Проект образовательно-игровой программы для родителей: "Играем вместе"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Актуальность:

Актуальность данной темы обусловлена социологическим опросом и многолетним наблюдением. Статистика последних лет показывает, что все больше детей рождаются с речевой патологией. Известно, что у детей с нарушением речи, как правило, имеются более сложные отклонения, такие как возрастное отклонение речи и ее несформированность функционального и физиологического происхождения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что ведет к задержке темпа общего развития. Нарушены психические процессы, фонематический слух, пространственные отношения. Из всего выше сказанного следует, что речь нужно формировать не изолированно, а в комплекте с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Эта проблема решаема только в совместной работе ДОУ и семьи.
Данные исследования К.Кэзден показали, что родители не исправляют речевых ошибок своих детей и не всегда могут оказать ребенку грамотную помощь в вопросах коррекции речи. Поэтому детское  учреждение берет на себя функции реабилитации детей. Но существуют противоречия между потребностью в коррекционной практике и недостаточной степенью разработанности этого вопроса, отсутствие эффективных технологий.
Была разработана своя технология привлечения родителей к коррекционной работе и определены пути решения поставленной проблемы: проект образовательно-игровой программы.

Цель проекта: cоздание условий для оптимальной работы ДОУ и семьи в решении коррекционных проблем ребенка.

Гипотеза: Процесс развития речи будет эффективным при правильном подборе действий.

  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
  • Составление проекта.
  • Семинары-практикумы для родителей.
  • Выпуск журнала «Я учусь вместе с ребенком».
  • Итоговое занятие (дети и родители).

Задачи:

  • Определить уровень родительской компетентности в способности оказать грамотную помощь в коррекции речи дошкольника.
  • Сформировать у родителей определенный круг знаний и умений в коррекционной работе.
  • Способствовать психологическому просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребенка и его перспектив.
  • Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Методология:

  • В центре внимания – ребенок. Опираясь на положение А.В.Запорожца об амплификации, обогащения детского развития. Оно осуществляется на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных действий игры, труда и других видов деятельности, опосредованной словом, обогащением со взрослыми и детьми.
  • Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для родителей и ребенка, что повышает мотивацию к познанию.

Методы:

  • Анализ социальных отношений и среды в группе.
  • Наблюдение.
  • Проектирование.
  • Анализ сравнения и обобщения результатов.
  • Практические.

Новизна: заключается  в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, одновременно решая коррекционные задачи, при  этом быть для детей партнером. Помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и коррекции.

Организационно-педагогические условия:

  • Модернизация развивающей среды.
  • Укрепление материально-технической базы.
  • Составление циклограммы взаимодействия со специалистами.
  • Осуществление дифференцированного подхода к коррекционному процессу.
  • Расширение внешних связей (спонсорство).

Опытно-экспериментальной  базой является наличие и внедрение проекта «Играем вместе».

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации: в течение учебного года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, специалисты ДОУ.
Ожидаемый результат: выпуск группового родительского журнала «Я учусь вместе с ребенком».

Время проведения Изучаемые темы Задачи
Сентябрь – октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель – май 

Анкета «Может ли ваш ребенок?»
Анкета «Взаимоотношение с ребенком»

Самодиагностика для родителей (оценка готовности ребенка к школе).

Консультация «Пальчики помогают говорить».

Консультация «Виды трудностей при обучении письму».

Папка-передвижка «Рекомендации семейного времяпровождения».

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук и пространственного гнозиса у дошкольников с ОНР».

Выставка литературы по теме: «Развитие психических процессов у дошкольников и роль пальчиковой гимнастики в развитии речи».

Тематические игротеки для домашнего использования.

Семинар-практикум «Песочная игротерапия для детей и взрослых».

Семинар-практикум для родителей с участием детей «Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки».

Семинар-практикум «Важность артикуляционных упражнений для постановки и автоматизации звуков речи».

Итоговое занятие /дети и родители/ по результатам совместной работы.

– Обозначить проблемы в развитии ребенка и определить уровень семейных взаимоотношений.

– Способствовать психологическому просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребенка и его перспектив.

– Помочь родителям в организации совместного игрового досуга с целью развития мелкой моторики рук.

– Познакомить родителей с правильными методами обучения письму.

– Помочь в подборе игр и игровых упражнений, способствующих решению коррекционных проблем в условиях  семьи.

– Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в коррекции и развитии психических процессов у детей с ОНР.

– Педагогическое просвещение родителей имеющих детей с ОНР.

– Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений, помогающих глубже усвоить лексический  и  лексико-грамматический материал по изучаемым темам.

– Познакомить родителей с играми на песке для всей семьи.
– Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр.

– Познакомить родителей с техникой массажа предплечий рук зондами и пальцами.
– Рекомендовать родителям использовать массаж в домашних условиях для лучшего развития моторики рук.

– Показ выполнения артикуляционных упражнений детьми в стихотворной форме, совмещая с работой пальцев и зрительным анализатором.

– Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем коррекционном процессе.

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика / Е.С.Анищенкова. – Москва, 2007 г.
  2. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры / Т.М. Грабенко, Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева. –  Спб., 2002.
  3. Грабенко, Т.М. Практикум по песочной терапии. / Т.М. Грабенко, Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева. –  Спб., 2002.
  4. Игры с песком или песочная терапия //Дошкольная педагогика. –  2004. –  № 5
  5. Интернет-ресурсы
  6. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. – Москва, 2007 г.
  7. Подрезова, Т.И. Материалы к занятиям по развитию речи / Т.И. Подрезова – Москва, 2007 г.
  8. Самодиагностика для родителей // Обруч. – 2005. – №2
  9. ТРИЗ-технология
  10. Узорова, О.В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва, 2004 г.