Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
  • продолжить формирование умения составлять схемы
  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

    • Мультимедиа аппаратура.
    • Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.
    • Раздаточный материал (Приложение 1).
    • Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».

Презентация 1.

1. Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями.

Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал.

2. Работа с историческими источниками.

Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах.

(Карточки №1,2 – Приложение 1.)

Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса.

Слайд 2, 3, 4 – вопросы викторины (по щелчку).

  • Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин)
  • Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело)
  • Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко)
  • Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры)
  • Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках).
  • Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба)   
  • Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)
  • Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой)
  • Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми)
  • За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты)
  • Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству).
  • Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы)
  • Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли - давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный - получал земли и обязан был служить сеньору).
  • Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами - крупными, средними, мелкими - согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам).
  • Чьими вассалами были рыцари? (Баронов)
  • Каковы были обязанности вассалов? ( Выступать в военный поход со своим отрядом, участвовать в суде сеньора, выкупать сеньора, попавшего в плен)
  • Каковы были обязанности сеньоров? ( Защищать своего вассала от нападения других феодалов, восставших крестьян, награждать за службу, заботиться о семье вассала в случае его смерти).

Подведение итогов викторины и выставление оценок.

Слайд 5работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей.

Слайд 6 – проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть).

Слайд 7 – работа с историческими источникамиПриложение 1. Карточка №1.

Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее)

Данный вид работы формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять общие черты и различия, находить в тексте слова, подтверждающие его точку зрения.

Слайд 8работа с историческими источникамиПриложение 1. Карточка №2.

Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.)

Вопрос классу - Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Важным является воспитательный аспект этого задания, особенно связанный с современным пониманием учащимися рыцарского поведения. В ходе обсуждения можно задать вопрос: «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?»

Следующее задание предполагает проверку умения учащихся составлять связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины. В зависимости от времени на уроке, подготовленности класса можно предложить для ответа одно задание на выбор.

Слайд 9 Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял.

Слайд 10 - Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели?

Слайд 11 - Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил?

Слайд 12 – Проверка домашнего задания, при выполнении которого учащиеся должны были обратиться к словарям, энциклопедиям или использовать ресурсы Интернета. Объясните, как возникли и что означают эти выражения.

  • «Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает - вызвать на спор, состязание)
  • «Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу)
  • «Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение)
  • «Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие)

2. Переход к изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Презентация 2.

При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению.

Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.

План урока: (Слайд 2)

  1. Отношения феодала с крестьянами.
  2. Крестьянская община.
  3. Жизнь крестьян
  4. Натуральное хозяйство.

1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).

Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.

Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).

- Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).

- Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)

- Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)

- Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).

Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)

- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.

2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)

Крестьянская община

  • ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
  • поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
  • помогала бедным выплачивать налоги
  • оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

3. Работа с историческим источником. (Слайд 7).

Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.

4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)

3. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание.

  1. Прочитать §12.
  2. Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
  3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».