Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответ. Поэтому необходимо проводить работу по знакомству детей с окружающим миром, так как очень важно с самых первых шагов ребёнка в детском саду, научить его целостному взгляду на мир.
Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятия познавательного цикла учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Во время проведения занятия познавательного цикла решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта детей: умение вести диалог, умение договариваться, работать в микрогруппах, грамматический строй речи.
В основе занятия лежит игра, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий, побуждающих детей использовать знания , полученные ранее, заставляющих их самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Цель: Обобщение знаний детей об основных признаках осени, как времени года.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об осенних явлениях, учить обоснованно отвечать на вопросы, обогатить и активизировать словарный запас детей.
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление у детей.
- Формировать коммуникативные способности, умение работать в команде, договариваться, действовать сообща.
Материал к занятию: Запись «Вальс» Е.Дога; осенние листья (берёзовые, тополиные, кленовые) по количеству детей; письмо «Приглашение»; три круга с наклеенным листом по видам; сюжетные картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени; плоскостное дерево с наклеенными бумажными листочками (загадки); предметные картинки: «лиса»; «цветок»; «человек»; альбомные листы с «кляксами»; гуашь, кисточки, вода.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в гости к Осени. Представьте, что мы – разноцветные осенние листочки. Ветер закружил нас, поднял высоко над землёй, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву.
Дети под музыку имитируют полёт листьев.
- Ребята, вы чувствуете, как свеж и чист воздух?
- Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, выдохнем и пройдём дальше.
Педагог обращает внимание детей на осенние листья, рассыпанные по ковру.
- Ребята, что это рассыпано по ковру?
- Возьмите по одному листочку, присаживайтесь на ковёр.
- Рассмотрите свой листочек.
- От каких деревьев листья?
- Какие они на ощупь?
- Приложите их к щеке, что вы чувствуете?
- Какой запах у листа?
- На что он похож?
- Кто прислал нам листочки?
- Вот ещё один листок с письмом - приглашением от Осени. Осень хочет проверить, как вы знаете осенние приметы, что происходит в осенние денёчки в лесу, огороде, как меняется жизнь людей и животных. Для того, чтобы ответить на все вопросы, разделимся на команды. Как будем делиться?
- Ребята, вы обратили внимание, что листья разные? Назовите их.
- Можно ли разделиться на команды по листьям?
- Сколько получится команд? Почему?
Дети встают и делятся на команды, команда находит своё место в кругу, в котором такой же листочек. Выбирают посыльных. Способ выбора по решению детей.
Посыльные получают задание.
1 Задание: узнайте по картинке и назовите период осени, обоснуйте свой ответ (Ранняя, золотая, поздняя).
2 Задание: отгадайте загадку.
Педагог предлагает детям пройти к «Дереву загадок».
Посыльные по очереди срывают листочки с загадками, которые педагог читает детям.
Загадки:
Озорной повеса пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул – листья с дерева стряхнул. (ветер)Зимой скрываюсь, весной появляюсь,
Летом теку, веселюсь, осенью спать ложусь.(река)Он длиннющий, он большущий, он от тучи до земли…
Пусть идёт он пуще, пуще, чтоб грибы скорей росли.(дождь)Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.(снег)Рыбам жить под ним тепло,
Крыша – толстое стекло.(лёд)
Физминутка «Я - листочек»
Педагог включает вальсовую музыку, читает рассказ, дети выполняют движения соответственно текста:
- Живут листочки на большом красивом дереве (дети изображают дерево). Светит ласковое осеннее солнышко, листочки тянуться к нему (встают на носочки). Но вот подул ветер (наклоны влево - вправо). Дует - дует ветер, задувает, жёлтые листочки с дерева срывает. Они плавно кружатся в воздухе (дети кружатся). Ветер гонит листочки по земле и собирает их в одну кучу (все садятся в кучу на ковёр). А тут туча закрывает небо (закрывают голову руками). Пошёл дождь, стало холодно, замёрзли листочки (обхватывают себя руками, изображают, что дрожат от холода). Но вот выглянуло солнышко! Оно протянуло листочкам свои лучики, погладило их, обогрело их (педагог обходит детей, погладив каждого по голове). Листочкам стало тепло, и они закружились в танце (дети танцуют).
Музыка затихает, все останавливаются.
3 Задание: «Что изменилось».
Посыльные берут по одной картинке (лиса, цветок, человек). Надо рассказать, что изменилось в жизни растений, животных, людей с наступлением осени.
4 Задание: «Дорисуй листочек» (методом «кляксографии»).
- Ребята, Осень приготовила для вас вот такие необычные кляксы, и хочет, чтобы вы дорисовали их и превратили их в красивые осенние листочки.
- Как лучше сделать это – одному или в паре?
- Чтобы объединиться в пары, встаньте в круг, найдите глазами себе друга, с которым вы хотели бы работать.
Дети выбирают пары, проходят за столы.
- Прежде чем рисовать, давайте поиграем с пальчиками.
Осень листья золотит ритмично потирают ладони рук
Ветер ими шелестит
Шур – шур – шур, шур – шур - шур,
И с деревьев их разносит, Ритмично скрещивают поднятые вверх руки
Поиграет, снова бросит
У – у – у – у
При рассматривании рисунков, педагог спрашивает, с какого дерева лист.
- Вот и закончилось наше путешествие в мир Осени. Вы выполнили все задания, Осень благодарит вас. А какое время года придёт за осенью?
Педагог, задавая вопрос, даёт задел на будущее занятие детей.