Цели урока:
- расширить представление о многообразии деревьев; сформировать понятия: хвойные и лиственные растения; познакомить со строение дерева;
- обратить внимание на разницу сезонных изменений в жизни этой группы растений;
- познакомить с представителями этой группы растений, произрастающими в родном крае.
Развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы.
Оборудование: картина с изображением леса; плакат “Строение дерева”; стволы деревьев (тополь, береза, лиственница, сосна, ива); картинки со сказочными героями (Лиса Хитроумова, Мишка Топтыгин, Зайка Всезнайка); видеосюжет “Зимний лес”; разрезные карточки с изображением растений; гербарии растений.
Ход урока
1. Организационный момент.ы
2. Проверка домашнего задания.
1). Почему растения являются предметами живой природы?
Где мы можем встретить растения?
2). Рассказы учащихся “История жизни одуванчика”.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке вместе с учениками Лесной школы отправимся в гости. А к кому мы отправимся в гости, узнаем, отгадав загадку Лисички Хитроумовы.
Загадка.
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
4. Новая тема.
К кому мы отправимся в гости?
Где можно встретить деревья?
1) Мы отправляемся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за …. знаниями! Даже взрослые и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж нам то, ребята, что ни шаг, то для нас новое.
Приоткроем страничку. Перед нами лес. <Рисунок 1> Лисичка просит нас внимательно рассмотреть картинку и показать деревья, изображенные на ней. Будьте внимательны, задания Лисички всегда с хитринкой. (Ребята показывают на картинке деревья).
По каким признакам мы деревья отличаем от других растений?
Поработайте с разрезными карточками и найдите картинки с изображением деревьев. (Ребята работают с разрезными карточками).
Карточки с какими деревьями вы нашли?
2) Познакомимся с этими деревьями поближе. (На доску вывешиваются гербарии деревьев: дуб, лиственница, сосна, кедр, ель, рябина, береза, клен, яблоня, тополь).
Какие деревья встречаются в нашем крае?
Чем различаются эти деревья?
Деревья различаются формой листа. У одних пластина листа большая резная, у других – видоизменена, похожа на иголку. По форме листа деревья делятся на хвойные и лиственные.
Разделим гербарии деревьев на лиственные и хвойные.
3) Чем еще могут различаться деревья?
Работа с учебником стр. 63. О.Т. Поглазова “Окружающий мир”.
Деревья различаются:
Высотой;
Окраской листа;
Средой обитания;
Расположением веток.
4) Что у деревьев общее?
5) Рассмотрим строение дерева.
Какие части есть у дерева? На этот вопрос нам поможет ответить Зайка-Всезнайка. Он нам расскажет о строении дерева. <Рисунок 2> (Рассказ Зайки-Всезнайки о строении дерева).
5) Практическая работа. Рассмотреть и найти, чем отличаются стволы разных деревьев. (Представлен ствол тополя, березы, сосны, лиственницы, ива).
6) Сравнение кроны разных деревьев.
Что образуют ветки и листья дерева?
Сравним кроны деревьев. Кроны деревьев имеют разные формы и похожи на геометрические фигуры.
На какие геометрические фигуры похожи кроны наших деревьев?
Сопоставим геометрические фигуры с кронами деревьев.
5. Повторение.
Сегодня на уроке мы побывали в гостях у деревьев и многое о них
узнали. Вместе с Мишкой Топтыгиным повторим, что мы узнали о деревьях.
“Рабочая тетрадь” стр. 20 задание 4.
Что общего у всех деревьев?
Чем могут отличаться стволы?
Чем могут отличаться кроны деревьев?
На какие 2 группы по форме листа делятся деревья?
6. Чтение вывода в учебнике на стр. 65.
7. Просмотр видеосюжета.
Какое у нас сейчас время года?
Заглянем в зимний лес и посмотрим, как живется дереву зимой?
Чтение стихотворения о зимнем лесе.
Наше путешествие по лесу подошло к концу.