Изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты коррекционно-развивающего обучения инвалидов по зрению. Школьная коррекционно-образовательная среда должна обеспечивать условия для формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
Дети с нарушениями различных функций зрительного анализатора являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов. Необходимым условием успешности таких детей в жизни является решение проблем по расширению их социальных контактов, вербального и невербального общения, развитие коммуникативных способностей. Применение информационных компьютерных технологий открывает новые пути, неограниченные возможности для коррекционно-развивающей работы в этом направлении, значительно повышает ее эффективность, способствует воспитанию нового мышления, которое должно быть присуще каждому члену информационно-культурного общества.
Помимо образовательного процесса, новые информационные технологии используются в школе-интернате и на коррекционных занятиях, таких как коррекция недостатков развития, охрана и развитие остаточного зрения с целью активного включения слабовидящего школьника в познавательный процесс, воспитания сознательного отношения к охране собственного зрения и его развитию, формирования положительной мотивации к использованию ослабленного зрения в различных сферах жизнедеятельности.
Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения.
В настоящее время охрана зрения понимается как широкий комплекс лечебно-восстановительных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие. Коррекционные занятия с использованием ИКТ обеспечивают:
- развитие мышления учащихся;
- развитие зрительного восприятия;
- выработку умений по использованию специализированного программного обеспечения и работе с информационными ресурсами;
- совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Благодаря работе по охране и коррекции зрения с использованием компьютерных технологий значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната. У детей прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы и развитие кругозора.
Опыт различных педагогов в обучении детей с нарушениями зрения показывает, что:
- во-первых, работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер;
- во-вторых, для удобства проведения практической работы целесообразно разделить детей с нарушениями зрения на три классификационные группы с относительно общими для каждой группы особенностями в физическом и психическом развитии: на слепых (0—0,04), на слабовидящих со зрением 0,05—0,08, иногда называемых частично видящими, и слабовидящих со зрением 0,09-0,2 (0,4).
то обусловлено тем, что учащиеся со зрением 0—0,04 наряду с общими особенностями развития, характерными для всех детей с нарушенным зрением, имеют черты, отличающие их от детей с остротой зрения 0,05—0,08 и тем более от детей с остротой зрения 0,09—0,2 (0,4). В свою очередь, дети с остротой зрения 0,05—0,08 значительно отличаются по зрительным возможностям, а во многих случаях по деловым качествам и по характеру от детей со зрением 0,09—0,2 (0,4). [1]
В основу содержания коррекционных занятий с использованием ИКТ нами положен принцип максимального снижения зрительных нагрузок [2]. Реализация этого принципа включает следующие мероприятия:
- создание рабочих мест, отвечающих всем эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям: в частности, в классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс;
- подбор индивидуальных настроек экрана монитора в зависимости от диагноза зрительного заболевания и от индивидуальных особенностей восприятия визуальной информации (остроты зрения, поля зрения, типа глазного заболевания);
- дозирование зрительных нагрузок (оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 мин. непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 мин. [3]), чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности;
- распределение нагрузки по восприятию информации между всеми видами сохранных анализаторов, что достигается путем использования специальных программных средств для увеличения изображения на экране, озвучивания информации;
- реализация принципа работы преимущественно с клавиатуры, а не с помощью мыши, использование горячих клавиш;
- проведение в ходе занятий физкультминуток, включающих специальные упражнения для глаз и общие физические упражнения.
Преимущества использования компьютерной техники в учебно-коррекционной работе заключаются в том, что обеспечивается:
- широкая вариативность всех признаков изображений (яркость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность экспозиции, положение относительно точки фиксации и т.д.);
- разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмотрение его с различных точек зрения;
- индивидуальный подбор характеристик изображения для каждого учащегося с учётом степени поражения зрительного анализатора.
Для более эффективной коррекционной работы со слабовидящими учащимися начального и среднего звена мы используем различные развивающие программы: «Математика на планете счетоводов», серии «Клиффорд», «Алик», «Следопыты», «Развивайка», и др. Работа с ними помогает детям научиться ориентироваться в микропространстве, изучить различные характеристики объектов, такие как число, форма, цвет, размер и т.д. При отборе тех или иных развивающих программ мы, прежде всего, ориентируемся на наличие звукового сопровождения и достаточно крупный размер элементов изображения, что позволяет обеспечить комфортный режим работы детям с различными дефектами зрения.
