Учебно-воспитательные цели:
- Систематизировать знания учащихся о частях Мирового океана, дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий.
- Совершенствовать умения учащихся самостоятельно работать со справочно-информационной литературой по географии.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся, используя энциклопедический материал.
- Знакомство с наукой топонимика.
- Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение
Оборудование: карта полушарий, презентация учителя, мультимедийное оборудование, информационный лист
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Это вещество самое удивительное и загадочное на земле. Ему посвящены многие произведения – рассказы, стихи, песни (слайд 1)
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.
В.И.Вернадский так писал об этом веществе: “…она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено”.
Учитель:
1. Где находится вода на планете?
(беседа с использованием карты полушарий)
2. Из каких частей состоит гидросфера?
(работа со схемой – слайд 2)
Учитель: (слайд 3) Мы продолжаем знакомство с объектами Мирового океана. Сегодня на уроке мы перелистаем главы увлекательной книги “Просторы Мирового океана”. Мы расширим свои знания о частях Мирового океана; соприкоснёмся с его палитрой; найдём на карте отголоски путешествий и открытий; узнаем, какими ботаническими щедростями награжден океан и послушаем зоологические рассказы; соприкоснёмся с наукой топонимика, которая поможет нам ответить на вопрос: “Почему так звать и величать?”
- Части Мирового океана
- Палитра океана
- Отголоски путешествий и открытий
- Ботанические щедрости и зоологические рассказы
- Почему так звать и величать?
Учитель: Итак, приступаем к прочтению первой главы.
Мировой океан – непрерывное водное пространство. Он делится на океаны - обширные участки, разделенные материками и различающиеся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром. В пределах океанов выделяются моря, заливы, проливы. В Мировом океане располагаются участки суши: острова, полуострова, архипелаги (слайд 4). Какими же особенностями обладают эти части Мирового океана? Дайте определение понятиям: море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг.
Учитель: Разными красками окрашены географические объекты. Есть они в океане.
Задание №2: На настенной карте полушарий цветными кружочками отмечены моря. Используя атлас, назовите их. (Красное, Белое, Черное, Желтое)
Сообщение учащегося “Палитра океана”.
Учитель: (слайд 5,6) Для открытия и изучения океанских просторов потребовались усилия многих смелых и сильных людей. Они в течение нескольких веков упорно стремились победить стихию океана. Это был подвиг! Недаром именами участников кругосветных и дальних плаваний названы многие открытые и исследованные ими объекты. Некоторые из них мы постараемся сейчас определить по карте.
Задание №3: С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь (фронтальная работа по атласу и карте полушарий):
- Залив и пролив на севере Северной Америки
- Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку
- Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой
- Море к юго-востоку от Австралии и остров к югу от неё?
- Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля
- Море Северного Ледовитого океана и пролив, названные в честь одного из братьев – мореплавателей?
- Пролив между островом Гренландией и Канадским Арктическим архипелагом?
Примечание: при определении мореплавателя на слайде появляется его изображения (слайд 5,6)
Учитель: Многие животные и растения имеют отношение к объектам Мирового океана. Вот некоторые из них: черепаха, собака, водоросли, коралловые полипы. Эти живые организмы связаны с 4 объектами: Канарские острова, Большой барьерный риф, Саргассово море, остров Галапагос
Задание №4. (слайд 7). Прослушав выступления учащихся, проведите сопоставление: объект – живой организм.
Сообщение учащегося: “Ботанические щедрости и зоологические рассказы”
Учитель: Кроме простых названий, некоторым объектам придаются описательные выражения. Такие поэтические обороты отражают своеобразие природы и их не найти на карте. Но когда так говорят или пишут: “Остров контрастов”, “Геркулесовы столбы”, “Зеленая страна”, “Жемчужина Индийского океана”, то подразумевают острова – Исландия, Гренландия, Шри – Ланка, Гибралтарский пролив (слайд 8)
Задание №5. Попробуйте по описанию природных объектов определить, о каком из них идёт речь?
1. Этот остров располагается рядом с Гренландией. Чудес и красот природа для этого объекта – “отшельника Атлантики” явно не пожалела: среди них много потухших и действующих вулканов, которые расположились рядом с обширными ледяными полями. Неотъемлемая часть пейзажа – фонтаны горячей вода, бьющей из - под земли, могучие водопады.
Действительно здесь есть всё: гейзеры и ледники, вулканы и айсберги, водопады и озёра. Называется этот остров? (слайд 7)
2. Когда корабль из Атлантического океана входит в Средиземное море, то вдоль побережья Африки и Европы возвышаются скальные массивы. Как в древности назывался этот участок Мирового океана? (слайд 7)
3. Этот остров на 75% покрыт ледяным щитом. Остальные 15% - побережье, где настолько тепло, что люди купаются в озерах и носят шорты. Прибрежные горы покрыты мхами и лишайниками, а низины устланы ковром из цветов, обширные болота покрыты красивой травой. Как норманны, впервые вступившие на эту землю, назвали её? (слайд 7)
4. Этот остров отделен от материка цепочкой островов, которая получила название Адамов мост. Летом и зимой температура здесь +27 С. Летом муссоны приносят обильные дожди. Леса поражают мощью и разнообразием:
сандаловое дерево с благоухающими ветками; эбеновое, именуемое черным за цвет древесины; хлебное со съедобными плодами. Но больше всего остров славится драгоценными камнями: гранатами, рубинами, но особенно сапфирами. Посетив этот “райский” уголок океана, вы получите самые изысканные и разнообразные впечатления (слайд 7)
Учитель: Наше путешествие по главам увлекательной книги подошло к концу. Немало избороздили мы морей, исходили островов. Мне хотелось, чтобы Вам ближе стала летопись океана, понятнее “язык Земли”. Мы прикоснулись к истории и тайнам лишь небольшой части географических объектов, связанных с океаном. Я надеюсь, что вы продолжите начатую на уроке работу, вас увлечет мир слова. Самуил Маршак сказал: “На всех словах – события печать” (слад8)
Будьте любознательны! Познавайте то, что Вас окружает!
Информационный лист
Задание №1: На настенной карте полушарий цветными кружочками отмечены моря. Используя атлас, назовите их.
Задание №2: С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь.
- Залив и пролив на севере Северной Америки
- Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку
- Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой
- Море к юго – востоку от Австралии и остров к югу от неё?
- Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля
- Пролив Северного Ледовитого океана, названный в честь одного из братьев – мореплавателей?
- Пролив между островом Гренландией и Канадским Арктическим архипелагом?
Задание №3: Проведите сопоставление: | Задание №4: Проведите сопоставление: | ||
Объект | Живой организм | Объект | Образ объекта |
Канарские острова | Черепаха | Исландия | “Геркулесовы столбы” |
Саргассово море | Собака | Гренландия | “Остров контрастов” |
Остров Галапагос | Водоросли | Шри – Ланка | “Зеленая страна” |
Большой барьерный риф | Коралловые полипы | Гибралтарский пролив | “Жемчужина Индийского океана” |