Цели:
- Учиться анализировать текст.
- Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения.
- Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Приложение. Слайд 1)
– Прочитайте тему. Какие вопросы возникают?
– Что такое идея?
– Какой текст будем читать?
– Как понять идею текста?
– Как её сформулировать?)
– Поставив данные вопросы, мы сформулировали цели сегодняшнего занятия. Ответив на них, мы получим желаемый результат.
Что такое идея текста?
– Текст создан с определённой целью.
– Н.Носов написал рассказ «Мишкина каша» С какой
целью? (Для того, чтобы позабавить, насмешить и
научить, как надо и не надо поступать).
– С. Есенин написал свое стихотворение
"Береза". Как вы думаете, что волновало
автора, когда он писал стихотворение? Что он
хотел показать? (Хотел показать красоту зимней
природы).
– Вы знакомы с творчеством И.А. Крылова. С какой
целью он писал басни? (В баснях есть
нравоучение, она указывает на пороки, заставляет
человека находить их в себе и пытаться от них
избавиться, чтобы не оказаться в таком же глупом
положении, как герои басни.)
(Приложение. Слайд 2)
Идея – это главная мысль текста, которая волнует автора. То, для чего он создан. Проблема, о которой он хочет говорить.
Поговорим о тексте.
– Раскрывая свою задумку, автор может использовать различные жанры художественных произведений.
(Приложение. Слайд 3)
– Если идея текста выражена через события,
действия, взаимоотношения героев, то это прозаические
произведения или проза. Какие прозаические
жанры вы знаете? (Рассказ, повесть, сказка,
басня.)
– Если главная мысль выражена через внутреннее
состояние, эмоции, чувства, то это лирический
жанр или лирика. Какие лирические
произведения вы знаете? (Стихотворение, поэма.)
– Как называют тех авторов, кто пишет большей
частью стихи? (Поэтами.)
Кто предпочитает прозу? (Писателями.)
(Приложение. Слайд 4)
– Какой текст может быть по объему? (Одно
предложение, несколько предложений, целая книга)
– Приведите примеры текстов, состоящих из 1
предложения. (Афоризм, пословица, загадка)
– Какое слово вам не понятно? Где можно узнать
его значение? (В словаре.)
– Какие словари вы знаете?
– Вот «Словарь русского языка» Ожегова С.И.
Найдите в словаре значение слова «афоризм».
(Приложение. Слайд 5)
– К какому виду устного народного творчества
близки афоризмы? (К пословицам.)
– Чем отличаются? (У афоризмов есть автор, а
пословицы – это творчество народа.)
– Прочитайте пословицу: Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.
– О чем текст? (О труде).
– Какова идея? (Чтобы что-то получить, надо
приложить усилия, потрудиться).
– Легко было понять идею? Всегда ли так?
Как понять идею текста? (Надо его исследовать, проанализировать.)
(Приложение. Слайд 6)
– Обратимся к рабочей страничке.
Учитель читает текст № 1
Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает жесткосердным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!
(Расул Рза)
– Кто рассказчик? (Он, старик, моряк)
– Какое бывает море? Прочитайте красочные
определения, которые создают образ моря.
– Почему рассказчик нашел так много эпитетов о
море? (Много прожил, мудрый, опытный, он моряк,
знает о море не понаслышке)
– Докажите, что море может быть щедрым. (Отдых,
соленая вода, воздух морской, рыба, водоросли,
морская капуста; красоту моря изображали
художники – маринисты; одним из таких является
Айвазовский).
(Приложение. Слайд 7)
– Докажите, что море может быть таинственным.
(В глубинах много неразгаданных тайн, много
сложено легенд о море, русалки, сирены).
– Почему жестокосердным? (Море как
живое существо с жестоким сердцем. Оно губит
суда, людей).
– Так какое море? Что самое главное хотел сказать
старик о море?
– Можно ли в тексте найти предложения, в которых
уже сформулирована идея стихотворения? (Море
разное, как человек).
– Прочитайте текст № 2 (подготовленный ученик).
Яблоко
С возу яблоко упало
И, как водится, пропало,
Потому что не попало,
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
Видишь – яблоня растет!
(В.Левановский)
Беседа по содержанию.
– Почему яблоко пропало? (Не попало в компот
или повидло.)
– То есть,одно яблоко кому бы принесло пользу? (Одному
человеку, семье)
– Какую пользу? (Оно вкуснее, в нём много
витаминов, им можно утолить голод).
– Яблоко им не досталось. Это потеря для них? (Да)
– Это большая потеря? (Нет. Маленькая).
– А что случилось с яблоком? Из него выросла
целая яблоня.
– Почему это хорошо, превосходно, расчудесно. (Потому
что много яблок и всем хорошо.)
– Надо ли огорчаться, что яблоко пропало?
– Какова идея стихотворения?
Идея: не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.
– Какие ключевые слова помогают
понять идею? (Превосходно, расчудесно.)
– Прочитайте стихотворение. Попытайтесь
интонацией, голосом, темпом передать идею
стихотворения.
Выразительное чтение
– Как же мы поняли главную мысль, идею? (Исследовали
текст.)
– Как сформулировали?
Физминутка
– Прочитайте текст № 3
Ребят таёжного посёлка, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Стадо вспугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Она пыталась и никак не могла взлететь. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.
– Объясните значение слов: таёжный посёлок,
глухарка.
– О чём текст? Определите тему.
– Можете ли сразу сказать идею текста? Что для
этого нужно сделать?
– Давайте анализировать, исследовать текст.
(Приложение. Слайд 8)
1. Ребят таежного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. | Какая встреча? С кем? Чем эта встреча их потрясла? (много предположений. Лучше ничего не предполагать) |
2. Стадо испугало глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. | Так... значит, ребята встретились с глухаркой. На второй вопрос ответа нет. Еще один вопрос. Почему она бегала по бугорку? (Может отвлекала от гнезда?) |
3. Она пыталась и никак не могла взлететь. | Вот почему она бегала по бугорку. Почему она не могла взлететь? (может была ранена?) |
(Приложение.
Слайд 9) 4. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. |
Подтвердилось, что она отвлекала от гнезда. Но почему не могла взлететь? |
5. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. | Теперь ясно, почему она не могла взлететь. |
(Приложение.
Слайд 10) 6. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. |
Почему у нее голый живот? (Перья могли вылезти от долгого сидения на гнезде. Во-вторых, выщипать нарочно, чтобы прикрыть яйца, когда уйдет. В-третьих, выщипала нарочно, чтобы теплом своего тела согреть яйца.) |
7. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам. |
– Значит, пух она выщипала сама. Для чего? (Чтобы
согреть своим теплом яйца).
– Почему? (Она мать, а это ее дети).
– Чем потрясла ребят встреча с глухаркой? (Она
сама выщипала себе перья, чтобы согреть своих
птенцов. Силой материнской любви).
– Для чего написан текст? Какова идея? (Показать
силу материнской любви).
– Придумайте заголовок текста. Помните, что
заглавие может отражать тему текста. Но более
глубоким, Ёмким, а следовательно и более удачным
будет заголовок, который отражает идею текста.
– Сила материнской любви.
Домашнее задание: сформулировать идею афоризма Людвига Берна «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», опираясь на знания, которые вы получили сегодня.
(Приложение. Слайд 11)