Специализированный мультимедийный курс «Знакомство с геометрическими фигурами» можно использовать для изучения или проверки знаний по следующим вопросам наглядной геометрии начального уровня: понятие простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их классификации, навыков сравнения фигур по цвету и величине, поиска фигур по шаблону, построение последовательности (узора) геометрических объектов по заданному алгоритму.
В среднем и старшем звене для дальнейшего развития зрительного восприятия, глазомера, координации движений и логического мышления используются задания по сборке пазлов (Диски «1000 и 1 пазл», «Игры разума» и др.). Ребёнок имеет возможность выбрать картинку интересующей его тематики (природа, животные, транспорт и др.), либо тематику картинки выбирает педагог, в соответствии с общей тематикой коррекционного занятия. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка разбиение изображения осуществляется на 9, 25 или большее количество фрагментов, выбирается режим без вращения или с вращением фрагментов, при необходимости применяется режим масштабирования рабочего поля. Все эти программные настройки позволяют использовать данный тип заданий для детей различного возраста, учитывая степень поражения зрительного анализатора.
В коррекционной работе, особенно с учащимися начального звена, достаточно широко используются рамки Монтессори, которые, помимо развития сенсомоторной координации, способствуют развитию глазомера, пространственного ориентирования, логического мышления, а также способствуют освоению таких понятий как форма предмета, часть предмета.
В коррекционной работе с детьми среднего и старшего звена можно использовать уже такой программный продукт как «Пентамино» (Сборник «200 логических игр»). Настройки этой программы позволяют устанавливать заранее на рабочем поле (в рамке) любое количество фрагментов (своеобразная подсказка) и затем требуется заполнить рамку оставшимися фрагментами. Это позволяет работать с данной программой детям с различным уровнем развития логического мышления, а у педагога есть возможность за счёт таких настроек осуществлять дозирование зрительной нагрузки детей.
Помимо различных программных продуктов в ходе коррекционных занятий также используется и графический редактор Paint. Благодаря этому редактору наши учащиеся получают широкие возможности для творчества (каждый выбирает тот инструмент, толщину линий, масштаб с которыми ему комфортно работать). В процессе создания рисунков определённой тематики (как правило, соответствующих теме коррекционного занятия) дети закрепляют навыки ориентирования на плоскости листа, развивают глазомер, координацию движений, отрабатывают понятия величины, формы и цвета предметов, понятие пропорции.
Надо отметить, что дети с большей охотой создают рисунки с помощью компьютерных программ, нежели рисуют карандашами или красками на бумаге, так как компьютер позволяет скорректировать неудачно нарисованный фрагмент, использовать широкую цветовую палитру и выбирать наилучшую композицию.
Несмотря на различную степень поражения зрительного анализатора, наши дети тоже хотят творить. Предлагаю Вашему вниманию несколько работ наших учащихся.
Ленец Марина (10 класс). Диагноз: врожденный токсоплазмоз обоих глаз, субатрофия глазного яблока, слепота левого глаза, микрофтальм Vod = 0,07; Vos = 0,0.
Заплатникова Екатерина (10 класс)
Диагноз: афакия обоих глаз, горизонтальный
нистагм
Vod = 0,08; Vos = 0,09.
Девочка хорошо рисует, может выстроить
композицию рисунка, подобрать цветовое решение.
Это видно в её следующих работах.
Немова Александра (11 класс)
Диагноз: высокая осложненная миопия обоих глаз.
Vod = 0,04 Vos = 0,08
В заключение хочется отметить, что, несмотря на то, что специализированных программных продуктов развивающего характера, предназначенных для детей с различной степенью поражения зрительного анализатора очень мало, ищущий педагог обязательно найдёт среди разнообразия детских компьютерных развивающих программ то, что подойдёт именно его воспитанникам. Наша задача – адаптировать эти программы, найти в них те элементы, которые мы можем использовать в работе с нашими детьми.
Литература:
1. Жихарев
А.М. Воспитательная работа в школе-интернате
для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта
работы). – М.: Просвещение, 1984. С. 18-19.
2. Тарханова
Ю.С. Коррекция зрения у детей. Серия «Медицина
для вас». Ростов н / Д : «Феникс», 2000.
3.Дети с отклонениями в развитии.Методич. пособие.
(Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «Аквариум»,
2001. С. 9