Интегрированный урок русского языка и внеклассного чтения по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить знания детей об  имени существительном как части речи, научить определять род имён существительных, изменять существительные по числам, определять главные и второстепенные члены предложения, расширять и углублять природоведческие знания детей, умение работать с детской художественной литературой.
  • Развивать мышление, память, речь, воображение, наблюдательность, способность делать выводы, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любви к родной земле, к книге, бережного отношения к природе, трудолюбие, интерес к детской художественной литературе.

Оборудование: картины с изображением весны в поле, на реке, в лесу, произведение В.В.Бианки «Синичкин календарь», Чайковский « Времена года»: «Март», голоса птиц,   проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

II. Постановка темы и цели урока

Звучит музыка Чайковский «Март».

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.

У.  О каком времени года идёт речь?
Д.  О весне.
У.  Да, весна, весна! И всё ей радо. Наш урок посвящен этой чудесной поре. Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени существительном, научимся находить слова этой части речи  в тексте, определять их род, изменять существительные по числам.

III. Работа по теме

1. Чистописание:

На доске и в тетрадях детей прописаны образцы соединений: Бб    бя    бро

У.  Над какой буквой мы будем работать на минутке чистописания?
Д.  Над буквой «Б»:заглавной и строчной.
У.  Какие соединения вы увидели?
Д.  Нижнее и верхнее.
У.  Пропишите  у себя в тетрадях букву «Б» с нижним и верхним соединением.  Прочитайте слово, которое записано ниже.
Д. Бианки.
У. Почему оно  написано с большой буквы?
Д. Это фамилия писателя, имя собственное.
У.  Как зовут этого писателя?
Д. Виталий Валентинович. (Появляется портрет В.В.Бианки. Приложение. Слайд 1)
У. Это очень известный писатель. Он очень любил природу и писал о ней. Его произведения написаны с огромной теплотой и нежностью к каждому животному, кустику, травинке.
У. Как называется произведение, которое мы изучали на уроках внеклассного чтения?
Д. «Синичкин календарь». (Приложение. Слайд 2)
У. О каком времени года идёт речь в прочитанных главах? 
Д. О весне.

2. Работа над деформированным предложением, над пословицей

У. Какие вы знаете пословицы о весне? (2-3 примера)
У.  Какая главная мысль русских пословиц о весне?
Д. Люди прославляют это время года, всё живое радо весне, гимн жизни.
У. Составьте из слов пословицу:
Отдыхает, а , расцветает, зимой, весной, земля (Приложение. Слайд 3)
У. Что у вас получилось?
Зимой земля отдыхает, а весной расцветает. (Приложение. Слайд 4)
У. Как понимаете её смысл? Прочитайте ещё раз. Запишите под комментирование.
У.  Найдите в данном предложении имена существительные. Докажите.
Д. Зимой, земля, весной. Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопрос «Что?»
У.  Сделайте вывод: какую часть речи мы называем именем существительным?
У.  Определите главные и второстепенные члены предложения.
Д.  В предложении говорится о земле. «Что?»  земля – это подлежащее, выражено существительным, земля «что делает?» отдыхает, расцветает – это сказуемые, выраженные глаголом. (Самостоятельно. Проверка на доске. Приложение. Слайд 5)

3.  Морфемный разбор

У.  Разберите по составу слова:

  • первый вариант – зимой
  • второй вариант – весной

4. Актуализация знаний учащихся

У.  Вспомните произведение «Синичкин календарь». Кто является главным героем этого произведения?
Д. Синичка Зинька. (Приложение. Слайд 6. Появляется изображение синички).
У.  Что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей)
У. Звонкая песня этой птички звучит уже  в конце зимы самой первой наперекор стуже и ненастью. Она будит лес от зимнего сна. Послушайте, как красиво поёт эта птичка.

Звучит звуковой фрагмент – голос синицы.

У. Синичка Зинька была очень любопытна, она с нетерпением ждала наступления весны. И этой весёлой птахе очень хотелось знать: куда раньше всего приходит весна?
У.Какназывается первая глава, посвящённая весне?
Д. «Март».
У. Какова основная мысль этой главы?
Д. Весна раньше всего приходит на поля. (Приложение. Слайд 7 «Весна на поле»)

5.  Выборочный диктант

У. Из отрывка главы «Март» выпишите существительные в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые, выделяя орфограммы. (Текст читает учитель)

Полетела Зинька в поле. Синичке, где хочешь жить можно. А солнце там ярче день ото дня.
Тает, тает снег. И очень мало осталось его. И вот на пригорке показалась земля. Не прошло и трёх дней, уже летят чёрные грачи. Значит, правда, весна началась.

У. Давайте проверим, какие слова из этого текста вы выписали? (У детей в тетрадях)
У. Прочитайте существительные, записанные в первом столбике. Что можно сказать о них?

Зинька 
синичка
грачи

Д. Одушевлённые, т.к. обозначают названия птиц и отвечают на вопрос «Кто?».
У. Что можно сказать о существительном «Зинька»?
Д. Это имя собственное.
У. Что вы знаете о правописании имён собственных?
Д. Имена собственные пишутся с большой буквы.
У.  Прочитайте существительные второго столбика.

