Игра «Знакомство».
Цель: Вызвать радость от прослушивания потешек; наладить с детьми эмоциональный контакт; помочь детям запомнить имена других воспитанников (игру целесообразно проводить в начале адаптации).
Пособия: Кукла из кукольного театра.
Ход игры: Воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра (например, мишку).
– Здравствуйте, дети. Меня зовут Миша, а вас как зовут? Давайте познакомимся. Подходит к детям по очереди.
– Как тебя зовут? (если ребёнок не отвечает, ответить за него).
Я угадаю, ты – Ваня. А я про тебя стихи знаю:
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед и
Поехал в огород.
– А тебя как зовут? (и так далее, если нет потешки про чьё-то имя, вставить его в любую потешку).
Перечень потешек:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
Наша Оленька в дому,
Как оладушек в меду,
Как оладушек в меду,
Наливное яблочко.
Наша Маша маленька
На ней шубка аленька
Опушка бобровая
Сама чернобровая.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя ножкой.
В светлом теремочке
Выросла Лизонька,
Люди её любят,
Все её голубят.
Темная ноченька – не спиться
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай
Мою Таню не пугай!
Котик серенький присел
На печурочке,
И тихонько запел
Песню Юрочке.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань мой Юрочка.
– Ну, вот и познакомились.
Игра «Концерт».
Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами; вызвать интерес, побудить к игре на музыкальных инструментах, вызвать положительные эмоции.
Пособия: Музыкальные инструменты.
Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть, что у неё в корзине. Это дудочка, послушайте, как она звучит.
Дует в дудочку, затем читает потешку:
На зелёном лугу
Раз нашёл я дуду
Стал я в дудку играть!
Стали все подпевать
Да под дудку плясать.
– А вот это бубен. Послушайте, как он звучит. Стучит в бубен.
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Позолочены концы,
Утка в бубен играет,
А утята подпевают.
– А вот колокольчики. Они звенят так. Звонит в колокольчик.
– А это погремушки. Сейчас я раздам вам музыкальные инструменты, и мы организуем концерт.
Дети играют на музыкальных инструментах, воспитатель читает потешки.
Ай, ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу,
Труба точенная, золоченная,
Песня ладная,
Песня складная.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси в гусли,
Овцы в донцы,
Тараканы в барабаны.
Игра «Ладушки, ладушки».
Цель: Вызвать радость от прослушивания потешек, желание участвовать в рассказывании, развивать моторику пальцев рук; активизировать в речи детей слова: оладушки, калачи, баранки, печь.
Ход игры: Воспитатель, одетый в костюм бабушки, входит в группу.
– Здравствуйте, внучата мои дорогие. Я вам гостинцев принесла. Ой, а где же они? Ох, я старенькая, совсем забыла про гостинцы. Но ничего, я вам сейчас оладушек напеку, вы хотите оладушек? Мягкие, да сладкие, горяченькие с маслицем! Тогда помогите мне, а то я одна не справлюсь.
Читаем потешки, дети повторяют вместе с ней:
Лады, лады, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Деткам давала.
Даше два, Тане два,
Ване два, Гале два.
(Перечисляем всех детей по именам, подходим к каждому и «кладём» в ладони воображаемый оладушек).
Хороши оладушки,
У нашей бабушки!
– Ну, как, понравились вам оладушки? Вкусные, горячий, пышные. Подуйте, чтобы не обжечься. А у меня в корзине еще что-то есть для вас.
Вы оладушки попробовали, а теперь попробуйте баранки да калачи.
Читает потешку:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки-калачи,
С пылу, с жару из печи,
С пылу, с жару из печи!
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам остались ба-ра-а-а-ночки!
Достаёт баранки из корзинки, раздает детям.
– Ах, эти птицы, грачи называются, унесли все калачи. Вот и остались нам только бараночки, ешьте внучата мои хорошие, пробуйте. Они горяченькие с пылу с жару из печи. Приятного аппетита!
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Познакомить детей с потешками, помочь понять содержание, учить слушать, вызвать положительные эмоции, активизировать в речи детей слова: усы, шерстка, хороша.
