Интегрированный урок (английский + МХК): "Костюм — вид национальной одежды"

Разделы: Иностранные языки


Цель урока:  систематизировать и обобщить знания у учащихся о традиционных русских костюмах родного края, воспитать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

Задачи урока:

  • Учебные:
    • развитие навыков устной монологической речи и чтения;
    • создание условий для ознакомления с новой лексикой;
    • формирование и развитие навыков информационного поиска.
  • Развивающие:
    • развивитие способности к сравнению и анализу;
    • развитие учебно-познавательной и информационно-коммуникативной компетенции.
  • Воспитательные:
    • формирование уважительного отношения к истории своей страны и чувства гордости к своей малой родине;
    • способствование развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

– What do you know about …?

3. Систематизация знаний по теме

Учитель: Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Крестьянство  — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме.
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму.
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний . По вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали красными и чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса  из  переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза».
Сарафанный комплекc представлял собой платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи, или высокую юбку на лямках. Он мог надеваться через голову или застегиваться на пуговицы. Его шили из цветных тканей и украшали галуном, кружевом, драгоценными пуговицами. К нему могли надевать передники.

4. Основной этап

Цели:

  • создание условий для ознакомления с новой лексикой;
  • формирование и развитие навыков информационного поиска и монологической речи.

Each period in the history of Russia was famous for different kinds of clothing.
The folk costume in Russia has a long history.

Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье дорогое,
Лента алая в косе…

Different nationalities – different ways of clothing
People expressed their thoughts and feelings through the colour.
What do they mean?
Embroidery
There are many traditional items of clothing in a Belgorodian costume.

– Graivoron national costume. Discribe it to your pen friend. Use the words:

  • Holiday long-sleeved shirt
  • Necklace
  • Earrings
  • Shawl
  • Embroidery
  • Lace, frills
  • Woolen/ linen clothing

– What type of clothing did people wear in your region?

  • Some Graivoron women used to wear … .
  • On holidays they wore … .
  • They decorated their costumes with … .
  • In winter it was customary to put on … .
  • Men had … on … .
  • In winter they dressed in … .

– What was in fashion in different periods of Belgorodian history?

  • In the … century

  • people/ men/ women/ children
    didn’t wear/ wore/ used to wear …

– What is in fashion now?

  • Gold chains
  • Tracksuit bottoms
  • Fur
  • Shorts
  • Athletic caps and jackets
  • Ripped jeans
  • Doorknocker earrings
  • Sneakers
  • Butterfly ties

5. Развитие навыков чтения с извлечением информации. (Раздаточный материал)

The National Costume Museum

Welcome to the Russian National Costume Museum. We hope you will enjoy your tour with us today. We will see a variety of national costumes that come from all regions of      Russia.
This is an example of an 18th century peasant shirt kosovorotka a very popular item of clothing that could be worn every day and on special occasions, at home and at work. Men wore shirts to their knees and women wore them to their ankles.
The next thing is a sarafan from the 18th century . the sarafan was either the sleeveless dress or a high skirt with stripes. Girls and young women wore it. The most common type of fistive headdress, the kokoshnik . The materials used to decorate the headdress were gold, pearl and decorative stones. Kokoshniks were very expensive and would be handed down from generation to generation.
The men’s trousers are made of rough linen called porti.
The women skirt called poneva which dates from the 19th and early 20th century. The poneva was worn by married women.
In winter both men and women wore sheepskin overcoats, usually with fur on the inside, called polushubok.
The bast shoes, lapti, which were worn over homespun onuchi- narrow strips of cotton wrapped around the lower leg- and valenki-felt shoes some peasants also had leather footwear: koty for women and leather boots for men.

Read and underline the correct word.

  • The main part of a Russian costume is a shirt/ skirt .
  • Men’s shirt differed from women’s by length/ width.
  • The sarafan was worn by young men/ women.
  • Women wore the kokoshnik on every day/ special occasions.
  • Sheepskin overcoats/trousers were worn by both men and women.

6. Самостоятельная творческая деятельность

Проектная деятельность. Создание альбома “Народный костюм Грайворонского района”

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждая группа создаёт свой  народный костюм .На этом этапе деятельности предполагается творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления учащимся необходима цветная бумага, карандаши, фломастеры,  тесьма, ножницы. Каждая группа защищает свой проект.
Проекты учащихся.

7. Рефлексия

– What would you like to try on and why? I would like to try on … because…

Литература:

  1. Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”, 2005.
  2. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2006.
  3. КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.
  4. Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
  5. Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.