Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли качественно обучить и развить потенциал личности. Современное обучение направленно на то, чтобы готовить учащихся активно осваивать ситуации социальных перемен.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы, методы и приемы, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося. В результате мы стимулируем речевое общение, способствуем формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Посредством таких приемов развивается мотивационная сфера учащихся. Эти задачи можно решить с помощью игровых приемов обучения. К игровым приемам можно отнести настольные игры, песни и речевки. Используя игровые приемы на уроке английского языка, в полной мере проявляются способности любого человека, а особенно ребенка. Эти приемы требуют напряжения эмоциональных и умственных сил. А если учащиеся при этом говорят или поют на английском языке, открываются богатые обучающие возможности. Использование игровых методов и приемов на уроке английского языка оправдано огромным значением игры для психического развития детей.
На своих уроках я решила особое внимание уделить игровым приемам, а именно: настольным играм, песням и речевкам. Сначала расскажу о настольных играх, им я хотела бы уделить более пристальное внимание, т.к. современные педагоги практически не используют их на своих уроках.
З. Манулейко считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы и приемы обучения используют различные способы мотивации.
- Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
- В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели. В игре изначально учащиеся раны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Игра активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Настольные игры помогают справиться с языковым барьером, со страхом сделать ошибку, решить вопрос с запоминанием лексики и грамматических клише. Ведь главной целью настольной игры для ребенка является не проверка знаний, не скучная отработка грамматики или лексики или формирование и развитие речевых умений, а желание выиграть, соответствовать правилам игры, т.е. происходит некая подмена целей, снимается напряжение, страх, ребенок не переживает от того, что его будут оценивать, ему интересно. Другими словами, в играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в настольную лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, клише, грамматики, общение на английском языке.
Хочу обратить ваше внимание, что настольные игры совсем необязательно покупать или придумывать самим, их легко найти в интернете вот некоторые ресурсы:
http://puzzlemaker.discoveryeducation.com
Теперь я бы хотела представить некоторые настольные игры. (Приложение1-3).
Игра “Камень, ножницы, бумага”. Ход игры: учащиеся разбиваются по парам, каждой паре выдается только один бланк с настольной игрой (http://www.esl-kids.com/), дети по - очереди произносят “камень, ножницы, бумага”, показывая на пальцах символы. Тот, кто выиграл, произносит название животного и двигает свою фишку на клетку (фишками могут послужить как настоящие фишки от настольной игры, так и небольшие ластики, колпачки от ручек или другие мелкие предметы), выигрывает тот, кто быстрее доберется до финиша. Приложение 1.
Игра “Кубик”. При помощи сайта http://www.esl-kids.com/ сделать заготовку кубика, например, по теме “I can”, используя слова, изображающие действия, склеить кубик.
Ход игры: учащиеся разбиваются на группы или пары, по очереди кидают кубик и составляют предложения по изучаемой теме. Приложение 2.
Игра “Кто первый”. Ход игры: учащиеся разбиваются по парам, каждой паре выдается только один бланк с настольной игрой (http://www.esl-kids.com/), дети по – очереди кидают кубик (это единственный недостаток игры, т.к. трудно найти такое количество кубиков), называют часть тела или же составляют предложение со словом и передвигают свою фишку, выигрывает тот, кто быстрее доберется до финиша.
Это всего лишь малая часть тех игр, которые я использую в начальной школе на уроках.
Всем известно, что волевая сфера младших школьников не сформирована в полной мере и языковые трудности, как правило, понижают мотивацию учащихся, поэтому я стараюсь разнообразить игровые приемы, в частности, я применяю песни и речевки. Это прекрасное средство для снятия языковых трудностей, проблем произношения, грамматических проблем. Песни и речевки можно использовать в любой части урока: как фонетическую или речевую разминку, в качестве здоровье сберегающей технологии - физкультминутки (в основном я брала речевки, т.к. они более эмоциональные, энергичные, при произношении речевок часто добавляются движения или хлопки), первичное закрепление грамматики или речевого клише. Для начальной школы наиболее подходит пособие “Let’s sing Let’s chant” издательства Oxford University Press.
Хочется отметить, что у детей все песни, настольные игры и речевки были подшиты в индивидуальные папки, который они носили с собой на каждый урок, кроме того, многие дети и дома пели песни и играли в настольные игры с родителями.
В заключение хочу сказать, что наблюдая за своими учениками в течение года, я заметила, как возрос интерес к урокам английского языка, с какой радостью они бежали на мои занятия, и самое главное, проведя анализ успеваемости я обнаружила, что показатели уровня обученности и уровня качества знаний заметно выросли. Желаю и вам успехов в нашем нелегком труде.
Список литературы
1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учи-теля. – М.: Просвещение,1990.
2. Манулейко З. В. “Изменение моторик и ребёнка в зависимости от условий и мотивов”, М.-69.
3. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. “Технология игры в обучении и развитии”, М.96.
4. Шмаков С. А. “Её величество игра”, М.-92.