Цели:
1. Формирование понятий «однокоренные слова», «корень слова».
2. Развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
III. Повторение изученного.
IV. Изучение новой темы:
а) постановка темы урока;
б) упр. в подборе однокоренных слов;
в) работа с текстом;
г) работа по учебнику;
д) игра «Узнай, кто это».
V. Итог.
VI. Дом. задание.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске нарисовано солнышко, которое улыбается.
- Ребята, солнышко улыбается нам. Давайте мы улыбнёмся ему. А теперь улыбнитесь друг другу.
II. Чистописание
- Послушайте стихотворение и вы узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
III. Повторение
- Прочитайте слова: ноябрь, март, октябрь, сентябрь.
- Что общего у этих слов? Какое слово может быть лишним?
- Запишите только осенние месяца, расположив их в правильном порядке следования.
- Какие пословицы про октябрь вы знаете?
- Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте из них предложение.
Стоит, в, сырая, октябре, погода.
- Дайте характеристику этому предложению.(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Разберите по членам предложения. Выпишите словосочетания.
IV. Изучение новой темы
а) Постановка темы урока.
- Послушайте стихотворение:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова).
- Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о корне слова.
б) Упражнения в подборе однокоренных слов.
- Какие слова мы называем однокоренными? Что такое корень слова?
- Вспомните стихотворение. Какие однокоренные слова встретились в нём?
Запишите их, выделите корень.
- Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Третий лишний».
- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Холод, холмик, холодный.
Лист, лисица, лисёнок.
Моряк, море, морж.
Лось, лосось, лосёнок.
Смелый, храбрый, смельчак.
(Учащиеся обязательно объясняют свой выбор).
- Продолжаем работу дальше.
- Ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение.
(Под тихую, спокойную музыку учитель читает стихотворение).
Утро в бору
Тишина пугливо
Прячется в бору.
Свежих и красивых
Грибов здесь наберу.
Слышу, как с хвоинки
Капает роса,
У лесной тропинки
Замер гриб-краса.
Ножка, как бочонок,
К шляпке лист прилип.
Молодой, точёный,
Крепкий белый гриб.
(Т.А.Шорыгина «Грибы. Какие они?»).
- О чём это стихотворение?
- Правильно. О грибе. А о каком грибе идёт речь? (на доске появляется картинка белого гриба). Запишем слово гриб. Какая орфограмма в этом слове? Как проверить парную согласную на конце слова? Подберите однокоренные слова, выделите корень.
Гриб – грибок, грибник, грибной, грибочек, грибница.
в) Работа с текстом.
- Положите перед собой карточки. Прочитайте. Можно ли сказать, что записанные предложения составляют текст? Почему?
Вот и я под елью нашёл грибок. Я люблю бродить по лесу. Да какой! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. А сколько грибов в лесу!
- Озаглавьте текст. Запишите. Найдите однокоренные слова, выделите корень.
г) Работа по учебнику. с.58 упр.125.
- А сейчас мы поговорим об одном удивительном грибе.
Выросли маслята –
Дружные ребята.
Шляпки маслянистые,
Нежно – золотистые,
Словно блинчики румяны
Разбежались по полянам.
- Существует несколько разновидностей маслят. Под
лиственницей растут маслята лиственные. Эти грибы содержат смолистые вещества,
снимающие головные боли. В самом деле, шляпка у маслёнка, будто смазана маслом,
она блестит и напоминает румяный блин.
(Т.А.Шорыгина «Грибы. Какие они?»).
д) Игра «Узнай, кто это».
1 вариант
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
2 вариант
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
- Запишите отгадку и подберите однокоренные слова. Выделите корень.
V. Итог
- Ребята, вспомните весь наш урок. Продолжите предложение. Сегодня на уроке я делал…
VI. Д/з
C.56 правило, с.57 упр.121.