Русский язык: "Корень слова. Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Формирование понятий «однокоренные слова», «корень слова».

2. Развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Повторение изученного.

IV. Изучение новой темы:

а) постановка темы урока;

б) упр. в подборе однокоренных слов;

в) работа с текстом;

г) работа по учебнику;

д) игра «Узнай, кто это».

V. Итог.

VI. Дом. задание.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске нарисовано солнышко, которое улыбается.

- Ребята, солнышко улыбается нам. Давайте мы улыбнёмся ему. А теперь улыбнитесь друг другу.

II. Чистописание

- Послушайте стихотворение и вы узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

III. Повторение

- Прочитайте слова: ноябрь, март, октябрь, сентябрь.

- Что общего у этих слов? Какое слово может быть лишним?

- Запишите только осенние месяца, расположив их в правильном порядке следования.

- Какие пословицы про октябрь вы знаете?

- Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте из них предложение.

Стоит, в, сырая, октябре, погода.

- Дайте характеристику этому предложению.(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Разберите по членам предложения. Выпишите словосочетания.

IV. Изучение новой темы

а) Постановка темы урока.

- Послушайте стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова).

- Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о корне слова.

б) Упражнения в подборе однокоренных слов.

- Какие слова мы называем однокоренными? Что такое корень слова?

- Вспомните стихотворение. Какие однокоренные слова встретились в нём?

Запишите их, выделите корень.

- Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Третий лишний».

- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Холод, холмик, холодный.

Лист, лисица, лисёнок.

Моряк, море, морж.

Лось, лосось, лосёнок.

Смелый, храбрый, смельчак.

(Учащиеся обязательно объясняют свой выбор).

- Продолжаем работу дальше.

- Ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение.

(Под тихую, спокойную музыку учитель читает стихотворение).

Утро в бору

Тишина пугливо
Прячется в бору.
Свежих и красивых
Грибов здесь наберу.
Слышу, как с хвоинки
Капает роса,
У лесной тропинки
Замер гриб-краса.
Ножка, как бочонок,
К шляпке лист прилип.
Молодой, точёный,
Крепкий белый гриб.
(Т.А.Шорыгина «Грибы. Какие они?»).

- О чём это стихотворение?

- Правильно. О грибе. А о каком грибе идёт речь? (на доске появляется картинка белого гриба). Запишем слово гриб. Какая орфограмма в этом слове? Как проверить парную согласную на конце слова? Подберите однокоренные слова, выделите корень.

Гриб – грибок, грибник, грибной, грибочек, грибница.

в) Работа с текстом.

- Положите перед собой карточки. Прочитайте. Можно ли сказать, что записанные предложения составляют текст? Почему?

Вот и я под елью нашёл грибок. Я люблю бродить по лесу. Да какой! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. А сколько грибов в лесу!

- Озаглавьте текст. Запишите. Найдите однокоренные слова, выделите корень.

г) Работа по учебнику. с.58 упр.125.

- А сейчас мы поговорим об одном удивительном грибе.

Выросли маслята –
Дружные ребята.
Шляпки маслянистые,
Нежно – золотистые,
Словно блинчики румяны
Разбежались по полянам.

- Существует несколько разновидностей маслят. Под лиственницей растут маслята лиственные. Эти грибы содержат смолистые вещества, снимающие головные боли. В самом деле, шляпка у маслёнка, будто смазана маслом, она блестит и напоминает румяный блин.
(Т.А.Шорыгина «Грибы. Какие они?»).

д) Игра «Узнай, кто это».

1 вариант

Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?

2 вариант

Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?

- Запишите отгадку и подберите однокоренные слова. Выделите корень.

V. Итог

- Ребята, вспомните весь наш урок. Продолжите предложение. Сегодня на уроке я делал…

VI. Д/з

C.56 правило, с.57 упр.121.