Сохранение здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

В 2006году я начала работу над темой “Сохранение здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочной деятельности”.

Статистика показывает, что дети, пришедшие в школу в 6-7-летнем возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 % до 12,3% , с нервно-психическими расстройствами – с 5,9% до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8% . Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России, включая Кировскую область, до 30-40%. Все это оказывает особое влияние на качество образования. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Основные задачи, которые я ставлю перед собой:

  • формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;
  • воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

Поэтому я детей учу:

1) мыслить,

2) находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей учебных дисциплин,

3) здоровому образу жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

Учительскую работу строю так, чтобы способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся, будила их инициативу, фантазию, творческий поиск, способствовала одновременно укреплению здоровья детей. Работа по традиционной системе обучения “Школа России” предполагает развитие гармоничной, благополучной личности, которое невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности учреждения. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

Расписание уроков строится с учетом санитарно-гигиенических требований. 2 и 3 уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. Тогда я стараюсь ставить в расписание уроки математики и русского языка. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В рационально составленном школьном расписании учитываю сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов.

В современной школе классно- урочная форма обучения – основная. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развивать.

И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – все это направляю на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

Я собрала материал по играм, физкультминуткам и использую их на каждом уроке. Это снимает напряжение, усталость у школьников. Существует комплекс физкультминуток, рекомендованных для проведения Министерством просвещения. Мне же больше нравятся физкультминутки, сочетающиеся со стихами, да и ребята их лучше воспринимают. Провожу минутки релаксации для того, чтобы снять утомление, эмоциональное напряжение. Так, на уроке русского языка при изучении темы “Слова, отвечающие на вопрос “кто?”, “ что?” применяю игру с мячом. Я называю слово и бросаю ученику мяч, а ребёнок возвращает мне его, задав правильный вопрос к данному слову.

Регулярно на уроках чтения провожу дыхательную гимнастику, совмещая её либо с комплексом общеразвивающих упражнений, либо с аккустической разминкой (ловим комара, надуваем воздушный шарик, изображаем шипение змеи, собачий лай, мяуканье кота). Перед уроком письма в 1-м классе и русского языка во 2-4-х классах провожу разминку для пальцев, которая позволяет развивать мелкую моторику рук, отвечающую за речь (“Дождик”, “Семья”, “Сорока - белобока” и др.) Также использую разминки, которые позволяют подготовить пальцы к письму и снять напряжение после письма (“Боксёры”, “Снежки”, “ Рыбки” и т. д.)

На уроках окружающего мира многие темы вплотную связаны с темой охраны здоровья человека и окружающей среды: знакомство с растениями и животными и их ролью в природе, обучение безопасному обращению с электроприборами, знакомство с правилами дорожного движения, бережного отношения к окружающему миру, личной гигиены. Провожу уроки- практикумы, на которых дети учатся ухаживать за комнатными растениями (тема “Что растёт на подоконнике?” 1класс), учатся составлять меню с учётом суточной потребности человека в витаминах (урок по теме “ Почему нужно есть много овощей и фруктов?” 1 класс), уроки – экскурсии по наблюдению за живой и неживой природой.

Большую работу по сохранению здоровья детей провожу и во внеурочное время. Классные часы “Как вырасти здоровым”, “Можно ли самому творить здоровье” (1-й класс), “Твоё здоровье и учебная нагрузка” (4-й класс); уроки здоровья “Урок Знайки” (2-й класс), “Ослепительная улыбка” 3-й класс), игры-путешествия, устные журналы, подвижные игры, спортивные соревнования, которые я провожу также способствуют достижению поставленной мною цели.

В своей работе я использую методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.). Внеклассная и внешкольная работа, проводимая мной с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Я провожу данную работу в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул. В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  • классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;
  • беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  • читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
  • мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю фельдшера школы, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  • педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  • приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  • воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  • тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного “вхождения” в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  • активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 74 %; бег - 46 %; лыжные прогулки - 51%; утренняя гимнастика - 50 %.
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах (сценариях, рефератах, исследовательских работах);
  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

На протяжении моей педагогической деятельности я сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования. Учащиеся моего класса посещают кружки (танцевальный и цирковой) при ДК “Домостроитель” и спортивные секции при ДЮК ФП, детскую школу искусств (музыкальное и художественное отделения). Главное в моей работе – использование перечисленных выше средств в системе и комплексное применение их.

Не менее важным аспектом в решении поставленных задач является работа с родителями учащихся. Я убеждаю их в необходимости проведения целенаправленной работы по сохранению и улучшению здоровья и формированию культуры здоровья. На первом родительском собрании знакомлю родителей с рекомендациями медицинских работников и психолога по подготовке детей к школе с целью предупреждения стрессового воздействия начала обучения на будущих первоклассников. На последующих собраниях родители узнают результаты обследований и получают индивидуальные рекомендации психолога и учителя по организации рабочего места ученика дома, режиму дня, организации правильного питания. Немаловажное значение имеют походы, совместные поездки детей и родителей , спортивные праздники (“ Папа, мама, я – спортивная семья” 3 класс), которые не только укрепляют здоровье, но и способствуют сплочению коллектива детей и родителей класса. Проведённое мною открытое родительское собрание на тему “В здоровом теле здоровый дух”, также позволило привлечь внимание родителей не только к физическому здоровью их детей, но и к поддержанию психоэмоционального состояния.

Если и в школе, и в семье будут созданы благоприятные условия для сохранения здоровья, не будет причин для стрессов - это окажет положительное влияние и на состояние здоровья, и на уровень развития учеников.

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.