Урок русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"

Разделы: Русский язык


Цель: Дать понятие об однозначных и многозначных словах; обучать моделированию текста; развивать логическое мышление, внимание учащихся; умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работать над расширением словарного запаса учащихся.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного, изучение нового материала)

Форма урока: игровой (урок-космическое путешествие)

Технология: на игровой основе с элементами современной информационной технологии.

Ход урока

Если очень захотеть,
можно в космос полететь

- Дорогие ребята! Я уверена, что вы все любите путешествия, а уж от «полета» в космос не откажется никто.

Сегодня мы побываем на созвездии Большой Медведицы и Луне, узнаем интересные легенды и удивительные факты о космических телах.

Главная же цель космического путешествия – вернуться не только с ценой информацией о том, какие слова называются однозначными, а какие – многозначными, но и обогатить свой словарный запас.

Но вы знаете, что космонавты очень долго готовятся к полетам, тренируются и обучаются. Поэтому все должны пройти отборочные испытания.

Начинаем подготовку к полету. Внимание на экран: Перед вами названия планет, а вы назовите жителей планеты.

(Фонетика, Морфемика, Лексика, Синтаксис)

  

  

- Жители, какой планеты постоянно обновляются?

- Начиная с 15 мая 1957 года, когда стартовал первый космический корабль - спутник, бурно стали появляться новые «космические слова». Познакомьтесь с такими словами:

(Звездолет, ракета, космический, космонавт, ракетоноситель, луноход)

F:\Clipart\Космос\00018736.jpg F:\Clipart\Космос\00018730.jpg F:\Clipart\Космос\00018791.jpg

F:\Clipart\Космос\00018790.jpg F:\Clipart\Космос\00019011.jpg F:\Clipart\Космос\00018961.jpg

F:\Clipart\Космос\00018738.jpg F:\Clipart\Космос\00018751.jpg

- А теперь «Веселые космонавты», отправимся на космодром и оттуда начнем свое космическое путешествие. Но нам нужно узнать, что такое «космодром»

F:\Clipart\Космос\00018860.jpg F:\Clipart\Космос\00018861.jpg

- Какой словарь поможет нам в этом?

- Правильно, толковый. Воспользуемся словарем под редакцией С.И. Ожегова.

C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2009_12_06\IMG_0002.jpg C:\Documents and Settings\Игорь\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2009_12_06\IMG_0003.jpg

Работа со словарем.

Космодром – комплекс сооружений для запуска космических кораблей и искусственных спутников Земли.

- Сколько значений имеет данное слово?

- Как называются слова с одним лексическим значением?

- (Ответы детей)

- Молодцы, космонавты! А теперь в путь!

- Нажмем на кнопку пульта управления.

- Поехали! Внимание на плакат.

- Именно это слово произнес на старте летчик - космонавт, первый отправившийся в космос. Кто это был?

- (Ответы детей)

- Но мы понаблюдаем за словом КНОПКА.

- В каких значениях может употребляться это слово?

- ( Ответы: канцелярская кнопка, кнопка электрического звонка, застежка для одежды)

- Есть ли между разными значениями этого слова что-нибудь общее?

- (Ответ: это предмет, предназначенный для присоединения двух вещей)

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

- (Ответ)

- Внимание, космонавты! Мы приближаемся к созвездию Большой Медведицы. Это созвездие в ясную ночь видно с планеты Земля и без телескопа. Знакомо ли вам слово телескоп?

(Плакат: Телескоп (греческое «теле» - далеко, «скоп» - наблюдать)

  1. Астрономический инструмент для наблюдения и изучения небесных светил.
  2. Счетчик электронных частиц.

- Сколько лексических значений имеет данное слово? (Как называются слова, имеющие несколько лексических значений)

- (Ответы детей)

- В телескоп в темную ночь на небе видны звезды, (Плакат: Звезды – гигантские светящиеся газовые шары, подобные солнцу) а при рассмотрении невооруженным глазом можно видеть скопления звезд, которые называются созвездиями (Плакат - Созвездия - это участки звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд)

F:\Clipart\Космос\00019047.jpg F:\Clipart\Природа\Луна\00040414.jpg F:\Clipart\Природа\Вселенная\00037925.jpg

- Какие созвездия вы знаете? А откуда появились такие необычные названия созвездий, как Большая и Малая Медведица?

(Легенду рассказывает ученик)

- Вот сколько интересного мы узнали. И снова в путь. Или в дорогу? Давайте разберемся.

(Чтение наизусть стихотворения «Дорога»)

- Сколько значений у слова дорога?

(Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след)

F:\Clipart\Дорога\00009869.jpg F:\Clipart\Дорога\00009866.jpg F:\Clipart\Дорога\00009890.jpg F:\Clipart\Люди\Профессия\Астронафт\00033628.jpg

- А теперь перед нами новый космический объект. Название этого спутника Земли зашифровано в загадке. Отгадайте ее.

(Читает подготовленный ученик)

Утром так заведено
Разомкнешь ресницы
И к тебе придет ОНО
Розовой жар- птицей.
А стемнеет - ОН придет,
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто несмеяна.
(Солнце, Месяц, Луна)

Под «Лунную песенку»

F:\Clipart\Космос\00019024.jpg F:\Clipart\Космос\00019026.jpg F:\Clipart\Космос\00018918.jpg

- (Ответы детей)

- А теперь предлагаю отдохнуть. Музыкальная пауза. (Группа поет, остальные подтанцовывают)

Космонавтов наш отряд.
Все веселые подряд
Сели мы в ракету,
Летим мы на планету!

Мы хотим узнать скорей
Про космических зверей.
Лунный еж – его не трожь,
А не то ударит в дрожь!

Лунослон совсем не крупный,
На тюленя он похож,
И к тому ж не ест он фрукты,
Может, это лунный еж?

Творческий конкурс.

- В специальных звездах попробуйте нарисовать животных из песенки.

- Вот и закончилось наше путешествие.

- Было ли оно полезным?

- Что нового вы узнали, побывав в космосе?

- С какой темой познакомились?

- Какой словарь был вам помощником в пути?

- Как отличить однозначное слово от многозначного?

Домашнее задание: Написать мини – сочинение о полете на одну из планет.

Приложение.