Методическая разработка урока по литературе "Идея текста"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учиться анализировать текст.
  • Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения.
  • Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Приложение. Слайд 1)

– Прочитайте тему. Какие вопросы возникают?

– Что такое идея?
– Какой текст будем читать?
– Как понять идею текста?
– Как её сформулировать?)

– Поставив данные вопросы, мы сформулировали цели сегодняшнего занятия. Ответив на них, мы получим желаемый результат.

Что такое идея текста?

– Текст создан с определённой целью.
– Н.Носов написал рассказ «Мишкина каша» С какой целью? (Для того, чтобы позабавить, насмешить и научить, как надо и не надо поступать).
– С. Есенин написал свое стихотворение "Береза". Как вы думаете, что волновало автора, когда он писал стихотворение? Что он хотел показать? (Хотел показать красоту зимней природы).
– Вы знакомы с творчеством И.А. Крылова. С какой целью он писал басни? (В баснях есть нравоучение, она указывает на пороки, заставляет человека находить их в себе и пытаться от них избавиться, чтобы не оказаться в таком же глупом положении, как герои басни.)

(Приложение. Слайд 2)

Идея это главная мысль текста, которая волнует автора. То, для чего он создан. Проблема, о которой он хочет говорить.

Поговорим о тексте.

– Раскрывая свою задумку, автор может использовать различные жанры художественных произведений.

(Приложение. Слайд 3)

– Если идея текста выражена через события, действия, взаимоотношения героев, то это прозаические произведения или проза. Какие прозаические жанры вы знаете? (Рассказ, повесть, сказка, басня.)
– Если главная мысль выражена через внутреннее состояние, эмоции, чувства, то это лирический жанр или лирика. Какие лирические произведения вы знаете? (Стихотворение, поэма.)
– Как называют тех авторов, кто пишет большей частью стихи? (Поэтами.)
Кто предпочитает прозу? (Писателями.)

(Приложение. Слайд 4)

– Какой текст может быть по объему? (Одно предложение, несколько предложений, целая книга)
– Приведите примеры текстов, состоящих из 1 предложения. (Афоризм, пословица, загадка)
– Какое слово вам не понятно? Где можно узнать его значение? (В словаре.)
– Какие словари вы знаете?
– Вот «Словарь русского языка» Ожегова С.И. Найдите в словаре значение слова «афоризм».

(Приложение. Слайд 5)

– К какому виду устного народного творчества близки афоризмы? (К пословицам.)
– Чем отличаются? (У афоризмов есть автор, а пословицы – это творчество народа.)
– Прочитайте пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– О чем текст? (О труде).
– Какова идея? (Чтобы что-то получить, надо приложить усилия, потрудиться).
– Легко было понять идею? Всегда ли так?

Как понять идею текста? (Надо его исследовать, проанализировать.)

(Приложение. Слайд 6)

– Обратимся к рабочей страничке.

Учитель читает текст № 1

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает жесткосердным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!

(Расул Рза)

– Кто рассказчик? (Он, старик, моряк)
– Какое бывает море? Прочитайте красочные определения, которые создают образ моря.
– Почему рассказчик нашел так много эпитетов о море? (Много прожил, мудрый, опытный, он моряк, знает о море не понаслышке)
– Докажите, что море может быть щедрым. (Отдых, соленая вода, воздух морской, рыба, водоросли, морская капуста; красоту моря изображали художники – маринисты; одним из таких является Айвазовский).

(Приложение. Слайд 7)

– Докажите, что море может быть таинственным. (В глубинах много неразгаданных тайн, много сложено легенд о море, русалки, сирены).
– Почему жестокосердным? (Море как живое существо с жестоким сердцем. Оно губит суда, людей).
– Так какое море? Что самое главное хотел сказать старик о море?
– Можно ли в тексте найти предложения, в которых уже сформулирована идея стихотворения? (Море разное, как человек).

– Прочитайте текст № 2 (подготовленный ученик).

Яблоко

С возу яблоко упало
И, как водится, пропало,
Потому что не попало,
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
Видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

Беседа по содержанию.

– Почему яблоко пропало? (Не попало в компот или повидло.)
– То есть,одно яблоко кому бы принесло пользу? (Одному человеку, семье)
– Какую пользу? (Оно вкуснее, в нём много витаминов, им можно утолить голод).
– Яблоко им не досталось. Это потеря для них? (Да)
– Это большая потеря? (Нет. Маленькая).
– А что случилось с яблоком? Из него выросла целая яблоня.
– Почему это хорошо, превосходно, расчудесно. (Потому что много яблок и всем хорошо.)
– Надо ли огорчаться, что яблоко пропало?
– Какова идея стихотворения?

Идея: не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.

Какие ключевые слова помогают понять идею? (Превосходно, расчудесно.)
– Прочитайте стихотворение. Попытайтесь интонацией, голосом, темпом передать идею стихотворения.

Выразительное чтение

– Как же мы поняли главную мысль, идею? (Исследовали текст.)
– Как сформулировали?

Физминутка

– Прочитайте текст № 3

Ребят таёжного посёлка, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Стадо вспугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Она пыталась и никак не могла взлететь. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.

– Объясните значение слов: таёжный посёлок, глухарка.
– О чём текст? Определите тему.
– Можете ли сразу сказать идею текста? Что для этого нужно сделать?
– Давайте анализировать, исследовать текст.

(Приложение. Слайд 8)

1. Ребят таежного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Какая встреча? С кем? Чем эта встреча их потрясла? (много предположений. Лучше ничего не предполагать)
2. Стадо испугало глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Так... значит, ребята встретились с глухаркой. На второй вопрос ответа нет. Еще один вопрос. Почему она бегала по бугорку? (Может отвлекала от гнезда?)
3. Она пыталась и никак не могла взлететь. Вот почему она бегала по бугорку. Почему она не могла взлететь? (может была ранена?)
(Приложение. Слайд 9)

4. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами.

Подтвердилось, что она отвлекала от гнезда. Но почему не могла взлететь?
5. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Теперь ясно, почему она не могла взлететь.
(Приложение. Слайд 10)

6. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый.

Почему у нее голый живот? (Перья могли вылезти от долгого сидения на гнезде. Во-вторых, выщипать нарочно, чтобы прикрыть яйца, когда уйдет. В-третьих, выщипала нарочно, чтобы теплом своего тела согреть яйца.)
7. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.  

– Значит, пух она выщипала сама. Для чего? (Чтобы согреть своим теплом яйца).
– Почему? (Она мать, а это ее дети).
– Чем потрясла ребят встреча с глухаркой? (Она сама выщипала себе перья, чтобы согреть своих птенцов. Силой материнской любви).
– Для чего написан текст? Какова идея? (Показать силу материнской любви).
– Придумайте заголовок текста. Помните, что заглавие может отражать тему текста. Но более глубоким, Ёмким, а следовательно и более удачным будет заголовок, который отражает идею текста.
– Сила материнской любви.

Домашнее задание: сформулировать идею афоризма Людвига Берна «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», опираясь на знания, которые вы получили сегодня.

(Приложение. Слайд 11)