С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные, яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушками. Младенцы хватали игрушки руками, ощупывали их, но помимо этого они прислушивались к звукам, которые эти игрушки издавали.
Дети росли и продолжали экспериментировать с предметами окружающего их мира. Подрастая, дети сами мастерили себе сопелки из стручков акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Иногда взрослые лепили свистульки из глины и обжигали их в печи. Все музыкальные игрушки, сделанные взрослыми и детьми, использовались в народных играх. И, конечно, эти игры решали главную задачу – развивать у ребенка слуховое восприятие.
К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки используются родителями до сих пор, но только для игры с младенцами. С детьми же старшего дошкольного возраста взрослые редко играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.
Музыкальные игрушки, которые мы видим на прилавках магазинов, имеют часто не «естественный» звук. К большому сожалению, родители мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, гармошкам, трещоткам, ложкам, свистулькам и т.д. Эти музыкальные игрушки имеют разнообразные тембры «голоса», в процессе игры с ними у детей старшего дошкольного возраста развивается слуховое восприятие.
Действительно, сейчас очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольного возраста.
Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников слухового восприятия. Это одно из основных умений, которое будет востребовано, когда ребенок пойдет в школу.
Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, я, как педагог так или иначе буду развивать у него умение воспринимать музыку. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.
Авторы программ по музыкальному воспитанию, по которым я сейчас работаю («Гармония» автор К.В. Тарасова, «Раз – ступенька, два – ступенька…» автор Е. А. Дубровская) часто предлагают для восприятия, в разделе слушания музыки, как небольшие детские пьесы, так и фрагменты более крупных музыкальных произведений.
Работа по проекту проводилась в группе детей с нарушением зрения. Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и движении. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. У детей с нарушением зрения слуховое восприятие необходимо всячески развивать и оберегать.
Диагностическое обследование музыкальных способностей, проведенное в начале учебного года, показало, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито восприятие музыкально – художественного образа: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном, так при обследовании 10 человек старшей группы для детей с нарушением зрения, 3 человека (30 %) не узнает и не различает характер музыкальных произведений, 4 человека (40 %) проявляет эмоциональное отношение к некоторым музыкальным произведениям и различает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь и только 3 человека (30 %) из 10 могут узнать знакомые музыкальные произведения по вступлению, мелодии и могут высказать свое суждение о нем.
Анкетирование родителей группы показало, что 6 человек (60 %) слушают детскую и эстрадную музыку, 2 человека (20 %) слушают классическую музыку, но только лишь у половины семей есть дома детские музыкальные инструменты – игрушки, а у 5 человек (50 %) нет таких игрушек вообще.
В результате анализа ситуации возникло противоречие между необходимостью более углубленного развития слухового восприятия и его роли в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе с одной стороны и
недостаточностью внимания к этой стороне развития с другой.
Это противоречие делает одну из актуальных проблему: внедрения эффективных методов и приемов для развития слухового восприятия (Приложение 1) и их влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Все вышесказанное определило выбор темы.
Объект: Образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет: Эффективные методы и приемы для развития слухового восприятия.
Цель: Развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умение слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные звуки.
Задачи:
- Выделить эффективные методы и приемы для развития у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия.
- Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с музыкальной культурой, музыкальными инструментами.
- Вовлечь дошкольников в разные виды
детской деятельности:
- Художественно – эстетическую;
- Познавательно – речевую;
- Музыкально – театрализованную;
- Игровую;
- Продуктивные виды деятельности;
- Уметь импровизировать со звуком при игре на самодельных игрушках – инструментах.
- Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
Гипотеза:
Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:
- У детей – развитию слухового восприятия, что влияет на развитие музыкальных способностей, которые необходимы для успешного обучения в школе.
- У родителей – обогащению приемов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско – родительских отношений.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.
Длительность проекта: 2 месяца
Проектная часть.
Содержание музыкальной деятельности.
№ | Тема, включенная в один из разделов музык. занятия | Задачи |
Вид деятельности |
Репертуар |
Где живут звуки? | ||||
1. | Звуки улицы. | Познакомить детей со звуками окружающего мира: дома, улицы. | Музыкально- ритмические
движения.
Пение |
игра – танец «Машина»
/из передачи «Улица Сезам»/ «Часы» Фроловой |
2. | Звуки дома. | |||
3. | Звуки природы. Лето. | Познакомить детей со звуками окружающей нас природы; звуками лета: насекомые, птицы, дождь, ливень и т.д. | Слушание
Пение Оркестр |
«Песня жаворонка» муз. П.
Чайковского
«Никого не обижай» муз. Н. Тимофеевой «Дождик» рус. нар. мел. «Зонтик» К. Макаровой «Дождь» (звуки природы) |
4. | Гром, дождь, ливень. | |||
Звук живет в любом предмете. | ||||
5. | Деревянные и металлические. | Знакомство детей с немузы-
кальными звуками.
Знакомство детей со свойст-вом различных звуков. Умение их распознавать в окружающем мире. |
Слушание
Пение. Оркестр |
«Марш деревянных солдатиков»
Чайковского
Звукоподражание «Повтори звук» /игры с инструментами/ |
6. | Стеклянные звуки. | |||
7. | Звук- волшебник. | Познакомить с музыкальными
звуками, отличие их от шумов
Закрепить названия музыкаль- ных инструментов, вспомнить способы игры на них. Познакомить с новыми. |
Слушание
Музыкально – дидактические игры |
«Танец феи Драже» муз. П.
