но и ключевые цитаты, делающие художественный образ более выпуклым и ярким. Сами же цитаты, компактно уместившиеся в таблице, легче запоминаются. А ведь цитирование – еще одна ахиллесова пята наших учеников: не умеют они в напряженных условиях экзамена сразу воссоздать в памяти нужные строки. Во второй графе таблицы помещаются не только произведения литературы со схожей проблематикой, но и произведения искусств, высказывания критиков. Чтобы достаточно наглядно показать, что большинство затронутых в литературе вопросов относятся к категории "вечных", переходящих из века в век, из поколения в поколение, примеры во второй графе таблицы располагаются согласно хронологии. Что касается "нелитературных" примеров, то трудно переоценить значение произведений искусства в эстетическом и нравственном воспитании. Недаром ещё Аристотель утверждал, что общение с искусством "очищает" человека, освобождает от дурного и наделяет прекрасным. В качестве аргумента произведение искусства является прекрасной иллюстрацией мыслей. Умение выявлять общую позицию (третья графа таблицы) – показатель того, что ученик достаточно образован и чуток, способен одновременно понимать "придуманность" художественного мира и его соответствие реальной жизни, вымышленность и глубокую правду, способен видеть преемственность в понимании основных духовных ценностей.
Одна из самых главных опасностей в работе учителя – бессистемность. Работу с таблицей необходимо проводить постоянно. Только тогда можно действительно добиться желаемого: научить ребят видеть главное, сравнивать, сопоставлять, делать глубокие обобщения. Это поможет успешно выдержать не только единый экзамен, но впоследствии и более сложные испытания – те, которые готовит жизнь.