Урок: "Прием сложения вида: 6, 7, 8, 9 + 6, 5, 4, 3, 2"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Этот урок является четвертым в теме “Сложение и вычитание с переходом через десяток”. На урок определены следующие цели: Создать условия для отработки детьми приемов сложения вида:6, 7, 8, 9 прибавить числа 2, 3, 4, 5, 6. Способствовать развитию внимания, кратковременной памяти, развитию коммуникативных навыков, умения работать с использованием мультимедийной установки.

На уроке использовалась мультимедийная установка, позволяющая ученикам увидеть мир шире, испробовать свои силы, ощутить свои успехи, т.е. активно повышает мотивационную направленность урока.

ИКТ на данном уроке использованы как обучающие, тренажеры, информационные, демонстрационные и учебно-игровые средства. В данном случае средством ИКТ является мультимедийный проектор и компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением.

Начало урока основано на информационном материале, посвященном дню космонавтики, включающем в себя слайд с портретом Ю.А.Гагарина и работу над стихотворением, что постепенно подводит детей к теме и цели урока.

Выполнение коррекционно-развивающего упражнения направлено на развитие памяти, концентрацию внимания. Слайд с изображением звездочек позволяет учителю стимулировать учащихся на работу, повышает мотивацию детей.

Слайд с “Лесенкой” построен с использованием функции “Анимация слайда” и позволяет учащимся самостоятельно спланировать работу на уроке, при этом “лесенка” появляется не вся сразу, а по одной “ступеньке”, что способствует созданию ситуации успеха, дает возможность учащимся сравнить свои предложения с постепенно появляющимся планом урока.

Слайд, оформленный на фоне звездного неба, создает спокойное настроение и дает возможность вспомнить приемы сложения с переходом через десяток, развивает вычислительные навыки. Следующий слайд, проверочный для предыдущего задания, способствует повторению состава чисел.

Работа над составом числа 6, помогает открыть самостоятельно способ сложения.

Слайды с фотографиями ракеты, Земли помогают удерживать внимание и подводят ребят к работе “конструкторами”, учебно-игровой характер слайда складывается из постепенного появления частей ракеты по мере выполнения заданий.

Использование ИКТ на данном уроке облегчает труд учителя, сокращает время, которое обычно тратится на демонстрацию материала, способствует развитию познавательных интересов, повышает мотивацию к учению.

Приложение 1

Тема урока: Прием сложения вида: 6, 7, 8, 9 + 6

Цели: Создать условия для отработки детьми приемов сложения вида: 6, 7, 8, 9 прибавить числа 2, 3, 4, 5, 6,

Продолжить работу над запоминанием состава чисел 11, 12, 13.
Решать простые и составные задачи
Способствовать развитию внимания, кратковременной памяти
Развитие коммуникативных навыков, умения работать с использованием мультимедийной установки

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Комментарии
Организационный Прочитайте стихотворение, которое лежит у вас на столе Читают шепотом.

Много лет назад
В этот день весенний
Первый космонавт
Промчался по Вселенной
Для космонавтов будущих заданья есть
Мы кое-что уже умеем,
Но нужно продолжать учиться
Узнать сегодня мы сумеем
Как нам прибавить цифру шесть
И сколько может получиться

Настрой на тему урока, подготовка к целеполаганию
Целеполагание Про какой праздник говорится в стихотворении? Межпредметная связь
Что произошло в этот день?
Как зовут первого космонавта?
Какими качествами должен обладать космонавт?
Вот и мы будем развивать свой ум

В ночном небе много звезд, а у нас звезды необычные, у каждой свой номер. Посмотрите внимательно на звезды и постарайтесь запомнить то, что увидели.

День космонавтики
Первый полет человека в космос
Юрий Гагарин
Варианты ответов
Какое число на желтой звездочке? 14 Настрой на работу, постепенное подведение к теме урока и целеполаганию
На какой звездочке цифры черного цвета? Что это за число? На зеленой – 15 Развитие кратковременной памяти, внимания
Какого цвета звездочка с числом 11? Красная
Какого цвета звездочка в правом верхнем углу? Какое число на ней написано? Синяя

10

Какое число лишнее? Почему? В стихотворении тоже говорилось о числе 6? 6 – оно однозначное
Кто понял из стихотворения, что мы сегодня должны узнать на уроке? Прибавление к любому числу числа 6
Какую цель ставим на урок? Узнать, как можно прибавить к числу число 6? Организация целеполагания
Планирование С чего начнем работу? Поясняют план работы, опираясь на лесенку. Планирование работы
Реализация плана

Разминка

На какой мы сейчас ступеньке?
Что нужно узнать?

