От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский.
Наше время – это время перемен. Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: «…развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся…», о чем говорится в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром. Психологи и педагоги, такие как, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина, считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, театрализованной, музыкальной. Большой потенциал для развития творчества заключен в рисовании – едва ли не самом интенсивном виде продуктивной деятельности дошкольника. И не удивительно: ребенок отражает в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выражает свое отношение к нему.
Сейчас, когда на ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая творческая деятельность прямо пропорциональны, поэтому, чем более сильным будет воздействие произведений искусства на ребенка, тем больше возможностей для развития его творческого потенциала. Все увиденное и услышанное ребенок осмысливает и свое понимание окружающей жизни, и отношение к ней выражает в рисунке, игре, рассказе. Задача педагогов – познакомить детей с лучшими произведениями искусства и с их помощью развить творческие способности.
Именно поэтому я решила углубленно работать с детьми над развитием творческих способностей средствами музейной педагогики. Музей любого профиля, в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением.
Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня является не пассивным объектом воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога в ней.
Зачем же она нужна, музейная педагогика? Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью. Формирует такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. Неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Социологические исследования показывают, что для большинства взрослых первое посещение музея оказывается и последним. Естественно, такое посещение не дает «пищи» ни для ума, ни для души. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат.
Именно в дошкольном возрасте формируются
различного рода практические, умственные и
художественные способности. В их развитии важное
место занимает общение детей с искусством, в
процессе которого предусматривается решение
воспитательных, развивающих и образовательных
задач.
Исходя из актуальности данной проблемы, я
поставила перед собой цель – развитие
творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами музейной
педагогики.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
- Развивать у дошкольников целостное художественное восприятие произведений искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
- Повышать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников средствами музейной педагогики.
- Совершенствовать систему взаимодействия с педагогами детского сада, дополнительного образования, школы по развитию творческих способностей детей.
Создание методического и дидактического сопровождения образовательного процесса является неотъемлемой частью работы воспитателя. Мною разработаны перспективные планы по разделу «Ребенок в мире изобразительного искусства» на основе программ «Детство» авт. В.И. Логиновой и «Здравствуй, музей!» авт. С.Г. Масловой. Перспективный план составлен с учетом принципов систематичности, интеграции и возрастной адресованности.
С помощью новых технологий я решила найти пути взаимодействия с детьми, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой – помогают ребенку овладеть средствами музейной педагогики. Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой-то определенный стереотип. Ребенок должен самовыразиться в цвете, линии, форме.
Опыт показал, что творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа. Для этого проводилась большая предварительная работа, в которой активное участие принимали воспитатели. На прогулках дети с воспитателями наблюдали за меняющимися сезонными явлениями, отмечали их отличие и неповторимость, учились видеть красивое. Из чего же складывается это понятие – «видеть красивое»? Наверное, из «сыпкого дождика» Паустовского, из картин Васнецова и Шишкина, из стихотворений Пушкина и Бальмонта, из музыки Чайковского и Шопена. Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды и детям тоже надо дать этот живительный глоток. Затем на занятиях я предлагала детям вспомнить их ощущения, впечатления, мысли, чувства, и нарисовать свою любимую картину природы.
Считаю, что не следует сразу «бросаться» учить детей рисовать правильно, при этом, требуя, чтобы они соблюдали определенную последовательность. Я уверена, главное – создать условия для их эмоционального принятия самого процесса рисования, зародить в их душах любовь к искусству.
Моя основная задача – доставить радость от работы с художественными материалами. Конечно, я закладываю определенные навыки рисования, но многое дети «изобретают» сами. И чтобы эти «изобретения» были богаты своим разнообразием, веду работу над зрительными восприятиями окружающего мира.
Для развития наблюдательности и эмоциональной отзывчивости на занятиях применяла игровые приемы: «Кто больше увидит в одном облаке изображений»; «Кто больше подберет эпитетов к надвигающейся туче»; «О чем шумит листва». Материал для этой работы находится вокруг нас, и он дает возможность детям эмоционально воспринимать мир природы, как в жизни, так и в произведениях искусства.
Знакомя детей с произведениями искусства, даю
им различные практические задания, включающие
рисование запомнившегося предмета по памяти,
используя различные техники исполнения. Эта
работа направлена не на буквальное копирование,
а на переживание художественного образа, что
предполагает момент творческой импровизации.
