Задачи:
- закрепить представления детей о событиях и главных особенностях праздника Крещения Господня, и о значении имени;
- формировать эмоциональное принятие себя и других, навыки доброжелательного и добродетельного поведения;
- развивать воображение, мышление, речь и нравственные чувства детей.
Инструментарий:
- иллюстрации:
- две картинки с изображением леса,
- картинка с изображением белки, картинка с изображением медведя,
- два различных изображения Ангела,
- две различные репродукции иконы праздника Крещения Господня,
- картина И. Тупылева «Крестины»,
- иллюстрация к событиям празднования Крещения Господня (водосвятие);
- лист бумаги, в два раза длиннее и в два раза шире каждой иллюстрации с круглым отверстием по центру;
- игровое поле с фишками (настольная игра «У Лукоморья»);
- две корзинки;
- 15 разноцветных кубиков;
- два платка для завязывания глаз;
- модели овощей (14 штук)
- музыкальное сопровождение: музыка из серии «Волшебные голоса природы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Детям предлагается сесть в форме круга, чтобы
все могли видеть друг друга.
Дети вместе с педагогом приветствуют друг друга,
хлопая в ладоши (проговаривается имя каждого, кто
сидит в кругу):
«Хоровод, хоровод!
Собирайся, народ!
Снова собрался наш круг!
Да-ша, Ма-ша и т.д.» [2]
2. Разминка
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в
сказочный лес. Дойти до конца смогут только самые
смелые, внимательные, находчивые и
доброжелательные. Вы готовы? Давайте
потренируемся. Закройте глаза и прислушайтесь, а
потом мне скажете, что вы услышали (включается
запись «Волшебные голоса природы»). Каждый
ребенок рассказывает, что он услышал.
Молодцы!
В сказочном лесу много деревьев с чудесными
плодами. Может быть, нам придется прыгать, чтобы
их достать и подкрепиться в пути. Умеете ли вы
прыгать? Кто прыгнет выше всех? Хорошо! Теперь мы
уж точно не пропадем.
В этом лесу много разных насекомых и змей. Идти
надо по проложенной тропинке след в след, чтобы
не потеряться, не наступить на ядовитую змею или
паука (ходьба змейкой с изменением темпа
движения и видов ходьбы) [1].
3. Рефлексия предыдущих занятий
Чтобы путешествие оказалось не очень трудным,
нам надо вспомнить, о чем мы с вами говорили на
предыдущих занятиях, в какие игры играли? Эти
знания нам очень помогут в дороге. Кто может
рассказать?
Давайте еще проверим, насколько вы разгадали
тайну своего имени.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение выполняется в круге. Детям предлагается по очереди (по кругу) назвать свое имя и рассказать о значении своего имени (о том, как каждый понимает свое имя).
4. Основное содержание занятия
Вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Хочу вас предупредить, что в сказочном лесу мы можем встретиться с какими-нибудь трудностями (задания), но я уверена, что вы со всем справитесь и сможете уйти от опасности. Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда пойдет своим путем, а потом мы встретимся и расскажем друг другу о своих впечатлениях. Ну, что? Вперед!
Правила игры
Команды передвигают свои фишки по игровому
полю, выполняя задания. Каждому заданию
соответствует определенное количество очков.
Количество набранных очков при выполнении
задания показывает, сколько кружков вперед по
игровому полю должна пройти фишка команды.
В том случае, если фишка встает на желтый кружок,
то объявляется привал.
Упражнение «Собери кубики»
На ковре разбрасываются кубики. Включается запись «Волшебные голоса природы». Время звучания – 1 минута. Два игрока (по одному из каждой команды) с завязанными глазами собирают кубики в свою корзину. По окончании звучания музыки считают количество кубиков в каждой корзине. По количеству кубиков в корзине передвигаются по игровому полю фишки команд.
Задания:
1. «Собери овощи в корзинку». Дети называют добрые дела, которые они могут делать или уже делают. Нужно дать возможность высказаться каждому игроку команды. За правильный ответ команда получает какой-либо овощ. Затем подсчитывается количество овощей в каждой корзинке.
2. «Комплименты». Представитель одной команды делает комплименты любому ребенку из другой команды (и наоборот). Считается количество комплиментов сделанных игроками каждой команды. Упражнение повторяется 2 – 3 раза (по желанию детей).
3. «Как поступить». Каждому ребенку нужно принять решение как поступить в предложенной ему ситуации. Считается количество правильных ответов в каждой команде.
Как поступить, если…
– стульчик, на который ты хотел (а) сесть занял
(а) Миша (Маша);
– мама отдыхает;
– ты увидел, что у Тани рассыпались игрушки;
– у тебя Катя попросила поиграть с твоей любимой
куклой;
– воспитательница попросила тебя помочь ребятам
убрать игрушки, но ты с ними вместе не играл (а);
– увидел (а), что Миша (Маша) плачет;
– в цветочках засохла земля;
– Вова сломал твою машинку и плачет;
– ты пошел с мамой в магазин, а маме несет тяжелую
сумку;
– ты сидишь на сиденье в автобусе, в автобус
зашла бабушка;
– ты увидел (а), что к вам в группу зашла
заведующая;
– ты случайно толкнул (а) Таню.
4. «Отгадай картинку». Для этого задания
потребуются иллюстрации и лист бумаги с круглым
отверстием. Каждая иллюстрация прикрывается
листом бумаги. Дети рассматривают иллюстрацию
только через отверстие постепенно передвигая
отверстие по картинке. Задача игроков –
отгадать, что изображено на картинке.
Каждой команде предъявляется для просмотра по 5
иллюстраций. Считается количество правильных
ответов.
5. «Рассказ по картинке». Дети рассматривают предложенную им картинку (репродукция иконы праздника Крещения Господня для одной команды и картина И. Тупылева «Крестины» – для другой). Педагог предлагает, чтобы кто-нибудь из команды подробно рассказал, что изображено на картинке. Остальные дети исправляют и дополняют его. Максимальная оценка – 5 баллов.
6. «Объясни словечко». Детям предлагается объяснить значение таких слов, как красивый, храбрый, заботливый, вежливый, милосердный (для одной команды). И таких слов, как терпеливый, щедрый, трудолюбивый, послушный, правдивый (для другой команды). Считается количество правильных ответов.
7. «Дополнение». Если команды еще не дошли до конца пути по игровому полю, то можно предложить ребятам выполнить еще раз любое из понравившихся им заданий.
5. Рефлексия текущего занятия
Мы славно попутешествовали. Какие вы все молодцы. Пора возвращаться домой, в детский сад. Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось?
6. Прощание
Все стоят в кругу. Дети протягивают правые ручки к центру круга и кладут друг другу ладошку на ладошку. Покачивая ручками вверх и вниз, вместе говорят:
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам еще,
До свиданья, до свиданья,
Вместе очень хорошо!
Будем вместе заниматься,
И трудиться, и играть! [2]
На этом занятие заканчивается.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Крячко А.А. Программа студийных занятий с детьми «Введение в традицию». – Православный образовательный портал Слово.