Актуальность:
Актуальность данной темы обусловлена
социологическим опросом и многолетним
наблюдением. Статистика последних лет
показывает, что все больше детей рождаются с
речевой патологией. Известно, что у детей с
нарушением речи, как правило, имеются более
сложные отклонения, такие как возрастное
отклонение речи и ее несформированность
функционального и физиологического
происхождения. При этом бывает снижен тонус
сенсорной и моторной сферы, что ведет к задержке
темпа общего развития. Нарушены психические
процессы, фонематический слух, пространственные
отношения. Из всего выше сказанного следует, что
речь нужно формировать не изолированно, а в
комплекте с общим развитием, прежде всего с
развитием интеллекта.
Эта проблема решаема только в совместной работе
ДОУ и семьи.
Данные исследования К.Кэзден показали, что
родители не исправляют речевых ошибок своих
детей и не всегда могут оказать ребенку
грамотную помощь в вопросах коррекции речи.
Поэтому детское учреждение берет на себя
функции реабилитации детей. Но существуют
противоречия между потребностью в коррекционной
практике и недостаточной степенью
разработанности этого вопроса, отсутствие
эффективных технологий.
Была разработана своя технология привлечения
родителей к коррекционной работе и определены
пути решения поставленной проблемы: проект
образовательно-игровой программы.
Цель проекта: cоздание условий для оптимальной работы ДОУ и семьи в решении коррекционных проблем ребенка.
Гипотеза: Процесс развития речи будет эффективным при правильном подборе действий.
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
- Составление проекта.
- Семинары-практикумы для родителей.
- Выпуск журнала «Я учусь вместе с ребенком».
- Итоговое занятие (дети и родители).
Задачи:
- Определить уровень родительской компетентности в способности оказать грамотную помощь в коррекции речи дошкольника.
- Сформировать у родителей определенный круг знаний и умений в коррекционной работе.
- Способствовать психологическому просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребенка и его перспектив.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Методология:
- В центре внимания – ребенок. Опираясь на положение А.В.Запорожца об амплификации, обогащения детского развития. Оно осуществляется на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных действий игры, труда и других видов деятельности, опосредованной словом, обогащением со взрослыми и детьми.
- Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для родителей и ребенка, что повышает мотивацию к познанию.
Методы:
- Анализ социальных отношений и среды в группе.
- Наблюдение.
- Проектирование.
- Анализ сравнения и обобщения результатов.
- Практические.
Новизна: заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, одновременно решая коррекционные задачи, при этом быть для детей партнером. Помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и коррекции.
Организационно-педагогические условия:
- Модернизация развивающей среды.
- Укрепление материально-технической базы.
- Составление циклограммы взаимодействия со специалистами.
- Осуществление дифференцированного подхода к коррекционному процессу.
- Расширение внешних связей (спонсорство).
Опытно-экспериментальной базой является наличие и внедрение проекта «Играем вместе».
Вид проекта: долгосрочный,
практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации: в течение учебного
года.
Участники проекта: дети старшего
дошкольного возраста, родители, специалисты ДОУ.
Ожидаемый результат: выпуск группового
родительского журнала «Я учусь вместе с
ребенком».
Время проведения | Изучаемые темы | Задачи |
Сентябрь – октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель – май |
Анкета «Может ли ваш ребенок?» Анкета «Взаимоотношение с ребенком» Самодиагностика
для родителей (оценка готовности ребенка к
школе). Консультация «Пальчики помогают говорить». Консультация «Виды трудностей при обучении письму». Папка-передвижка «Рекомендации семейного
времяпровождения». Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук и пространственного гнозиса у дошкольников с ОНР». Выставка литературы по теме: «Развитие психических процессов у дошкольников и роль пальчиковой гимнастики в развитии речи». Тематические игротеки для домашнего
использования. Семинар-практикум «Песочная игротерапия для
детей и взрослых». Семинар-практикум для родителей с участием
детей «Зондовый массаж: коррекция тонкой
моторики руки». Семинар-практикум «Важность артикуляционных упражнений для постановки и автоматизации звуков речи». Итоговое занятие /дети и родители/ по результатам совместной работы. |
– Обозначить проблемы в развитии
ребенка и определить уровень семейных
взаимоотношений. – Способствовать психологическому просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребенка и его перспектив. – Помочь родителям в организации совместного игрового досуга с целью развития мелкой моторики рук. – Познакомить родителей с правильными методами обучения письму. – Помочь в подборе игр и игровых упражнений, способствующих решению коррекционных проблем в условиях семьи. – Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в коррекции и развитии психических процессов у детей с ОНР. – Педагогическое просвещение родителей
имеющих детей с ОНР. – Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений, помогающих глубже усвоить лексический и лексико-грамматический материал по изучаемым темам. – Познакомить родителей с играми на песке для
всей семьи. – Познакомить родителей с техникой массажа
предплечий рук зондами и пальцами. – Показ выполнения артикуляционных упражнений детьми в стихотворной форме, совмещая с работой пальцев и зрительным анализатором. – Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем коррекционном процессе. |
Обеспечение проектной деятельности:
- Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика / Е.С.Анищенкова. – Москва, 2007 г.
- Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры / Т.М. Грабенко, Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб., 2002.
- Грабенко, Т.М. Практикум по песочной терапии. / Т.М. Грабенко, Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб., 2002.
- Игры с песком или песочная терапия //Дошкольная педагогика. – 2004. – № 5
- Интернет-ресурсы
- Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. – Москва, 2007 г.
- Подрезова, Т.И. Материалы к занятиям по развитию речи / Т.И. Подрезова – Москва, 2007 г.
- Самодиагностика для родителей // Обруч. – 2005. – №2
- ТРИЗ-технология
- Узорова, О.В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва, 2004 г.