Оборудование: учебники по экологии, по географии; плакаты по экологии; пособия по экологии – карточки с данными по показателям загрязнения окружающей среды; компьютер, экран, проектор, диски с записями презентациями; видеофильм об окружающей среде; дополнительная литература, справочники
Обустройство класса: парты составлены для групп по две; для гостей – ряд из четырех парт; около доски свободное пространство для выступления.
Модуль 1
Задание А. (максимальный балл – 5)
Выпишите понятия ( п.75, справочная литература)
Выпишите данные о количестве населения в городах по периодам:
XIX век –
XX век –
XXI век –
Сверьте свои ответы с консультантом
Задание Б. ( максимальный балл – 8)
Что способствует росту городов и урбанизации? Выпишите факторы (4).
Определите темпы и уровни урбанизации. Сделайте прогноз на будущее и запишите его.
Сверьте свои ответы с консультантом
Задание В. (максимальный балл – 10)
Нарисуйте схемы видов агломерации
Начертите график и составьте диаграмму роста населения в городах и темпах урбанизации в разных странах
Сверьте свои ответы с консультантом
Модуль 2
Задание А (максимальный балл – 5)
Дополните предложения:
Городские агломерации являются …
Размеры загрязнения …
Вокруг крупных городов …
Большое влияние на природу …
Для урбанизации характерен …
Отметьте предложения знаком (+) или (-) соответственно влиянию. Выявите, что превышает по показателям.
Задание Б. ( максимальный балл за каждый верный ответ – 2)
В форме таблицы запишите проблемные стороны и положительные стороны жизни людей в городах. Что имеет существенный перевес?
Модуль 3
Итоговая таблица
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Общее кол –во баллов | Итоговая оценка |
А | А | А | ||
Б | Б | Б | ||
В | В | |||
Г |
“5” – 100 – 80 баллов
“4” – 80–60 баллов
“3” – 60 – 40 баллов
Итоговая таблица
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Общее кол –во баллов | Итоговая оценка |
А | А | А | ||
Б | Б | Б | ||
В | В | |||
Г |
“5” – 100–80 баллов
“4” – 80–60 баллов
“3” – 60–40 баллов
Ответы на задания:
Модуль 1
Задание А.
Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества, определяется процентом населения, проживающего в городах.
Агломерация – компактная пространственная группировка поселений, объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно – бытовыми и рекреационными связями.
Рост населения в городах:
ХIХ – 3%
ХХ – 14% и 41%
ХХI – более 60%
Задание Б.
Росту городов и урбанизации способствуют четыре основных фактора:
А) быстрый рост населения;
Б) экономическое развитие;
В) обнищание сельского населения;
Г) развитие культурных и политических функций
города.
2. Темп урбанизации разных стран различен: меньше – в менее развитых странах, и больше – в более развитых экономически странах.
В мене развитых странах в 1987 году – 30-40%
В экономически развитых – 70-80 %
Уровни в % на столетие повышаются: 3% – 14% – 41% – 60%
Предполагается дальнейшее увеличение населения в городах.
Задание В.
Виды агломерации:
моноцентрическая;
полицентрическая.
Модуль 3.
Задание А.
Городские агломерации являются крупнейшим источником загрязнения окружающей среды. (-)
Размеры загрязнения многократно превышают их источники. (-)
Вокруг крупных городов возникают завалы производственно – бытовых отходов.(-)
Большое влияние на природу оказывают различные садовые и дачные поселки.(-)
Для урбанизации характерен приток сельского населения из сельского окружения и близлежащих малых городов в крупные города.(+)
Отрицательное воздействие превышает показатели положительные.
Задание Б.
Проблемы Преимущества Рост населения Экономическое развитие Загрязнение Культурные заведения Рост отходов Политическое управление Уменьшение сельского населения
Преимущества сегодня не имеют большого перевеса в городах. Много проблем и решить их сложно.
Цель: Сформировать умения определять проблемы в вопросе жизни общества людей, находить решения и формулировать выводы. Учиться работать в группе, учитывать мнение других.
