Малые жанры поэтического творчества в работе с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра «Знакомство».

Цель: Вызвать радость от прослушивания потешек; наладить с детьми эмоциональный контакт; помочь детям запомнить имена других воспитанников (игру целесообразно проводить в начале адаптации).

Пособия: Кукла из кукольного театра.

Ход игры: Воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра (например, мишку).

– Здравствуйте, дети. Меня зовут Миша, а вас как зовут? Давайте познакомимся. Подходит к детям по очереди.

– Как тебя зовут? (если ребёнок не отвечает, ответить за него).

Я угадаю, ты – Ваня. А я про тебя стихи знаю:

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед и
Поехал в огород.

– А тебя как зовут? (и так далее, если нет потешки про чьё-то имя, вставить его в любую потешку).

Перечень потешек: 

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

Наша Оленька в дому,
Как оладушек в меду,
Как оладушек в меду,
Наливное яблочко.

Наша Маша маленька
На ней шубка аленька
Опушка бобровая
Сама чернобровая.

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя ножкой.

В светлом теремочке
Выросла Лизонька,
Люди её любят,
Все её голубят.

Темная ноченька – не спиться
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай
Мою Таню не пугай!

Котик серенький присел
На печурочке,
И тихонько запел
Песню Юрочке.

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань мой Юрочка.

– Ну, вот и познакомились.

Игра «Концерт».

Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами; вызвать интерес, побудить к игре на музыкальных инструментах, вызвать положительные эмоции.

Пособия: Музыкальные инструменты.

Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть, что у неё в корзине. Это дудочка, послушайте, как она звучит.

Дует в дудочку, затем читает потешку:

На зелёном лугу
Раз нашёл я дуду
Стал я в дудку играть!
Стали все подпевать
Да под дудку плясать.

– А вот это бубен. Послушайте, как он звучит. Стучит в бубен.

Трынцы, брынцы, бубенцы,
Позолочены концы,
Утка в бубен играет,
А утята подпевают.

– А вот колокольчики. Они звенят так. Звонит в колокольчик.

– А это погремушки. Сейчас я раздам вам музыкальные инструменты, и мы организуем концерт.

Дети играют на музыкальных инструментах, воспитатель читает потешки.

Ай, ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу,
Труба точенная, золоченная,
Песня ладная,
Песня складная.

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси в гусли,
Овцы в донцы,
Тараканы в барабаны.

Игра «Ладушки, ладушки».

Цель: Вызвать радость от прослушивания потешек, желание участвовать в рассказывании, развивать моторику пальцев рук; активизировать в речи детей слова: оладушки, калачи, баранки, печь.

Ход игры: Воспитатель, одетый в костюм бабушки, входит в группу.

Здравствуйте, внучата мои дорогие. Я вам гостинцев принесла. Ой, а где же они? Ох, я старенькая, совсем забыла про гостинцы. Но ничего, я вам сейчас оладушек напеку, вы хотите оладушек? Мягкие, да сладкие, горяченькие с маслицем! Тогда помогите мне, а то я одна не справлюсь.

Читаем потешки, дети повторяют вместе с ней:

Лады, лады, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Деткам давала.
Даше два, Тане два,
Ване два, Гале два.

(Перечисляем всех детей по именам, подходим к каждому и «кладём» в ладони воображаемый оладушек).

Хороши оладушки,
У нашей бабушки!

– Ну, как, понравились вам оладушки? Вкусные, горячий, пышные. Подуйте, чтобы не обжечься. А у меня в корзине еще что-то есть для вас.

Вы оладушки попробовали, а теперь попробуйте баранки да калачи.

Читает потешку:

Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки-калачи,
С пылу, с жару из печи,
С пылу, с жару из печи!
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам остались ба-ра-а-а-ночки!

Достаёт баранки из корзинки, раздает детям.

– Ах, эти птицы, грачи называются, унесли все калачи. Вот и остались нам только бараночки, ешьте внучата мои хорошие, пробуйте. Они горяченькие с пылу с жару из печи. Приятного аппетита!