Прежде, чем научиться прибавлять 6, надо выяснить, научились ли прибавляли другие числа.

На первой.

Как прибавить 6.

В звездном небе необычные звезды. Для каждого ряда – свои, первый ряд выпишет примеры с ответом 11, второй – 12, третий -13. Повторение изученного, развитие умения переносить полученную ранее информацию на новый материал
Назовите примеры с ответом 11,
С ответом 12,
С ответом 13.
9 + 2, 8 + 3, 7 + 5, 6 + 5
9 + 3, 8 + 4, 7 + 5
9 + 4, 8 + 5
Повторение состава чисел 11, 12, 13
Какие числа научились прибавлять? 2, 3, 4, 5
А сегодня какое число будем учиться прибавлять? 6
Из каких слагаемых состоит 6?

Я не буду закрывать этот слайд. Он будет вашим помощником в предстоящей работе в парах.

5 + 1, 4 + 2, 3 + 3
Вам нужно решить примеры и рассказать, как вы прибавили число 6. Работают с индивидуальными карточками в парах. Самостоятельное открытие способа
Расскажите, как вы прибавляли 6 к 9?

к 8 прибавили 6?
6 прибавили к 7?
сложили 6 и 6?

Повторение с целью осознания способа прибавления любого числа с переходом через десяток.
Что общего в решении этих примеров? 6 прибавляли частями, сначала дополнили до десятка, а потом прибавили оставшуюся часть.
Можно ли воспользоваться этим способом при решении таких примеров как: 68+7; 35+9; 29+4. Можно
Решите с объяснением Решают примеры
На какую можно перейти ступеньку?

Наш урок сегодня связан с космонавтикой. Определите, какое слово спряталось в таблице.

Предлагаю поработать ракетостроителями. Каждое выполненное задание-это часть ракеты

Применяю Развитие внимания
Физкультминутка Но прежде, чем приступить к сложной конструкторской работе, нужно отдохнуть. Точечный массаж
Устное решение задач Развитие механизма решения задач в одно действие

Создание мотивационной направленности

Чтобы построить корпус ракеты, надо решить задачу. Но как настоящие конструкторы, которые придумывают самые разные ракеты, вам тоже надо выполнить разные способы краткой записи.

Один спутник облетел вокруг Земли 7 раз, второй – на 6 витков сделал больше. Сколько витков вокруг Земли сделали оба спутника?

Как можно выполнить краткую запись? Письменно, чертежом, рисунком, схемой. Выполняют
Молодцы! Сконструировали 4 способа – сделали корпус ракеты Развитие умения находить несколько способов работы над задачей, развитие гибкости мышления
Что теперь надо сделать? Решить задачу.

Решают самостоятельно, один – на обратной стороне доски.

Записывают ответ.

Организация обратной связи, создание условий для быстрой проверки, развитие умения отстаивать свое мнение.
Готов нос нашего корабля.
Чего не хватает у нашей ракеты? крыльев
Прежде, чем построить крылья надо перейти на следующую ступеньку. Как она называется?

Для этого надо решить примеры.

Проверяю
Где их можно взять? В учебнике
Назовите пример с ответом 14, 11, 13, 12 Решают самостоятельно №1 (1-3 столбики) Закрепление пройденного материала и проверка степени усвоения.
Можно сделать крылья?

Рассмотрите ракету, все части готовы, вы настоящие ракетостроители, оцените, каковы ваши успехи в работе на уроке.

Да
С помощью чего оцениваем свою деятельность? С помощью шкалы. Развитие адекватной самооценки
Рефлексия Ракета готова, и наш урок подошел к концу.

Что было трудно, интересно, легко? Какое число мы учились прибавлять?

Над чем нужно продолжить работу?

Варианты ответов. Развитие умения анализировать и прогнозировать свою дальнейшую деятельность.
А теперь вспомнили начало урока с разноцветными звездочками.

– Сколько звезд?

– какого цвета звезды?

– Какое число в звезде красного цвета?

– Цифра 6 в звезде какого цвета?

Молодцы!

 

 

9 + 6
9 +    + =
8 + 6
8 +     + =
7 + 6
7 +    + =
6 + 6
6 +    + =