Цель: Познакомить детей с понятием «оберег».
Задачи:
- Изучение и ознакомление с народными традициями и обычаям посредством музейных экспонатов.
- Изучение и изготовление оберегов своими руками (оберег в современном исполнении).
- Развитие творческих способностей детей и умение создавать обереги, используя нетрадиционные материалы, умение объединять в композицию.
- Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.
- Развивать и обогащать словарный запас детей, активизировать речь.
- Развивать эстетическое восприятие детей.
- Воспитывать умение самостоятельно выбирать необходимый материал для оберега и уметь обосновывать свой выбор.
- Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям умение переносить народные традиции в современную семью.
- Приобщать детей и развивать интерес к народным играм и песням.
Предварительная работа: рассматривание оберегов, знакомство с символикой оберегов, знакомство с семейными традициями русского народа, с бытом. Знакомство с правилами создания оберегов. Демонстрация и изучение бросового и природного материала для современных оберегов. Разучивание потешек, закличек и хороводов. Разучивание игры-тренинга «Я желаю тебе….»
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, в нашем музее игрушки, сегодня открылась выставка. На этой выставке представлены новые экспонаты-игрушки-обереги.(дети рассматривают экспонаты).
- Куклы-обереги из ткани
- Веники сувениры
- Домовята
- Птицы счастья и другие.
Воспитатель. Что означает «оберег»?
Ответы детей. Оберег должен уберечь от плохого, от болезней. Оберегает, бережет, охраняет.
Воспитатель. Для чего изготавливали обереги?
Дети. Для украшения, от болезней, от несчастья, их носили с собой для защиты, ими украшали жилище и защищали дом от бед.
Воспитатель. Что означают предметы, узоры на оберегах?
Дети рассматривают и комментируют азбуку символов.
- Подкова - счастье.
- Ложка - сытость, достаток в доме.
- Ключ – богатство, сохранность в доме.
- Если крупа – то в доме еда.
- Крупа – достаток, символ урожая.
- Горох – на дочку, фасоль – на сыночка.
- Пшено – в доме денег полно.
- Гречу засевай – урожай собирай.
- Колосок – хороший, богатый урожай.
- Уточка –счастье в семье.
- Конь – символ добра, счастья. Здоровья.
- Бубенчики, колокольчики – радость, веселье в доме.
- Лесные дары природы: орехи. Шишки, травы, ягоды – символ здоровья.
- Перья – тепло, уют нам дают.
- Мешок – достаток. Богатство.
- Цветы, бусинки, кольца – символ красоты, дарили молодым девушкам.
Воспитатель. Расскажите какой формы бывают обереги?
Дети рассматривают и комментируют: круг – символ добрых. Светлых мыслей, символ дружбы (венок, солнце).
Треугольник – символизирует крепкую, дружную семью ( обозначает жилище, крышу дома, семью).
Квадрат – знак плодородия, хорошего урожая, означает форму поля, т.к. люди занимались земледелием.
Воспитатель предлагает детям вспомнить правила создания оберегов (перед детьми на доске находится модуль, на котором графически изображены правила).
- Выбрать для кого вы будете делать (графически изображены семья, друзья, воспитатели, музей детского сада).
- Выбрать форму треугольник, круг, квадрат.(детям предлагаются заготовки оберегов).
- Материал ( из чего?). (Выбор материала зависит от того, что хотят отразить в обереге дети). графически зарисовать предложенный материал – крупа, перья и т.д.
- Оберег делался только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека (друга, родственника, близкого). Графически изобразить добрые пожелания.
Воспитатель: Когда будете создавать оберег. Постоянно думайте о том человеке, которому он предназначается, с теплотой и добротой.
Дети выбирают материал, форму оберега. Рассаживаются на места, приступают к выполнению работы.
На доске изображена схема последовательного изготовления оберега: заготовка – материал для крепления деталей (пластилин) – расположение символов (закрепление).
В процессе выбора материала воспитатель задает вопросы детям, и просит четко обосновать выбор ребенка ( для кого? Какой формы? Какие символы? Что обозначает выбранный цвет?).
В предварительной работе дети знакомились со значением цвета в оберегах:
- Rрасный – огонь, очаг, родной, сердечный.
- Желтый – цвет солнца, тепла, добра, радости.
- Зеленый – богатства. Добра, здоровья, хорошего урожая.
- Голубой, синий – цвет воды, неба, легкости, воздушности, нежности.
- Белый – цвет чистоты, нежности.
Воспитатель. Материал весь разобрали и в кружочек дружно встали. В старину люди не только трудились, но и себя хороводами, играми забавляли. Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «Как у наших у ворот»
Воспитатель. Делу - время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься! (дети продолжают работу, комментируя свои действия, дают полные ответы).
После завершения работы дети располагают изготовленные обереги на макете
(макет квадратной формы с символичным изображением семьи, друзей ,воспитателей, музея детского сада)
Подводим положительный итог проделанной работы, считаем сколько и для какой категории изготовили дети обереги. Дети рассказывают(для кого, какой материал и что они хотели пожелать).Рассматриваем работы и стоя вокруг макета играем в игру: «Я желаю тебе…»(передаем в ладошках свои добрые пожелания сверстникам, в одном и в другом направлении по кругу).