Урок на тему "Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте"

Разделы: Начальная школа


Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач освоения школьниками приемов самостоятельного приобретения знаний,  развитие у них активной жизненной позиции.  Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания. Это означает, что  в поле внимания психолога оказывается не только процесс обучения, но и происходящее в ходе этого процесса учения развитие личности учащегося.

На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить причину, установить, что влияет на формирование школьной мотивации.

Тема «Изучение мотивов учебной деятельности» была выбрана еще и  потому, что именно эта деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а, следовательно, и мотивы, побуждающие ее, имеют существенное значение для детей в этот период психического развития.

Исследование проводилось в начальной школе в течение четырех лет. Цель работы – изучение школьной  мотивации учеников начальных классов и факторов, влияющих на ее формирование. Практическая часть работы строилась на изучении динамики реальной мотивации школьников с первого по четвертый класс. Важность данной информации для учителя трудно переоценить. Если   успеваемость ученика в каждом классе он видит по журналу успеваемости, то  развитие личности он оценивает пока интуитивно.

В данной работе применялись следующие методы исследования:

  • длительное изучение школьной мотивации;
  • анализ успеваемости;
  • беседы;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Анкетирование проводилось в январе 2 класса и в январе 4 класса (по окончании зимних каникул). Данный период для анкетирования выбран не случайно. Январь является серединой учебного года. Предполагаем, что в это время дети еще не устали, им еще не надоело учиться, а также радость от прихода в школу в сентябре несколько угасла.

Для оценки школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)», автор Лусканова Н.Г. В ходе анкетирования было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень
б) нравится
в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто
б) редко
в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?

а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало
б) много
в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся

Для возможной дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных отметок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, т.к. при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Анализируя сумму баллов, можно сделать вывод об уровне мотивации:

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Ребята посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника.

Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является  четвертый класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает.

Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего, то, что к 4 классу их потребность является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель  начинает занимать  иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особый интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.

Для определения интеллектуального уровня в работе использовались следующие методики: «Анаграмма», «Выдели существительное», «Классификация», «Аналогия». На каждое задание давалось ограниченное время.  Результаты проведенного исследования показали, что

  • высоких показателей в учебе добиваются школьники с высокой школьной мотивацией,
  • слабоуспевающие школьники имеют как высокую, так и низкую мотивацию. Низкая успеваемость не является основным фактором низкой школьной мотивации, а также негативного отношения к школе,
  •  видна динамика школьной мотивации от 1 до 4 класса. Высокий уровень школьной мотивации учащихся на протяжении трех лет от 1 класса к 4 классу – несколько снижается,
  • существует разница школьной мотивации у мальчиков и девочек,
  • интеллектуальное развитие не является главным фактором развития мотивации учащихся в младшем школьном возрасте.

Проведенное анкетирование в январе 2 класса и январе 4 класса показало, что высокий уровень школьной мотивации учащихся на протяжении двух лет от 1 класса к 3 классу несколько снижается от 41-43% до 21-27% и повышается в четвертом классе до 38%.

Процент детей имеющих хороший уровень мотивации с 33% в 1-х классах снижается до 30% в 3-4 классах, незначительно повышаясь до 35% во 2-х классах.
Изучая динамику с 1 по 4 классы внешней мотивации,  видим некоторую закономерность на протяжении двух лет. Процент детей, имеющих внешнюю мотивацию с 1 по 4 классы, увеличивается с 14,5% до 21,2%.

Уровень низкой мотивации колеблется от 5 до 16%.

Негативное отношение к школе выявлено у 5% первоклассников, 1% второклассников, 7,2% третьеклассников и 3% четвероклассников. Процент детей с негативным отношением к школе колеблется от 5% до 10%. Среди первоклассников – 5% с негативным отношением к школе, второклассников 10%; третьеклассников – 9% и четвероклассников – 6%.

Таким образом, основная задача учителя – не только дать учащимся знания, умения и навыки, но и  сформировать положительное отношение к получению этих знаний. Школьная (учебная) мотивация – стремление, желание учиться, выступает важным фактором получения образования.

Однако в каждодневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов мотивации. Так происходит потому, что мотивация – это не навык, не информация. Другими словами, мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации  научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, повышать и развивать.