Интегрированные походы в музыкальном воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


«Музыку называют зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов),
«моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский), она отражает отношение
человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке».
А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.
Значит эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним
из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка»

К.В.Тарасова

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С.Выготский). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте – сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Использование инновационных технологий и музыкальных программ в работе с детьми

Для того, чтобы решить эту основную задачу. Я использую в своей работе новые программы и технологии. Открыть в себе педагога, глубоко понимающего интонационный язык музыки, вот уже пять лет помогает мне программа «Музыкальные шедевры» (автор – доктор педагогических наук, профессор О.П.Радынова). Что дало мне обращение к этой программе? Прежде всего, возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки. Основательная методическая поддержка настраивает на самостоятельный творческий поиск. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно, что содержанием программы являются подлинные образцы мировой Музыкальной культуры. Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Целью программы «Музыкальные шедевры» является ориентации ребенка­-дошкольника на ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Изменилось и содержание занятий. Например, «Следы на снегу», младший возраст: дети слушают музыку и представляют, кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные». Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая, медленная), находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика­ кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом). С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы: «Новогодние желания», «Кто в теремочке живет?», «Самая-самая», «Музыка леса». Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии: «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.П.Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М.Д.Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия) Л.А.Горохова, Т.Н.Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Программа «Синтез», авторы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова – новая программа для дошкольников по слушанию музыки на основе синтеза трех основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Музыкальный репертуар программы включает камерные произведения разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности. Новым в дошкольной педагогике является обращение к музыкальным жанрам оперы и балета. В ней представлены выдающиеся произведения русских и зарубежных композиторов от А.Вивальди до С.Прокофьева, входящие в «золотой» фонд мировой музыкальной культуры. Пакет материалов включает в себя: программу с методическими рекомендациями и конспектами занятий, хрестоматии с музыкальным репертуаром, аудиокассеты со студийными записями, видеокассеты со слайдами и записью балетов «Спящая красавица» П.И. Чайковского и «Золушка» С.Прокофьева.

Интегративные подходы в организации музыкальных занятий

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.
Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами... » А.Пушкина или «Заколдован невидимкой» С.Есенина и др. Беден был и демонстрационный материал по изобразительному искусству (он представлял собой наиболее красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогами).

С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Хочу подробно остановиться на некоторых из них. Занятия, составленные мною, отличаются разнообразной структурой: «Путаница-перепутанница» ­включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по одноименной сказке Чуковского и русского музыкального фольклора – песня, частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.
Дети, в ходе театрализованного действия по сказке «Путаница» <Рисунок 1>, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее), исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах.

Занятие «Кто в теремочке живет?» <Приложение 1> представляет собой интеграцию восприятия и разных видов музыкальной, творческой деятельности детей, а также рисование, как передача полученных впечатлений от услышанной музыки.

В ходе этого занятия использовала координационно-подвижную игру «Анко-дранко», игру с бумагой для психофизической разгрузки детей и плавного перехода от одной темы к другой. Дети с интересом слушали тему сказочного героя Бабы­ Яги, животных и кукол. Затем эти музыкальные образы прекрасно передали в ритмопластике, в музыкальной игре «Теремок», и элементарном музицировании.
По музыкальному образу дети догадались, что в одном теремке живет Баба­Яга, потому что услышанная ими музыка была быстрая, стремительная, колючая, отрывистая. В другом теремке живут веселые зверята: дети узнали музыку о животных Сен-Санса, прослушанную ранее. А в следующем живут куклы из разных сказок: «Белоснежка», «Дюймовочка», «Золушка». Музыка «хрустальная, волшебная, игривая» – говорили они.
С помощью волшебных слов «Брекс-фекс-пекс» – дети превратились в художников, они играли с бумагой и рисовали понравившийся теремок.  После занятия была организована выставка детских работ в музыкальном зале.
В детском саду был проведен тематический день «Елочка – живая иголочка». За месяц был объявлен конкурс среди родителей на лучшую елку из различных материалов. В конкурсе приняли участие 50 % родителей ДОУ. Подведение итогов конкурса и награждение родителей проходили на художественно-творческом занятии «Елочка – живая иголочка» <Приложение 2>.
В гости к детям пришла Фея из сказки, своей волшебной палочкой она пригласила «живую Елочку», которая рассказала детям о себе. Дети же, в свою очередь, старались развеселить Елочку стихами и прекрасными танцами. В такой увлекательной форме дети узнали: сколько лет растет ель, в каких местах она растет и многое другое. Это занятие, в числе других, было представлено на творческой неделе для педагогов района.

С появлением программы «Синтез» появилась возможность познакомить детей с жанрами оперы и балета.

Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Знакомство детей с оперой ограничивалось фрагментами: «Три чуда», «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, а балет не был представлен вообще.

Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивают следующие педагогические условия:

  • организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование);
  • ознакомление со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи).

В этом году я решила познакомить детей с балетом С.Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 8-10 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того, чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» <Приложение 3>.
На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Роль развивающей среды в организации музыкальных занятий

Исходя из специфики интегрированных занятий, провожу их в музыкальном зале, который мы с детьми называем «музыкальной гостиной». В нашей «Музыкальной гостиной» созданы все условия для проведения различных видов деятельности: имеется фортепиано, музыкальный центр, видеодвойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т.д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.
Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

  • метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;
  • диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
  • игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка.

Театрализованная деятельность – важная часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр, организованный мною – музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождает музыка, в них много движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. В репертуаре театра: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».

Музыка в нашем ДОУ на особом положении. Мы поставили цель ­прививать ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке. Она сочетается также с народной, современной, детской музыкой.