Чайковского
«Сыграй имя», «Спой и сыграй свою любимую песню», озвучивание рус. нар. сказки «Теремок» |
8. | Инструментов много знаем и сейчас на них сыграем… | |||
9. | Инструменты разных стран. Россия. | Познакомить с музыкальными инструментами России: шар- кун, рубель, деревянные па- лочки, коробочка, гусли, коло-тушка, бубен, бубенцы, треугольник, молоточек. Изготовление их из бросового материала. | Слушание
Музыкально – ритмические движения Оркестр |
«Камаринская» муз. П.
Чайковского рус. нар. игра «Катя – Катерина» «Светит месяц, светит ясный» |
10. | В звуках мир наш отражен. | Уметь озвучивать стихи и сказки с помощью самодель- ных музыкальных инструмен- тов | Музыкально – ритмические движения | рус. нар. хороводная игра «Теремок» |
11. | Радуга звуков | Повторить названия музыкальных
инструментов и способы игры на них.
Закрепить знания о звуках шумовых и музыкальных. Исполнять муз. произведения, озвучивать стихи и сказки с помощью самодельных музы- кальных инструментов, вместе с родителями. |
Музыкально – ритмические
движения
Все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение, игра на ДМИ, творчество |
«Дружный оркестр» муз. Завалишиной «Этюд с музыкальными инструментами» Госсека |
12. | Итоговое развле- чение с участием
родителей:
«Повсюду музыка звучит» /праздник звуков/ |
Содержание совместной деятельности музыкального руководителя с педагогами, специалистами и родителями.
Работа с детьми. |
Познавательная деятельность
Продуктивная деятельность
|
Художественно – речевая деятельность
1. Чтение художественных произведений и их озвучивание.Сказки:
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз, солнце и ветер» ( в обработке М. Булатова)
- английская народная сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка»
- украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской
- «Сказка о громком барабане» С. Могилевская.
- русская народная сказка «Теремок», «Колобок»
Песни: («Лесная песенка» В. Витлина, «Кап- кап» муз. Е.Тиличеевой, «Лягушка» муз. Е. Фроловой, «Часы» муз. Е. Фроловой, «Слон и скрипочка» муз. В. Кикты, «Никого не обижай» муз. Н. Тимофеевой, различные звукоподражания)
Стихи, потешки:
(«Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца) (Приложение 4)
2. Загадывание загадок :- Предметы дома, быта, природы, улицы.
- Музыкальные инструменты. (Приложение 5)
4. Составление описательных рассказов – загадок детьми о детских музыкальных инструментах. (Приложение 7)
5. Студия «Детсад – фильм» представляет зарисовки: «Мы играем и поем!»
Игровая деятельность
Театрально – музыкальная деятельность
- Исполнение песен о музыкальных инструментах: «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты ст. В. Татариновой; «Бубен» муз. М. Красева ст. Н. Френкель; «Труба», «Барабан», «Балалайка» ст. Е.Тиличеевой ст. Н. Наденовой; «Музыкальная шкатулка» муз. Ю. Чичкова;
- изготовление костюмов «Мы – музыкальные инструменты»: барабан, колокольчик и т.д.
- мини – пластические двигательные импровизации: «Танец капелек» муз. Е. Гомоновой, «Лошадка» муз. Е. Макшанцевой, «Дружный оркестр» муз. М. Завалишиной.
- музыкально – театрализованное представление «Повсюду музыка звучит» с дефиле костюмов
- Разучивание песен – инсценировок, песен – загадок о музыкальных инструментах («Труба», «Балалайка», «Гармошка», «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, ст. Н. Найденовой;«А у меня есть флейта» ст. и муз. Э. Фриме; «Ежик и барабан» муз. В. Ефимова, ст. Г. Виеру; «Дудочка» муз. . Парцхаладзе, ст. П. Синявского; «Музыкальная шкатулка» муз. Ю. Чичкова, ст. З Петровой; песенки – загадки «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» муз. В. Агафонникова, ст. З. Петровой;
Музыкальные игры:
- Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Собери картинку – звуки вокруг нас»
- Мини – спектакли с самодельными инструментами – игрушками для малышей (озвучивание песен, стихов и сказок). Вручение игрушек - самоделок малышам в подарок.
Взаимодействие с семьей.
- Консультация в групповой журнал для родителей и детей «Природные и самодельные музыкальные инструменты» (Приложение 10)
- Конкурс по изготовлению природных и самодельных музыкальных инструментов из бросового материала (награждение лучших на празднике «Повсюду музыка звучит»)
- Выставка поделок из бросового материала: самодельные инструменты (на празднике)
- Совместные мини – постановки, инсценировки стихов (на итоговом празднике) Развлечение «Повсюду музыка звучит» (Приложение 11)
- Изготовление детских костюмов к дефиле «Мы – музыкальные инструменты»
Взаимодействие со специалистами ДОУ.
- Преподаватель изодеятельности
- Дефектолог группы
- Педагоги группы
Итоговое мероприятие.
Праздник для детей и родителей «Повсюду музыка звучит!»
Использованная литература:
- Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, Москва, 2006 год.
- О. П. Радынова «Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации». Москва, 1999 год.
- В.П. Ермаков, Г. А. Якунин «Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения», Москва, «Владос», 2000 год.
- Т. Э. Тютюнникова «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа» / журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1997 год/
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва, 2001 год
- Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», Москва, 1995 год.
- Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.
- В. Жилин «Орф – урок», Екатеринбург, 1995 год.
- Л.Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, Москва, 1998 год.
- Н. Г. Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников», Москва, 1982 год.
- И. П. Манакова, Н. Г. Салмина «Мир звуков». Свердловск, Музыка, 1991 год.
- М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, 1997 год.