Задачи:
- Закрепить знания о процессе урбанизации и возникающих проблемах в городах по изученному материалу по географии, обществознанию, биологии.
- Развивать мышление, память, воображение, положительные качества личности: взаимопомощь, взаимовыручка, дружба, терпение.
- Воспитывать любовь к людям, к жителям разных стран, к окружающей среде.
Ход урока
УЭ 0
Цель: Сформировать умения определять проблемы в вопросе жизни общества людей, находить решения и формулировать выводы.
Развивать коммуникативные умения при работе в группе.
Вводный контроль
Внимательно прочтите тему урока и выделите вопросы, знакомые вам по другим предметам.
Ответ обсудите в группе .(1 балл)
УЭ 1
Урбанизация. % населения. Общество – социум. Город – село. Функции городов. Агломерация . Виды. Факторы.
Ход работы
Изучите материал учебника, справочника,
дополнительной литературы.
Выполните задания.
Задание А. (максимальный балл – 5)
- Выпишите понятия темы.(п.75, справочная литература)
- Выпишите данные о количестве населения в городах по периодам:
ХIХ –
ХХ –
ХХI –
- Сверьте свои ответы с консультантом.
Задание Б. (максимальный балл – 8)
- Что способствует росту городов и урбанизации? Выпишите факторы (4).
- Определите темпы и уровни урбанизации. Сделайте прогноз на будущее и запишите его.
- Сверьте свои ответы с консультантом
Задание В. (максимальный балл – 10)
- Нарисуйте схемы видов агломерации
- Начертите график и составьте диаграмму роста населения в городах и темпах урбанизации в разных странах
- Сверьте свои ответы с консультантом
УЭ 2
Цели:
1) Определить проблемы, связанные с процессом урбанизации;
2) Распределить положительные и отрицательные стороны урбанизации и роста городов.
Ход работы
Внимательно рассмотрите текст учебника, статистические данные и видеоматериал ( видеофильм) и выполните задание.
Задание А ( максимальный балл – 5)
1. Дополните предложения:
Городские агломерации являются …
Размеры загрязнения …
Вокруг крупных городов …
Большое влияние на природу …
Для урбанизации характерен …
2. Отметьте предложения знаком (+) или (-) соответственно влиянию. Выявите, что превышает по показателям.
Задание Б. ( максимальный балл за каждый верный ответ – 5)
1. В форме таблицы запишите проблемные стороны и положительные стороны жизни людей в городах. Что имеет существенный перевес?
Контроль за выполнением задания проводит учитель.
УЭ 3
Решение проблем. Общие – глобальные. Частные – локальные. Мое отношение к вопросу.
Цели:
1) находить решения проблем через жизнь людей мира, общества и свою жизнь;
2) учит других положительному решению проблем на примере своих действий.
Ход работы
Используя образцы таблиц, плакатов и электронных носителей составьте проект деятельности по решению проблем, выявленных в ходе работы.
Задание А. ( за каждый правильный ответ – 5 баллов)
Запишите мероприятия по экологически
грамотной жизни населения в городах (кодекс).
“Я бы мог сделать …”
Задание Б. ( по 10 баллов за каждое правильное предложение)
Нарисуйте плакат и подготовьте его защиту, составив текст, стихотворение. Используйте полученные на уроке данные, добавьте свои предложения.
Задание В. ( по 10 баллов за каждое правильное предложение)
Составьте презентацию по решению выявленных проблем и подготовьте ее защиту. (заготовки домашние, на уроке идет настройка)
Задание Г. ( по 10 баллов за каждое правильное предложение)
Подготовьте выступление по решению выявленных проблем.(заготовки домашние)
Подведите итоги.
Самостоятельно оцените, достигли ли вы
поставленной цели.
Для этого вернитесь к началу работы и прочитайте,
какие перед вами стояли цели.
Проставьте полученные баллы в итоговую таблицу, посчитайте общее количество баллов и выведите итоговую оценку.
За дополнительную подготовку к уроку будут поставлены еще оценки учащимся.
Использование информационных технологий на уроках естественно-математического цикла
Модернизация современного образования чаще всего требует модульного построения образовательного процесса.