Поле
солнце
день
снег
пригорок
земля
весна

У. Что вы можете о них сказать? На какой вопрос они отвечают?  (Приложение. Слайд 8)
Д. Это   неодушевлённые имена существительные. Отвечают на вопрос «Что?».
У. Назовите существительные мужского рода. Докажите. (Приложение. Слайд 9)
Д. Это слова: день, снег, пригорок. Проверяем «он, мой», нулевое окончание.
У. Назовите существительные среднего рода. Докажите.
Д. Это слова:поле, солнце. Проверяем «оно, моё», окончание Е.
У. Назовите существительные женского рода. Докажите.
Д. Это слова: земля, весна, синичка, Зинька. Проверяем «она, моя», окончания: А, Я.
У. Что можно сказать о существительном «грачи»?
Д. Это существительное стоит во множественном числе, поэтому род определить нельзя.
У. Сделайте вывод, как определить род имён существительных?

6. Работа над орфографической зоркостью

У. В каких из записанных слов есть безударная гласная в корне, проверяемая ударением?
Д. Грачи, земля, весна,синичка.
У. Объясните правописание данных слов. Запишите по одному собственному примеру на это правило.

7. Словарная работа

У. Выпиши из словаря названия птиц. (2-3 примера)
У. Прочитайте и объясните их правописание.

Физминутка

У. Вот и весенний дождь начался!
Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
– Лей,дождь,лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук.)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт,пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)

У. А вот наступил второй весенний месяц. Как он называется?
Д. Апрель.
У. А как называется глава, посвящённая этому времени года?
Д. Тоже «Апрель».
У. Куда отправилась наша синичка в этом месяце?
Д. На реку. (Приложение. Слайды 10, 11 Апрель)
У. А что произошло на реке в это время, вы узнаете, если спишите предложения в нужной последовательности.

8.  Работа над деформированным текстом

Закачались на ней льдины, поплыли, кружатся.
Река пошла.
Тут и всякая водяная птичка налетела: утки, чайки.
Все пищат, веселятся на берегу. (Приложение. Слайд 12)

У. О чём скажите сначала? После? Чем закончите? Приступайте к работе.  (Проверка)
У.Прочитайте текст, который вы написали. (1ученик)
У. Давайте посмотрим, как это написано в книге у Виталия Валентиновича? (Проверка на доске).

1. Река пошла.
2. Закачались на ней льдины, поплыли, кружатся.
3. Тут и всякая водяная птичка налетела: утки, чайки.
4. Все пищат, веселятся на берегу. (Приложение. Слайд 13)

У. Подчеркните в тексте имена существительные. Давайте проверим. Докажите, что это существительные.
У. Что знаете об изменении имён существительных?
Д. Изменяются по числам.
У. Назовите существительные, которые употреблены в единственном, множественном  числе.
Д. В единственном числе: река, птичка, берег. Во множественном числе: льдины, утки, чайки.
У. Давайте проверим. (Приложение. Слайд 14).
У.  Измените существительные по числам. (Устно)
У.  И вот наступил третий весенний месяц.
У. Как называется глава, посвящённая этому времени года?
Д. Май. (Приложение. Слайды  15,16)
У. Вспомните, что происходит в природе в это время года?
Д. Наступает поздняя весна, распускаются листья, цветы, прилетают птицы.
У. Куда в этот раз полетела Зинька?
Д. Она полетела в лес.
У.  Наша героиня, синичка Зинька,  решила взять и вас с собой в лес, чтобы показать вам всю красоту этого времени года. (Приложение. Слайд 17)
У. Посмотрите, какие краски у этого весеннего времени? (Картины весеннего леса, трав, цветов)
У. Сейчас вам предстоит стать художниками. Но писать вы будете не красками, а словами. Всю красоту весеннего леса вы сможете отобразить в своих работах.

9. Творческая работа

У. Прочитайте слова. Они помогут вам описать ту картину весеннего леса, которую увидела синичка.

(Со..нце, во..дух, в..терок, зел..нь, тр..ва, листоч..ки, рад..сть). (Приложение. Слайд 18)

У. Вставьте пропущенные буквы. (Устно. Веер)
У. Запишите 3-4 предложения о весеннем лесе, используя слова-помощники. (Тёплое и ласковое, наполнен свежестью, лёгкий, первая, изумрудная, пробивается, клейкие, чувствуешь. Приложение. Слайд 19.  Дети читают свои работы.)
У. Чем заканчивается последняя глава? Какова её основная мысль?
Д. Бианки сумел показать всю красоту весеннего леса глазами маленькой синички.
У. В наших краях весна только начинается. Мы чувствуем её приближение. И  вы сами сможете пронаблюдать в природе то, о чём написал Виталий Бианки, только надо немного терпения, наблюдательности и огромной любви к родной земле.

IV. Итог урока

У. О каком времени года мы сегодня говорили на уроке русского языка?
У. Как называется книга и кто её автор, которая помогла нам сегодня на уроке? Чему учит нас это произведение?
У. Какие важные правила русского языка, относящиеся к имени существительному, мы сегодня повторили?
У. Что помогло вам взглянуть по-новому на родную природу?

V. Домашнее задание (Приложение. Слайд 20)

1. Повторить правило «Имя существительное. Род имён существительных»
2. Творческое задание. Напишите письмо Зиньке, в котором вы расскажете о своих весенних наблюдениях в природе,  происходящими в нашей местности.