Цель: Дать понятие об однозначных и многозначных словах; обучать моделированию текста; развивать логическое мышление, внимание учащихся; умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работать над расширением словарного запаса учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного, изучение нового материала)
Форма урока: игровой (урок-космическое путешествие)
Технология: на игровой основе с элементами современной информационной технологии.
Ход урока
Если очень захотеть,
можно в космос полететь
- Дорогие ребята! Я уверена, что вы все любите путешествия, а уж от «полета» в космос не откажется никто.
Сегодня мы побываем на созвездии Большой Медведицы и Луне, узнаем интересные легенды и удивительные факты о космических телах.
Главная же цель космического путешествия – вернуться не только с ценой информацией о том, какие слова называются однозначными, а какие – многозначными, но и обогатить свой словарный запас.
Но вы знаете, что космонавты очень долго готовятся к полетам, тренируются и обучаются. Поэтому все должны пройти отборочные испытания.
Начинаем подготовку к полету. Внимание на экран: Перед вами названия планет, а вы назовите жителей планеты.
(Фонетика, Морфемика, Лексика, Синтаксис)
- Жители, какой планеты постоянно обновляются?
- Начиная с 15 мая 1957 года, когда стартовал первый космический корабль - спутник, бурно стали появляться новые «космические слова». Познакомьтесь с такими словами:
(Звездолет, ракета, космический, космонавт, ракетоноситель, луноход)
- А теперь «Веселые космонавты», отправимся на космодром и оттуда начнем свое космическое путешествие. Но нам нужно узнать, что такое «космодром»
- Какой словарь поможет нам в этом?
- Правильно, толковый. Воспользуемся словарем под редакцией С.И. Ожегова.
Работа со словарем.
Космодром – комплекс сооружений для запуска космических кораблей и искусственных спутников Земли.
- Сколько значений имеет данное слово?
- Как называются слова с одним лексическим значением?
- (Ответы детей)
- Молодцы, космонавты! А теперь в путь!
- Нажмем на кнопку пульта управления.
- Поехали! Внимание на плакат.
- Именно это слово произнес на старте летчик - космонавт, первый отправившийся в космос. Кто это был?
- (Ответы детей)
- Но мы понаблюдаем за словом КНОПКА.
- В каких значениях может употребляться это слово?
- ( Ответы: канцелярская кнопка, кнопка электрического звонка, застежка для одежды)
- Есть ли между разными значениями этого слова что-нибудь общее?
- (Ответ: это предмет, предназначенный для присоединения двух вещей)
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
- (Ответ)
- Внимание, космонавты! Мы приближаемся к созвездию Большой Медведицы. Это созвездие в ясную ночь видно с планеты Земля и без телескопа. Знакомо ли вам слово телескоп?
(Плакат: Телескоп (греческое «теле» - далеко, «скоп» - наблюдать)
- Астрономический инструмент для наблюдения и изучения небесных светил.
- Счетчик электронных частиц.
- Сколько лексических значений имеет данное слово? (Как называются слова, имеющие несколько лексических значений)
- (Ответы детей)
- В телескоп в темную ночь на небе видны звезды, (Плакат: Звезды – гигантские светящиеся газовые шары, подобные солнцу) а при рассмотрении невооруженным глазом можно видеть скопления звезд, которые называются созвездиями (Плакат - Созвездия - это участки звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд)
- Какие созвездия вы знаете? А откуда появились такие необычные названия созвездий, как Большая и Малая Медведица?
(Легенду рассказывает ученик)
- Вот сколько интересного мы узнали. И снова в путь. Или в дорогу? Давайте разберемся.
(Чтение наизусть стихотворения «Дорога»)
- Сколько значений у слова дорога?
(Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след)
- А теперь перед нами новый космический объект. Название этого спутника Земли зашифровано в загадке. Отгадайте ее.
(Читает подготовленный ученик)
Утром так заведено
Разомкнешь ресницы
И к тебе придет ОНО
Розовой жар- птицей.
А стемнеет - ОН придет,
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто несмеяна.
(Солнце, Месяц, Луна)
Под «Лунную песенку»
- (Ответы детей)
- А теперь предлагаю отдохнуть. Музыкальная пауза. (Группа поет, остальные подтанцовывают)
Космонавтов наш отряд.
Все веселые подряд
Сели мы в ракету,
Летим мы на планету!
Мы хотим узнать скорей
Про космических зверей.
Лунный еж – его не трожь,
А не то ударит в дрожь!
Лунослон совсем не крупный,
На тюленя он похож,
И к тому ж не ест он фрукты,
Может, это лунный еж?
Творческий конкурс.
- В специальных звездах попробуйте нарисовать животных из песенки.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Было ли оно полезным?
- Что нового вы узнали, побывав в космосе?
- С какой темой познакомились?
- Какой словарь был вам помощником в пути?
- Как отличить однозначное слово от многозначного?
Домашнее задание: Написать мини – сочинение о полете на одну из планет.