Модуль – это “достаточно самостоятельная педагогическая и дидактическая “территория” со специфическими и часто неповторимыми возможностями педагогической эффективности по отношению к определенным сторонам формирования личности”. – Е.В.Сковин
“Организационно – методическая, междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научных знаний и структурирования учебной информации с позиции логики познавательной деятельности с целью поэтапного формирования специалиста”. – В.В.Карпов
“Модуль может состоять из набора лекций, семинаров, практикумов, полевых и лабораторных экспериментов, экскурсий, дискуссий, дидактических игр, творческих решений учебных заданий, наблюдений, конференций ит.д.” – И.Д.Зверев
Можно определять модуль как целостную относительно независимую дидактическую единицу образовательного процесса, направленную на решение конкретной социально – педагогической цели (проблемы или ситуации). – С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина
Наиболее перспективным может быть системное взаимодействие содержательных и технологических модулей, которое послужит основой построения модульных образовательных программ и разработки модульных образовательных технологий.
БМО (блочно-модульное образование) – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.
- Целевые установки: для чего? зачем? как?
- Проектирование содержания модуля
- Конструирование учебных модулей и дидактических материалов
- Рейтинговая система контроля и оценки
Блок-схема
Блочное планирование географического содержания с учетом включения модулей различной деятельности учащихся:
- 1 блок – вводится учителем информация в готовом виде (1, 2 урока)
- 2 блок – происходит отработка основного содержания ( 3-5 уроки)
- 3 блок – обобщение (6 урок)
- 4 блок – контроль (7 урок)
Цель ставится на целый блок тем, а на каждый модуль конкретные задачи.
Данные уроки дают возможность будущего планирования, продумать, где и что делать, учащимся дается возможность предварительной подготовки.
Параметры планирования, элементы (кол-во уроков)
- № и тема урока
- Основные понятия и узловые вопросы. Содержания, отработанные на уроке
- Основные умения, формируемые на уроке
- Тип учебного занятия (1 – лекция, изучение нового, 2 – комбинированный, 3 – практическая, 4 – игра-диалог)
- Деятельность учащихся (1 – фронтальная, 2 – индивидуальная, 3, 4 – практическая, 7 – зачет)
- № практической работы, итоговой (тренировочные, итоговые или оценочные, творческие, 5 – обобщение, конспект, 6 – семинар)
- Опережающие задания учащихся (вопросы к семинару)
- Вопросы, выносимые на итоговый контроль (можно повесить у доски)
- Домашнее задание (задание и задавание на дом)
По новым технологиям разработаны и проведены интегрированные уроки “Страны мира” география– экология– история, “Качество воды” экология – химия. Проводится “Экологический марафон” – ряд мероприятий, включающий экологическую конференцию, экологические игры, экологические конкурсы, фотоконкурсы, экологические агитбригады и т.д.
Профессионализм, широкая эрудиция, владение психолого–педагогическими знаниями, оптимальный отбор методов и форм обучения обеспечивают высокие результаты обученности учеников. Постоянное освоение новейших достижений педагогической науки находит практическое применение в разнообразных формах обучения, таких как урок–диалог, урок– групповая работа, урок-игра, урок-конференция, урок– творческая работа. С целью активизации учебного процесса широко применяется модульное, проблемное обучение, лекционно-семинарская система, а также обучение на основе знаковых моделей (опорных конспектов). Во время урока создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха.
Нестандартные, интегрированные уроки не только обеспечивают межпредметные связи с историей, физикой, географией, биологией, химией, математикой и другие, но и обеспечивают деятельное включение школьников в учебный процесс, проявлению ими коммуникативной и мыслительной активности.
Важным направлением в работе является организация обучения на высоком уровне с соблюдением меры трудности, в зоне ближайшего развития, когда для выполнения учебной задачи учащимся необходимо использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы и проявить самостоятельность выбора решения. Сочетая научность преподавания с доступностью, индивидуальную деятельность с коллективными творческими заданиями преподаватель добивается главного – усвоения новых знаний каждым обучающимся непосредственно на уроке.
