Использования принципа политехнизма при изучении физики в сельской школе

Разделы: Физика


Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 “Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования” модернизация современного образования должна завершиться до 2010 года. Другими словами в старших классах средней школы учащиеся должны обучаться по выбранным ими профилям. Прежде всего, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в достаточно короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов. Социально-экономическая обстановка требует рабочих рук. В связи с этим, как никогда остро встает вопрос о политехническом образовании и воспитании школьников. При этом использование принципа политехнизма при изучении физики в школе может решать многие важнейшие задачи современного образования.

Политехническое образование и воспитание – составная часть воспитания молодежи, включает: представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и обработки материалов, энергии, информации, социально-техническом проектировании окружающей среды; воспитание технологического системного способа мышления. Направлено на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии. В неразрывной связи с общим образованием является условием подготовки молодёжи к активной производственной и общественной деятельности, основой профессиональной последующей подготовки, способствует решению задачи соединения обучения с производительным трудом.

Требование современного производства – обеспечение максимального роста творческих способностей человека – предполагает признание в качестве ведущей функции политехнического образования развитие способностей учащихся, необходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях. В свою очередь, это делает обязательным воплощение общекультурных аспектов содержания обучения, направленного на формирование широкой трудовой культуры, а не на адаптацию к сложившимся производственным условиям.

Никого не нужно долго убеждать в том, что изучать физику (особенно в современном высокотехнологичном мире и информационном обществе) необходимо, но в то же время не следует навязывать ее всем в полной мере. Именно по этой причине существуют различные программы и курсы, для разных типов профилей.

Главный недостаток современной системы образования заключается в отрыве теории от практики, в отрыве обучающихся от производства. На уроках физики, химии, биологии и других общеобразовательных дисциплин учащиеся знакомятся с научными основами важнейших отраслей производства, с принципами организации производства и управления им, узнают, как устроены и работают наиболее распространенные технические устройства. Эти основные политехнические знания пронизывают все учебные предметы. Однако в задачи политехнического образования входит не только изучение основ наук, но и трудовое обучение, политехнические практикумы, производственное обучение: проведение опытов и лабораторных работ, практические занятия.

В современном общеобразовательном учреждении отсутствует эффективная работа подготовки подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Тогда как, его современные потребности актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки. Для успешного вхождения ученика в мир профессий, профессионального самоопределения и продвижения в нем к желаемой цели, необходимо предоставить ему ориентиры, которые отражают потребности рынка труда в кадрах, конкретных видов деятельности пользующихся спросом и профессий, а также возможности подготовки к ним в условиях Новосибирской области. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности в условиях своего региона, избираемой профессии и собственных возможностях, их активного развития, формирования потребности и умения школьников включаться в социальные отношения трудового коллектива на основе собственного опыта. Соответственно, явной становится необходимость разработки такой образовательной модели, которая включает трудовое и производственное обучение, профориентационную, предпрофильную, профильную подготовку подрастающего поколения в современном общеобразовательном учреждении в условиях массовой школы [1]. В этой связи необходимо, чтобы школьная физика в соответствии с ее спецификой была насыщена политехническим содержанием. Политехнизм должен отразиться на подборе физического материала.

На уроках физики каждый школьник приобретает навыки общения с различными приборами, аппаратурой, узнает, как выявлять и устранять их неполадки. Изготовляя несложные изделия и детали на занятиях по техническому творчеству, приобретают навыки обработки материалов. В кружках научно-технического творчества узнают, как читать и составлять чертежи и схемы, как вести техническую документацию, делают первые шаги в конструировании, в исследовании, в научном поиске. На практических занятиях школьники получают навыки контроля и самоконтроля, организации рабочего места, необходимые каждому.

Необходимо существенное усиление трудового и технологического начал в изучении физики. Содержание курса физики должно способствовать формированию у учащихся представления о современной технологической стороне научной картины мира; необходимо обеспечить активное, творческое ознакомление школьников с прикладными вопросами физики, их участие в поиске способов практической реализации научных знаний, моделировании различных вариантов их применения и т.д.

Физическое оборудование, поступающее в школы в рамках приоритетного национального проекта “Образование” позволяет организовать полноценную предпрофильную подготовку и в полном объеме реализовать профильное обучение на старшей ступени общего образования. Так как выбор конкретной модели организации профильного обучения и предпрофильной подготовки определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа. Кроме того, необходима, качественная оценка ситуации, сделать которую возможно при помощи мониторинга в процессе предпрофильного обучения (заблаговременно), в том числе и на внеклассных занятиях (кружках, факультативах, элективных курсах).

Использование принципа политехнизма при изучении физики, “усвоение общих способов деятельности предполагает активное, творческое участие школьников в непосредственном моделировании и осуществлении этапов научно-производственного цикла, трансформации знаний в труд включая: выдвижение идеи, поиск и усвоение необходимых прикладных знаний как средств реализации результатов фундаментальных наук, нахождение способов их применения; проведение необходимых исследований, участие в разработках образцов, технологической подготовке, организации и осуществлении производственной работы и т.д. Непосредственно производственный процесс является при этом завершающим этапом, результатом всех видов деятельности. При таком подходе объектом усвоения являются не только способы преобразования материалов и энергий, но и, прежде всего, способы получения, применения, трансформации научных знаний, информации в процессе создания того или иного продукта. Перечисленные виды деятельности учащихся целесообразно рассматривать в качестве звеньев целостной системы “учение-труд” как педагогической модели системы “наука-производство” [1].

