Использование нетрадиционных форм работы воспитателя ДОУ с семьей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Родительское собрание

Кризис трех лет

(Конспект нетрадиционной формы работы с родителями)

Знаете ли, какой самый верный способ
сделать вашего ребенка несчастным-
это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Ж-Ж. Руссо

Воспитатель - Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи отказывается, ужасно сердится и кричит: “Я сам! Я сам!”

  • Какому возрастному периоду жизни ребенка это характерно? (Три года)
  • Что происходит с ребенком? (Кризис трех леток)
  • Как бы Вы поступили в данной ситуации?

МИНИ - АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пожалуйста, ответь на вопросы мини – анкеты:

  • Знакомо ли Вам понятие “кризис трех лет”. Что это такое?
  • Какого рода трудности Вы испытываете в общение с ребенком данного возраста?
  • Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
  • Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнения. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: “Я сам!”…

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав кризис трех лет:

“Я сам”

Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.

Система “Я” кипит во мне,
Хочу кричать по повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Л.А. Булдакова

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

*Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройки эндокринной системы.

*Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.

*Снижение адаптационно- компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно- психическим).

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более гладко и безболезненно.

Что же такое кризис трех лет и как реагировать на него взрослым?

Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

С донной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой стороны – это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни- все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА “КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ”

1. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА - это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которое намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.

Ребенок противопоставляет себя взрослым и перерастает выполнять их требования, стремясь сделать все наоборот, не только наперекор взрослым, но и часто в ущерб своим интересам.

2. РЕБЕНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ

В поведение ребенка наблюдается СТРОПТИВОСТЬ - постоянное недовольство всем. Это как “бунт против норм воспитания, установленных раннее для ребенка, против всего прежнего образа жизни” (Л.С. Выготский).

Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствующие яркому проявлению строптивости.

Однако если ребенку давать полную свободу и не ограничивать его ни в чем, то взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребенка все же приходится ограничивать. Например, в магазине, где он требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что вседозволенность до хорошего не доведет.

Реже в поведение детей наблюдается и такие симптомы:

*Обесценивание ребенком личности близких – ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии “войны”.

*Деспотизм – ребенок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнять любое желание, он хочет стать “господином положения”.

*Ревность - когда в семье есть еще дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Но, бывает и так, что на глазах у родителей ребенок стремится показать себя с лучшей стороны и заявляет, что обожает брата или сестру. Родители совершенно уверенны в этом. Однако на самом деле ребенка раздирает внутренние противоречия.

Чтобы не произошло подобное, родители должны чутко относиться к потребностям каждого ребенка. Находить время и обязательно уделять внимание каждому ребенку.

Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает “свою самостоятельность”, свое право на действия по собственным решениям.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов “НАДО” и “нельзя”. Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ. Каждому “нельзя” противопоставляйте альтернативное “можно”. Например, малыш тянется к очкам бабушки – нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: “Поправь бабушки очки, погладь ее”.

3.УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ

Ребенок проявляет упрямство, которое выражает в стремление поступать по- своему вопреки разумным доводам. Пик упрямства приходиться на 2,5- 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще.

Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил. Настойчивый – стойкий в своих намерениях, твердый, упорный, неотступный в требованиях.

В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно можно “выиграть битву”, заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка, который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет действовать подобным способом.

Наша задача – не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в нужное русло.

В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5-4 годам. Если и позже дети проявляют упрямство и капризы, то есть опасность фиксации упрямство и истеричности как удобных способов манипуляция родителями. Не следует поддаваться нажиму ради своего спокойствия. Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребенка играть “во взрослых”, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите ему не сложные действия, которые он может воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.

Тренинг, как один из способов проведения нетрадиционной формы работы с родителями.

В тренинге используется мяч как ключ к ответам и рассуждениями родителей.

Как бы Вы поступили?..

  • Если ребенок не желает есть? (Будите его упрашивать; Создадите игровую ситуацию и предложите покормить “котенка, мишку”.)
  • Если ребенок капризничает? (Будете переживать о том, что подумают окружающие? Вы проявите внимания к ребенку, возьмете за руку и отведете в сторону, где обстановка спокойнее и постараетесь переключить его внимание: “Смотри, что у меня есть!...”)
  • Если ребенок упрямится? (Вы его будите ругать и стыдить за плохое поведение; Подождете немного и отвлечете: “Посмотри, что у меня есть! Посмотри, кто там идет?..”)

Общение с ребенком в период кризиса (будь то кризис одного года, трех лет или подростковый) – это особое искусство. Главное – вовремя понять и помочь ребенку, потому, что мы нужны ему как никогда. И даже если он в этот момент не совсем такой, как нам хотелось бы, а колючий и ершистый, лучшее, что мы можем сделать, - принять его таким, какой он есть, и любить его.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  • Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
  • Побольше играйте, разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.
  • Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

“Кризис трех лет”

  • Капризы и истерика требуют зрителей.
  • Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая непослушная девочка!” Ребенок этого и ждет.
  • В любой ситуации проявляйте терпение к ребенку.
  • Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу.
  • Будьте с ним рядом.