Используя методики развивающего обучения, инновационные технологии создают условия для реализации творческих возможностей учащихся.
На открытом уроке “Урбанизация и рост городов” по экологии применение знаний учащихся нашло отражение в составлении презентаций. Работа каждого ученика или группы является положительным примером для многих: на одних уроках – это хороший наглядный материал, на других – информационный источник по получению новых знаний, на третьих – рекламная пауза.
В системе контроля и оценивания результатов освоения учащимися материала необходимо выделить неоцениваемые результаты, которые часто бывают более значимы, чем оцениваемые, например, личностные качества школьника, его ценностные ориентации, профессиональный выбор, становление индивидуальности и оцениваемые результаты, среди которых можно определить предметные результаты межпредметные и надпредметные результаты.
В зависимости от сложности, доступности и дороговизны материально-технического обеспечения возможно проведение исследовательской деятельности:
упрощенный, использующий в основном визуальный метод исследования с незначительным привлечением достаточно простых действий.
Базовый (средний), предполагающий использование материально-технической базы для формирования.требований образовательного стандарта.
повышенный, используемый на занятиях в классах углубленного изучения предметов естественно-математического цикла и в группах системы дополнительного образования школьников.
Педагогический результат исследовательской деятельности школьников может проявлятся: на уровне
- овладения школьниками различными методами оценки
- целенаправленной допрофессиональной подготовки школьников
- развития деятельности, составляющей культуру
- развития знаний, умений, ценностных ориентаций в системе образования для устойчивого развития.
Современные компьютерные технологии открывают дополнительные возможности в обучении принятию решений в экологических ситуациях. Компьютер как средство обучения обладает интерактивностью, т.е. способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог. Компьютер может быть использован как источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя, книгу, эксперимент);в качестве аудиовизуального пособия, тренажера; как средство диагностики и контроля.
Специальные компьютерные программы позволяют не только добиться большей наглядности обучения, сократить время на проведение трудоемких вычислений, но и открывают принципиально новые возможности исследования и принятия решений в моделируемых экологических ситуациях, что в реальных условиях сделать трудно или невозможно.
Использование современных компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет открывает уникальные возможности: доступ к информации из всех банков данных, знакомство с содержанием экологических сайтов; поиск информации для творческих работ; обсуждение планов и результатов экологических исследований и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды и т.д.
Особый интерес представляют телекоммуникационные образовательные проекты и конференции, участники которых под руководством педагогов – координаторов получают не только навыки работы в сети, но активно обмениваются результатами самостоятельных исследований, творческими работами, обсуждают проблемы и возможные варианты их решения.
В работе с учащимися могут быть использованы следующие Интернет-ресурсы (названия приводятся на языке оригинала).
- http://www.fadr.msu.ru/ecocoop – российский детский телекоммуникационный проект “Экологическое содружество” (обсуждаются планы и результаты полевых экологических исследований и природоохранной деятельности школьников).
- http://www.globe.org.uk – “Globe Programme” (международные исследовательские проекты для студентов и школьников по изучению окружающей среды и обмену информацией).
- http://www/greenschoois.ca/seeds – “Green School Program” – краткие описания учебных экологических проектов, направленных на привлечение школьников к участию в улучшении местной экологической обстановки.
- http://www.edu.yar.ru/russian/projects – образовательные проекты Ярославского центра дистанционного обучения школьников по исследованию природы.
- http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm – “Глобальное мышление” (образовательный проект по изучению окружающей природной среды и ее компонентов (воздуха, воды, почвы), включая обсуждение и сравнение результатов).
- http://www.edu.nsu.ru/noos/ecology/index.hlml – экологический раздел Новосибирской областной образовательной сети (телеконференция школьников по экологии, телекоммуникационные образовательные проекты).
- http://www.uic.nnov.ru/pusiyn – проект “Виртуальная пустынь” (опыт проведения летних экологических школ, работы школьников по экологии).
- http://www.aseko/org – виртуальный ресурсный центр Ассоцации “Экологическое образование” (АсЭко).