Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Задачи:
- сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
- развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: таблица «Смешанный лес», карточки- опоры, иллюстрации: «Лесозаготовки», «Охота», «Пожар в лесу», «Красная книга», «Поведение в лесу».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся
- рассказать о природных условиях в зоне лесов;
- какие животные обитают в зоне лесов?
Викторина:
- Какой лес мы называем тайгой?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые»;
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Какое дерево является символом России?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами какого дерева являются жёлуди?
- У какого животного пять черных полос на спине?
Вывод. В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче.
3. Изучение нового материала.
Лес. Простое, привычное и вместе с тем такое объёмное, многогранное по содержанию и значению слово.
Вот как о лесе писал Леонид Леонов: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».
- Сегодня на уроке мы все будем в роли экологов, исследователей данной темы: « Лес и человек».
Значение леса для человека (таблица «Смешанный лес»)
-Чем является лес для человека? Ответы детей (карточка «Место отдыха»).
-Что даёт лес человеку? Ответы детей (карточка «Источник древесины».)
-Что ещё нам даёт лес? Ответы детей (карточка «Источник ягод, грибов, лекарственных растений».)
-Чем лес является для цветов, грибов, птиц, животных? Ответы детей ( карточка « Дом для растений, животных, насекомых, птиц»).
Работа с учебником.
- Прочитать статью « Роль леса в природе и жизни людей».
- Какие роли выполняет лес? Подтвердите примерами. ( Лес- защитник воздуха, водоёмов, почв.)
Вывод. Лес - остаётся непременным условием жизни человека, подобно самой земле и воздуху.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
Значение леса в экономике страны (Работа с иллюстрациями).
Леса играют большую роль в экономике страны. Раньше казалось - лесов так много, что вырубить их все невозможно. Теперь ситуация изменилась.
Откройте тетради и определите первую экологическую проблему.
Работа по плану:
- Причины экологической проблемы.
- Последствия.
- Пути решения проблемы.
Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?
Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов является лесовозобновление.
1/3 лесов восстанавливается естественным путём, а остальные требуют специальных мер т.е. производят посев семян или посадку выращенных саженцев.
Люди с давних пор охотились (Работа с иллюстрациями). Это им давало пищу, одежду и было необходимостью для выживания. Они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас ситуация изменилась. Животные в опасности.
Сформулируйте следующую экологическую проблему.
Работа по плану:
- Причины.
- Последствия.
- Пути решения.
Огонь - страшный враг леса. (Показ иллюстраций).
Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, незатушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.
- Назовите последствия и пути решения данной проблемы.
- Работа по учебнику. Прочитать памятку « Как разводить костёр?»
- Перечислите основные правила разведения костров.
Из-за вырубки лесов, браконьерства, пожаров многим животным угрожает опасность
Работа с Красной книгой животных.
Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека.
Жук-олень (показ иллюстрации) Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.
Выхухоль - мелкий зверёк. Когда-то он был распространён по всей Европе. Из-за меха зверёк очень дорого ценился.Сейчас он под угрозой исчезновения.
В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред.
Лес- это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего- войти в лес другом.
Правила поведения в лесу: (работа с учебником)
- не оставлять мусор, он засоряет лес;
- разумный сбор даров леса;
- нельзя громко кричать и включать музыку;
- нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;
- гулять с собакой только на поводке;
- нельзя разжигать костёр;
- наблюдать за животными - это редкая удача
4. Закрепление изученного материала.
- Что даёт лес человеку и природе?
- Назовите экологические проблемы леса.
- Что каждый из нас может сделать для охраны леса?
5. Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Оценивание.