Практика показывает, что дети способны
воспринимать сюжет произведения лишь в том
случае, если они уже сталкивались с этим в своем
жизненном опыте. Стараюсь подбирать
произведения с учетом доступности для ребенка,
разнообразной тематики и различными манерами
письма разных художников.
Смоделированные проблемные и игровые ситуации,
образные сравнения, включение поэтического
слова при восприятии произведений искусства,
помогают детям, погрузится в сюжет.
Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на ребенка. Для некоторых занятий были тщательно отобраны музыкальные произведения. Музыка помогала точнее и богаче создать художественный образ, давала простор для творческой деятельности. Рассматривая пейзаж за окном, предлагала выбрать из двух – трех прозвучавших фрагментов тот, что соответствует настроению природы и объяснить почему.
Как я уже отмечала, дети воспринимают те произведения, содержание которых соотносится с их жизненным опытом. Поэтому наиболее доступным их пониманию жанром является пейзаж. Я научила детей наблюдать за окружающей природой, восхищаться ее разнообразием и неповторимостью. И вновь переживать разнообразные эмоциональные состояния, любуясь природой в художественном произведении.
В обучении детей восприятию портретной живописи использую «модельные» дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих. Дети учатся «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Интересно проходит игра «Отгадай настроение друга». Дети показывают друг другу мимикой свое настроение, которое способны передать.
В процессе игровой деятельности дошкольники активно осваивают и музейную информацию. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами. В своей деятельности применяю целый спектр музейно-образовательных игр: «О чем говорят вещи», «Живая скульптура», «Видящие руки», дающих стимул воображению и творческой импровизации.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития творчества, поэтому:
- Я обновила формы и содержание обучающих занятий.
- Пересмотрела приемы и методы обучения дошкольников.
- Интегрировала некоторые виды детской деятельности в единое пространство.
Однако любая работа, даже очень интересная по ознакомлению с произведениями искусства, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея.
Занятия по рисованию, проводимые на базе школы искусства и музея – это нетрадиционная форма интеллектуального и эстетического воспитания детей.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Однодневный проект «Красивое рядом» прошел в форме Дня открытых дверей. Родители стали участниками игр, посетителями картинной галереи, зимних забав. Результатом проекта стала выставка совместных работ родителей, детей и педагогов «Зимние узоры».
Одной из новых форм обучения является использование на занятиях информационных технологий. В течение двух лет я успешно внедряю информационно – коммуникативные технологии в практику моей педагогической деятельности. Используя детские мультимедийные издания, компьютерные программы и игры: «Дизайн для детей», «Форма», «Жанры живописи», «Учимся рисовать», я не только расширяю кругозор детей, но и учу их быть активными, даю возможность проверить свои знания в игровой форме.
По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в рисунке.
По результатам бесед, опросов родителей, анкетирования на тему «Искусство в жизни ребенка», занятий с детьми, пришла к выводу, что современные семьи нуждаются в помощи по вопросам музейной педагогики. Собранные данные позволили разработать содержание сотрудничества с родителями воспитанников.
Я постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу различные пути вовлечения их в процесс творческого развития детей. Стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. При этом необходимо, чтобы родители с вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.
С работами детей родители знакомятся на постоянно действующих выставках:
- сезонные: «Веселая зима», «Весенняя капель», «Осенние фантазии»;
- тематические: «Вредные привычки», «Рисуем спорт», «Салют победы»;
- персональные: «Мир фантазий», «Любимый край».
Опыт моей работы показал, что систематическая работа по развитию творчества средствами музейной педагогики привела к положительным результатам. Работы детей стали интересными, разнообразными, с яркой, сочной гаммой. В самостоятельном рисовании дети используют сюжеты картин, которые видели в музеях, с удовольствием иллюстрируют страницы художественных произведений, с увлечением рассказывают о своих рисунках, героях, объясняют выбор цвета, материалов.
Я знаю, конечно же, не все станут художниками.
Это дело таланта и осознанного выбора. Можно и не
быть художником, но любить и понимать прекрасное,
постигая волшебный мир творчества. Творческая
свобода, обретенная на занятиях искусством,
перейдет в другие сферы деятельности, научит
искать нестандартные решения самых разных
проблем.
Я хочу, чтобы лица моих воспитанников радостно
сияли, музыка радовала их слух, произведения
искусства радовали глаз, тело было пластичным,
руки ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше
нас – красивее, талантливее, умнее. Природа
подарила им эту возможность, которую нужно
раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать
нас, удивлять и восхищать.