Пособия: Игрушки: собачка, котик.
Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек.
– Смотрите, дети, какой у меня мешочек.
– Мяу! (доносится из мешочка).
– Кто это мяукает?
– Кошка.
– Неужели у меня в мешке? Давайте, посмотрим.
Достаёт из мешка игрушку – кота.
– Посмотрите, какой котик. Какая у него шубка, усы, глазки. Погладьте его.
Читаем потешку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Из мешка слышится:
– Гав! Гав!
– Кто это, дети, гавкает?
– Собака!
Достает собаку.
– Вот она какая. Посмотрите, какая у нее шерстка, а какие лапки? Не гавкай так, собачка, у нас кукла спит в кроватке!
Читаем потешку:
Баю-бай, баю-бай
Ты собачка не лай!
Белолапа, не скули,
Нашу Катю не буди!
– Погрозите пальчиком собачке, скажите ей «тсс»!
Игру можно продолжать, рассказывая детям другие потешки (например: про петушка, зайчика и т.д.).
Игра «Купание куклы Кати».
Цель: Помочь детям понять потешки; вызвать положительные эмоции, желание слушать, прививать культурно-гигиенические навыки, активизировать в речи детей слова: удаленькая, личико, зубок, роток.
Пособия: Ванночка, кувшин с водой, мыло, полотенце.
Ход игры: На столе стоит кровать, в ней «спит» кукла.
– Дети, наша Катя проснулась, давайте её попросим встать.
– Встала, Катя
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Воспитатель поглаживает куклу вдоль тела. Поднимает куклу.
– Детки, попросите Катюшу встать и пройти.
Читаем потешку:
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройди по дорожке
Топни, Катя, ножкой.
– Вот и пошла Катя. Давай, Катя, умываться. Все дети умылись после сна. Дети, она не хочет. Давайте ее уговорим.
Читаем потешку:
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Улыбался роток.
– Смотрите, дети, она послушалась. Помогите мне, Оля, полей водичку на руки Кате,а ты Саша, подай мыло, а Коля полотенце подаст. Вот так мы сначала намочим ручки, щечки, затем намылим, потом смоем, а теперь можно вытираться. Молодцы мы с вами, Катю разбудили, уговорили встать и умыться. Какие мы все молодцы!
Игра «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель:Закрепить название предметов одежды и их назначения; последовательность одевания; вызвать радость от прослушивания потешек; активизировать речь детей и побуждать проговаривать название предметов одежды.
Пособия: Кукла, коробка, предметы одежды.
Ход игры: На стуле сидит кукла Катя без одежды. Рядом стоит коробка с вещами.
– Дети, наша кукла Катя собралась идти гулять, но не знает, что ей надеть.
Давайте ей поможем. Я буду доставать вещи, а вы подсказывайте мне, что понадобится для прогулки.
– Что это?
– Шубка (пальто, куртка).
– Шубка нужна?
– Да.
– Тогда положим вот сюда (откладывает в сторону).
– Это что такое?
– Платье.
– А платье сейчас одевают на улицу?
– Нет.
– Значит, в другую сторону откладываем и т.д.
– Ну, вот дети. Вещи у нас отобраны, давайте, будем одевать Катю, что наденем в первую очередь?
– Колготки (если дети затрудняются с ответом, отвечать за них).
– Правильно, а дальше?
– Штанишки, кофточку, носочки, шапку, шубку.
– «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка».
– Шарфик будем завязывать?
– Да.
Мы наденем Катеньке
Шарфик полосатенький.
– Что еще не надели? Посмотрим, что из вещей осталось.
– Рукавички.
– Посмотрите на нашу Катюшу!
Наша Катя маленькая
На ней шубка аленькая.
– Ну, вот, наша Катя готова к прогулке. А вы хотите гулять?
– Да.
– Тогда идите одеваться, а Катя посмотрит, кто из вас умеет одеваться правильно и быстро.Что будете одевать сначала? И.т.д.
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.