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Познакомить детей с потешками, помочь понять содержание, учить слушать, вызвать положительные эмоции, активизировать в речи детей слова: усы, шерстка, хороша.

Пособия: Игрушки: собачка, котик.

Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек.

Смотрите, дети, какой у меня мешочек.

– Мяу! (доносится из мешочка).

– Кто это мяукает?

– Кошка.

– Неужели у меня в мешке? Давайте, посмотрим.

Достаёт из мешка игрушку – кота.

– Посмотрите, какой котик. Какая у него шубка, усы, глазки. Погладьте его.

Читаем потешку:

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.

Из мешка слышится:

– Гав! Гав!

– Кто это, дети, гавкает?

– Собака!

Достает собаку.

– Вот она какая. Посмотрите, какая у нее шерстка, а какие лапки? Не гавкай так, собачка, у нас кукла спит в кроватке!

Читаем потешку:

Баю-бай, баю-бай
Ты собачка не лай!
Белолапа, не скули,
Нашу Катю не буди!

– Погрозите пальчиком собачке, скажите ей «тсс»!

Игру можно продолжать, рассказывая детям другие потешки (например: про петушка, зайчика и т.д.). 

Игра «Купание куклы Кати». 

Цель: Помочь детям понять потешки; вызвать положительные эмоции, желание слушать, прививать культурно-гигиенические навыки, активизировать в речи детей слова: удаленькая, личико, зубок, роток.

Пособия: Ванночка, кувшин с водой, мыло, полотенце.

Ход игры: На столе стоит кровать, в ней «спит» кукла.

– Дети, наша Катя проснулась, давайте её попросим встать.

– Встала, Катя

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Воспитатель поглаживает куклу вдоль тела. Поднимает куклу.

– Детки, попросите Катюшу встать и пройти.

Читаем потешку:

Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройди по дорожке
Топни, Катя, ножкой.

– Вот и пошла Катя. Давай, Катя, умываться. Все дети умылись после сна. Дети, она не хочет. Давайте ее уговорим.

Читаем потешку:

Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Улыбался роток.

– Смотрите, дети, она послушалась. Помогите мне, Оля, полей водичку на руки Кате,а ты Саша, подай мыло, а Коля полотенце подаст. Вот так мы сначала намочим ручки, щечки, затем намылим, потом смоем, а теперь можно вытираться. Молодцы мы с вами, Катю разбудили, уговорили встать и умыться. Какие мы все молодцы!

Игра «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель:Закрепить название предметов одежды и их назначения; последовательность одевания; вызвать радость от прослушивания потешек; активизировать речь детей и побуждать проговаривать название предметов одежды.

Пособия: Кукла, коробка, предметы одежды.

Ход игры: На стуле сидит кукла Катя без одежды. Рядом стоит коробка с вещами.

– Дети, наша кукла Катя собралась идти гулять, но не знает, что ей надеть.

Давайте ей поможем. Я буду доставать вещи, а вы подсказывайте мне, что понадобится для прогулки.

Что это?

– Шубка (пальто, куртка).

– Шубка нужна?

– Да.

– Тогда положим вот сюда (откладывает в сторону).

– Это что такое?

– Платье.

– А платье сейчас одевают на улицу?

– Нет.

– Значит, в другую сторону откладываем и т.д.

– Ну, вот дети. Вещи у нас отобраны, давайте, будем одевать Катю, что наденем в первую очередь?

– Колготки (если дети затрудняются с ответом, отвечать за них).

– Правильно, а дальше?

– Штанишки, кофточку, носочки, шапку, шубку.

– «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка».

– Шарфик будем завязывать?

– Да.

Мы наденем Катеньке
Шарфик полосатенький.

– Что еще не надели? Посмотрим, что из вещей осталось.

– Рукавички.

– Посмотрите на нашу Катюшу!

Наша Катя маленькая
На ней шубка аленькая.

– Ну, вот, наша Катя готова к прогулке. А вы хотите гулять?

– Да.

– Тогда идите одеваться, а Катя посмотрит, кто из вас умеет одеваться правильно и быстро.Что будете одевать сначала? И.т.д.

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.