“В массовой практике труд школьников происходит преимущественно в рамках традиционной формы производственного процесса, при этом они участвуют, в основном, только в его завершающих, исполнительских звеньях, редко включаются в процессы конструкторской, технологической, организационной подготовки производства. В результате деятельность учащихся во многом основана на эмпирических знаниях, слабо связана с использованием научных достижений, что сковывает развитие инициативности, самостоятельности, творческих потенций школьников, препятствует подлинному соединению обучения с трудом”, с будущей профессиональной деятельностью [2].

Необходимо реализовать соответствующую направленность учебно-воспитательного процесса по физике: в виде решения научно-производственных проблем, ориентацию на самостоятельное, творческое участие школьников в проектировании, конструировании изделий, разработку технологии их производства, поиск необходимой информации. Имея сегодня современную учебно-материальную базу в учебном процессе целесообразно шире применять работу учащихся с моделями, конструкторами, демонстрирующими принципы действия современной техники. “Необходимо также обеспечить активное взаимодействие учащихся с окружающей производственной средой. Это предполагает тесное взаимодействие учебных заведений, научно-исследовательских, производственных и других учреждений, подлинную интеграцию образования, науки и производства” [1].

Внеурочная деятельность по физике в нашей школе организуется в виде двух взаимодействующих элективных курсов “Конструирование физических приборов” и “Курс экспериментальной физики”. Работу в курсах по выбору можно рассматривать как продолжение, дополнение и углубление учебных занятий.

Основной целью элективного курса “КФП” является конструирование физических приборов и приспособлений для школьного физического эксперимента. В процессе изготовления самодельных приборов отрабатываются вполне определенные трудовые навыки, умения обращаться с измерительными приборами, оборудованием и инструментами. В процессе конструирования учащиеся могут применить свои теоретические знания в новой ситуации при выполнении практических работ (Таблица 1).

Таблица 1

Практические работы

  Снятие характеристики поплавкового датчика концентрации раствора.
  Снятие характеристики газового датчика температуры
  Снятие характеристики датчика температур на биметаллической пластине.
  Включение переменного резистора по реостатной и потенциометрической схеме.
  Определение основных параметров нейтрального электромагнитного реле постоянного тока
  Изучение способов измерения времени срабатывания и отпускания реле.
  Изучение поляризованного реле.
  Изучение коллекторных электродвигателей.
  Изучение электротермического реле.
  Градуировка полупроводникового термистора в качестве датчика температур.
  Сборка и испытание усилителя напряжения на полупроводниковом транзисторе.
  Сборка и испытание симметричного триггера на транзисторах.
  Сборка несимметричного триггера с одним устойчивым состоянием и его испытание в качестве бесконтактного реле.
  Сборка и испытание логического элемента И на полупроводниковых диодах.
  Сборка и испытание логического элемента ИЛИ на полупроводниковых диодах.
  Сборка и испытание логического элемента НЕ на полупроводниковом транзисторе.

На занятиях “Курса экспериментальной физики” школьники совершенствуют свои экспериментальные, исследовательские умения и навыки посредством постановки микроопытов, выполнением лабораторных работ, экспериментальных задач, заданий-исследований, исследовательских работ.

За последние годы силами учащихся данных курсов были выполнены следующие работы:

  • “Конструирование и испытание пружинного ареометра”;
  • “Исследование процесса “выбулькивания” воды из сосуда”,
  • “Исследование зависимости проводимости растворов электролитов от концентрации и температуры”,
  • “Исследование зависимости скорости звука в воздухе от температуры”,
  • “Конструирование батареи гальванических элементов и исследование ее работы”,
  • “Исследование параметрических колебаний пружинного маятника”,
  • “Конструирование действующей модели гейзера и исследование ее работы”,
  • “Исследование механических свойств полиэтиленовых пакетов”;
  • “Термосы”;
  • “Сравнение характеристик бытовых люминесцентных ламп и ламп накаливания”.

Обучение школьников на данных элективных курсах помогает расширить их политехнический кругозор, вырабатывать у них разнообразные трудовые навыки.

Использование принципа политехнизма при изучении физики позволяет:

Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями региона в кадрах, формирования способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Апробировать новое содержание, формы и методы профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии. При этом профильное обучение должно строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий и возможности получать основы профессионального образования.

Сформировать установки на эффективный труд и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.

Разработать, апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ по физике, направленных на профессиональное самоопределение школьников.

Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Список литературы:

  1. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях //
  2. Педагогика, - 1999. - № 2. - с. 17-20.
  3. Мельникова И. Ю. К вопросу об образовательном политехническом комплексе “Политехническая школа” в новосибирской области, www.totem.edu.ru
  4. Резников З. М. Прикладная физика: Учеб. Пособие для учащихся по факультатив. курсу: 10 кл.- М.: Просвещение, 1989.- 239 с.