Постановка проблемы
Проблема взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста является актуальной для современного общества.
Если ссылаться на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники, то , например, данной проблемой занимались В.А.Сухомлинский, А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, Р.Б. Стеркина, Л.Ф.Островская
Следует отметить, что в последнее время появилось несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Например, программ «Из детства – в отрочество» (научный руководитель Т.Н.Доронова) – она основана на глубоком контакте родителей и педагогов. Однако не все современные программы, в том числе и вышеназванная, снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагоги должны проводить серьёзную работу по выбору средств и методов, выстраиванию технологии взаимодействия с родителями.
Изучая уровень включения родителей в деятельность дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что основная часть родителей (около 70%) активно не участвует в деятельности детского сада, но выполняет отдельные поручения. Самую малую часть (7%) составляют активные участники, которые вносят свои предложения, выдвигают идеи.
Данный проект направлен на то, чтобы помочь в проведении работы по повышению правовой и психолого – педагогической культуры родителей. Почему обратились к традиции? Потому что традиции призваны служить упрочнению семейно - родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание. Деятельность, выстроенная по проекту, ориентирует ребёнка на семейные традиции, на построение своих семей по образцу родительской семьи . При этом, в первую очередь, моделируются установки родителей на воспитание детей в семье и соответствующие им стили воспитания.
Содержание проекта таково, что позволяет строить общение педагога с родителями на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
Цель: активизировать роль семейной традиции в гармоничном развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить роль традиций в вопросах воспитания ребенка дошкольника.
- Провести анкетирование родителей с целью выявления сложившихся традиций в семье объединить их и детей по интересам для формирования навыков общения родителей с детьми.
- Разработать и апробировать различные по форме мероприятия с родителями и детьми, способствующие становлению традиций.
- Организовать презентацию материалов по проводимой работе на районном методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп.
Краткая аннотация проекта
Данный проект выполняется воспитателями и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.
Содержание проекта позволит снизить ощущаемый дефицит родительского общения с детским садом, детьми и успешно решить проблему духовного развития личности ребёнка – дошкольника. Данный разработанный материал способствует взаимодействию с семьёй для развития полноценного развития ребёнка. Представленный материал составляет основу для выявления характера семейных взаимоотношений и авторитета родителей.
Разработанная система мероприятий рассчитана на учебный год и имеет следующую цель:активизировать роль семейной традиции в гармоничном развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Проект решает следующие задачи:
1. Изучить роль традиций в вопросах воспитания ребёнка дошкольного возраста.
2. Провести анкетирование родителей с целью сложившихся традиций в семье и объединить их и детей по интересам для формирования навыков общения родителей с детьми.
3. Разработать и апробировать различные по форме мероприятия с родителями и детьми, способствующие становлению традиций.
4. Организовать презентацию материалов по проводимой работе на районном методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп.
По окончании проделанной работы предполагается получить следующий результат. Атмосфера детского сада станет более благоприятной, повысится эффективность воспитания детей в семье. В дальнейшей жизни дети, ориентируясь на семейные традиции или отвергая их, по образцу родительской семьи, вырастая, построят свои семьи. С социально – нравственной точки зрения отношения станут более доброжелательными, возникнет стремление к общению и взаимодействию. При воспитании ребёнка строить отношения на позитивных моментах: говорить, что ребёнок хороший, любимый, заботиться о нём . Помочь родителям замечать даже незначительные успехи ребёнка, его стремление чему-то научиться, проявить самостоятельность; уважать интересы и привязанности детей, предоставлять им право выбора. В результате у детей будут ярче развиваться гуманные чувства, закладываемые детским садом и семьёй в воспитании доброты, сочувствия, заботы и уважения к родителям.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Рабочий план проекта
1. СЕНТЯБРЬ
- Анкетирование родителей дошкольного образовательного учреждения
А. Как вы понимаете слово «традиция»?
Б. Существуют ли традиции в вашей семье?
В. Проведение каких праздников является в вашей семье традиционным?
Г. Как по вашему мнению могут проявляться традиции в повседневной жизни? Есть ли они в вашей семье?
Д. Есть ли в вашей семье традиции, которые передаются из поколения в поколение? Каковы они?
Е. Помогают ли традиции в семье сближению поколений.
- Подведение итогов анкетирования и планирование работы на октябрь.
Цель: формировать установку на сотрудничество, на основе результатов педагогической диагностики, совместно с педагогом – психологом и старшим воспитателем поставить на решение проблему педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей.
2. ОКТЯБРЬ
- Проведение семинара – практикума для родителей «Моя семья – моя крепость» с приглашением почётных гостей. Выступление родителей по вопросам семейного воспитания.
- Проведение конференции с родителями по представлению лучшего семейного опыта: родители делятся существующими семейными традициями с демонстрацией видеороликов, газет, альбомов, выставок фотографий, поделок и другое.
- Подведение итогов и подготовка к созданию клубов по интересам.
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование традиций в воспитании ребёнка.
3. НОЯБРЬ
- Создание родительского клуба по интересам: шахматы, театр, спорт, туризм, рукоделие, кулинария и другое):
- Выбор инициативной группы;
- Выбор инициативной группы;
- Составление планов действия.
- Оформление паспортов клубов
Цель: дать родителям знания о значении проводимой работы в развитии ребёнка, заинтересовать проблемой и приобщить к участию в её решении.
4. ДЕКАБРЬ
- Подготовка к презентации семейных материалов по интересам.
- Презентация материалов по интересам в форме альбомов, выставки фотографий, изделий ручного труда, роликов и другое.
- Выявление самого лучшего и содержательного по работе направления.
- Совместное празднование Нового года.
Цель: заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательскую деятельность.
5. ЯНВАРЬ
- День открытых дверей: проведение деятельности ( в форме занятия, игры, путешествия, беседы и другое) по своему направлению в группах совместно с детьми, педагогами и родителями.
- Представление материала – отчёта в форме фотовыставки со словесным сопровождением к концу месяца.
Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста.
6. ФЕВРАЛЬ
- Совместно с папами проведение Гусарского турнира к 23 февраля.
- Проведение мини – спартакиады с выездом на базу А.Тульского «Наша семья – лыжники».
Цель: показать значимость личностного развития дошкольников через общение со взрослыми.
7. МАРТ
- Организация внутрисадовского шахматного турнира с выявлением и награждением победителей.
- Традиционный конкурс «Мисс «Рябинушка» совместно с мамами и бабушками к 8 марта.
Цель: раскрыть перед родителями роль семьи в социально – нравственном воспитании ребёнка.
8. АПРЕЛЬ
- Проведение трудового десанта родителей по уборке территории: наведение порядка и чистоты на всей территории, обработка её от клещей.
- Организация конкурса на выполнение эскиза самого оригинального цветника.
- Приглашение всех желающих участников Клуба на Пасхальные посиделки.
- Подготовка к детскому фестивалю творчества «Так зажигают звёзды».
Цель: реализовывать желание родителей приучать детей к делу, вооружать соответствующими навыками.
9. МАЙ
- Методическое объединение для воспитателей старших и подготовительных групп по организации работы с родителями.
- Совместное планирование работы на лето.
- Выступление с результатами работы на итоговом годичном собрании педагогов и родителей.
Цель: подвести итоги проделанной работы и зафиксировать положительную динамику работы по рассматриваемой проблеме.