Цели:
- Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.
- Приобщить учащихся к чтению учебной, научной и научно-популярной литературы.
- Развивать творческие возможности учеников.
«Ни в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»
А. Дистервег
Технология игры: Внеклассное мероприятие проводится по принципу телевизионной игры «Своя игра», презентация позволяет выбирать вопрос определенной «стоимости». Из учащихся 10-го класса выбирают две команды по 7 человек, один назначается капитаном команды. Ведет игру ученик 11-го класса вместе с учителем химии. В сценарии игры правильные вопросы выделены жирным шрифтом.
Игру можно проводить с использованием Интернет (если в кабинете есть свободный доступ к Интернету) или заранее подготовив материалы. В данной работе использованы материалы, предоставленные на сайте Единой Цифровой Коллекции по адресу http://school-collection.edu.ru . В работе приведены ссылки, прейдя по которым можно просмотреть различные видеофрагменты, фотографии и т.п., также материалы можно использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.
Сценарий игры
Ведущий: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, по темам спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты. Команды по очереди выбирают вопросы из четырех номинаций (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты).
Вопросы отличаются по степени сложности: два, три, четыре и пять баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если команда не может ответить на вопрос, то это право предоставляется зрителям, наиболее активные зрители в конце игры будут отмечены призами.
Спирты | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фенолы | 2 | 3 | 4 | 5 |
Альдегиды | 2 | 3 | 4 | 5 |
Карбоновые кислоты | 2 | 3 | 4 | 5 |
Перечень вопросов.
I. Спирты
-
2 балла. Функциональная группа, содержащаяся в спиртах:
а) –СО;
б) –ОН;
в) СООН;
г) –NН2. -
3 балла. Укажите, какое из приведенных веществ не является изомером пентанола:
а) CH3–O–C4H9;
Ответ: г. -
4 балла. Этанол реагирует с каждым из веществ набора:
а) HBr, Cu, CH3COOH;
б) Br2, NaОН, С2Н5ОН;
в) О2, CH3COOH, CuО;
г) С2Н26, НNO3, Ag. -
5 баллов. Завершите фразу «При попадании в организм человека этилового спирта происходит …»
Ответ: « … происходит снижение болевой чувствительности и блокировка процессов торможения в коре головного мозга – наступает состояние опьянения».
Примечание: в качестве правильного ответа можно засчитать и простое указание на возникновение состояния опьянения.
При рассмотрении проблемы влияния алкоголя на организм человека можно обратиться к литературе, воспользоваться информацией представленной на различных сайтах (в данном случае, например, использован сайт http://menslife.info/health/n/1252/ «Пагубное влияние «Зеленого змия» на организм»).
II. Фенолы.
-
2 балла. Укажите молекулярную формулу фенола:
а) С6Н12ОН;
б) С5Н6ОН;
в) С6Н5ОН;
г) С6Н4(ОН)2 -
3 балла. Коксохимическое производство фенола основано на ...
а) крекинге нефти;
б) нагревании каменного угля в специальных установках, без доступа воздуха;
в) фракционной перегонке нефти;
г) риформинге.
При обсуждении ответа на данный вопрос целесообразно рассмотреть состояние коксохимического производства в современной России, в данной экономической обстановке. -
4 балла. Чем обусловлены химические свойства фенола:
а) наличием ароматического углеводородного радикала;
б) наличием гидроксильной группы;
в) наличием в его молекуле гидроксильной группы и бензольного кольца. -
5 баллов. Назовите тип реакции, используемый в производстве фенолформальдегидной смолы, которая является основой для производства фенолформальдегидной пластмассы.
а) реакция дегидрирования,
б) реакция полимеризации;
в) реакция гидратации,
г) реакция поликонденсации.
При рассмотрении вопроса, связанного с применением фенола в промышленности можно обратиться к ресурсу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7779893-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_18_10.jpg - применение фенола.
III. Альдегиды.
-
2 балла. Группа носит название:
а) гидроксильной;
б) карбоксильной;
в) альдегидной;
г) карбонильной. -
3 балла. Укажите реагент, используемый для качественного определения альдегидной группы:
а) аммиачный раствор оксида серебра;
б) медь;
в) азотная кислота;
г) раствор КMnO4.
После ответа можно просмотреть видеофрагмент, прейдя по гиперссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777989a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10&interface=pupil&class=53&subject=31, однако если время мероприятия ограниченно, можно порекомендовать учащимся, обратиться к данному ресурсу дома. -
4 балла. Как называется 40%-й раствор формальдегида в воде:
а) денатурат;
б) абсолютный формальдегид;
в) гидрированный формальдегид;
г) формалин. -
5 баллов. Назовите вещество, формула которого
а) 2-метилбутаналь;
б) 4-метилпентаналь;
в) 4-метилпентаналь-1;
г) гексаналь.
IV. Карбоновые кислоты.
-
2 балла. Назовите вещество, о котором идет речь. « Ядовитая жидкость с резким запахом, хорошо растворима в воде. Выделяется муравьями, крапивой, некоторыми видами медуз.
а) уксусная кислота;
б) олеиновая кислота;
в) муравьиная кислота;
г) янтарная кислота. -
3 балла. Как называется 70-80%-ный водный раствор уксусной кислоты:
а) уксус;
б) винный уксус;
в) уксусная эссенция;
г) олеиновая кислота. -
4 балла. Карбоновые кислоты не взаимодействуют:
а) с гидроксидом натрия;
б) с карбонатом калия;
в) с газообразным хлором;
г) с метаном. -
5 баллов. С увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду предельных одноосновных карбоновых кислот:
а) увеличивается их плотность, температуры кипения и плавления, уменьшается растворимость в воде;
б) увеличивается их плотность и растворимость в воде, температуры кипения и плавления уменьшаются;
в) уменьшается плотность, температуры кипения и плавления, увеличивается растворимость в воде.
Конкурс капитанов.
Конкурс капитанов проходит следующим образом. Вызываются капитаны команд и отвечают на вопросы. Оценивается полнота ответа, умение представить структурную формулу вещества, возможны дополнительные вопросы по свойствам веществ.
О каком веществе идет речь.
-
В средние века его считали одним из сильнейших лекарственных средств, поэтому называли «жизненной водой» (aqua vitae). Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541) – первый, по словам А. И. Герцена, «профессор химии от сотворения мира», назвал его алкоголем (от араб. alkohol – тонкий порошок). Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этого вещества, хотя еще в 1780 г. А. Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода. И только в 1833 г. Формулу этого вещества установил Й. Берцелиус.
(Ответ: этиловый спирт или этанол С2Н5ОН или СН3-СН2-ОН) -
Впервые это вещество было выделено из каменноугольной смолы в 1834 г. Ф. Рунге. Свое первое название это вещество получило от старинного наименования бензола – фен. Однако О. Лоран, установивший его состав в 1842 г., назвал его фенилгидратом. У этого вещества есть еще одно название – карболовая кислота.
(Ответ: фенол – С6Н5-ОН).
По результатом игры жюри подводит итоги.
Список литературы.
- Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.
- Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 189 с.
- Горбунцова С. В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006. – 160с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru