"Физика на каждом шагу" (программа предпрофильного курса)

Разделы: Физика


Курс является предметно-ориентированным, рассчитан на 34 часа и позволяет учащимся оценить собственные силы.
Программа курса согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7-го класса. Ведущая идея: развитие способностей учащихся к творческому мышлению.

Цель программы: способствовать развитию интереса к естественным наукам.
Задачи программы: расширение знаний учащихся по физике, приобретение информационных, коммуникативных, исследовательских компетентностей, развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения экспериментов, подготовки творческих работ.

Ведущие формы проведения занятий: решение задач, сближающих физику с обыденной жизнью. Решение каждой задачи кажется простым - после того, как оно получено. Выполнение творческих экспериментальных заданий, игры с активным использованием наглядности, творческие задания и их защита.
Ожидаемый результат. К концу занятий учащиеся должны уметь пользоваться системой основных понятий, объединенных в физические законы. Это означает, что ученики смогу ставить и решать задачи, выдвигать предположения и проверять их помощью рассуждений, расчетов и опытов.
Курс состоит из 8 модулей:
1.Движение; 2. Плотность; 3. Силы в природе; 4. Давление; 5. Атмосфера;
6. Работа и мощность; 7. Простые механизмы; 8. Закон Архимеда.
Каждый модуль рассчитан на 4 часа, в рамках каждого модуля учащиеся решают, измеряют, играют, выполняют различные творческие задания.

Планирование предпрофильного курса
“Физика на каждом шагу”- 34 часа

Тема Кол-во часов Виды деятельности Планируемый результат
Модуль-1
“Движение”
4    
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Механическое движение” Умение находить различные кинематические величины.
2.Измеряем, вычисляем. 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Умение планировать и проводить эксперимент.
3. Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-2
“Плотность”
4    
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Плотность” Умение находить различные параметры, используя понятие “плотность”
2. Измеряем, вычисляем 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Умение планировать и проводить эксперимент.
3.Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-3
“Силы в природе”
4    
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Силы в природе” Умение находить различные параметры, используя понятия “сила тяжести”, “сила трения”, “сила упругости”
2.Измеряем, вычисляем 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3.Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-4
“Давление”
     
1.Решение
задач.
2 Решение задач по теме “Давление твердых тел, жидкостей и газов” Умение находить различные параметры, используя понятие “давление”
2.Измеряем, вычисляем 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3.Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль- 5
“Атмосферное давление”
     
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Атмосферное давление” Умение находить различные параметры, используя закономерности атмосферного давления.
2.Имеряем, вычисляем. 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3. Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-6
“Закон Архимеда”
     
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Закон Архимеда” Умение находить различные параметры, используя закон Архимеда и условие плавания
2.Измеряем, вычисляем. 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3.Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-7

“Работа и мощность”

     
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Работа и мощность” Умение находить различные параметры, используя понятия работы , мощности и энергии.
2.Измеряем, вычисляем. 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3. Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Модуль-8
“Простые механизмы”
     
1.Решение задач 2 Решение задач по теме “Простые механизмы” Умение находить различные параметры, используя законы простых механизмов.
2.Имеряем, вычисляем. 1 Выполнение творческих экспериментальных заданий Развитие творческих способностей
3.Играем 1 Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ Развитие творческих способностей
Итоговое занятие 2 Мини-презентации учащихся. Развитие творческих способностей

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Поскольку курс состоит исключительно из экспериментальных, качественных и расчетных задач, то в нем практически отсутствует лекционная форма занятий. Ее аналогом лишь в какой-то мере можно считать информационно-инструктивную часть, в ходе которой учитель в сжатой форме представляет необходимые сведения об изучаемом явлении, дает информационные ссылки, которые могут понадобиться ученикам в процессе работы над задачами. Организация учебной деятельности может быть различна. Например, над некоторыми задачами, учащимся будет удобнее работать индивидуально или в парах. В ходе дискуссии определяется самый оптимальный путь решения каждого задания, а учащиеся, правильно решившие задачу, поощряются. В результате выполнения экспериментальных творческих заданий у учащихся формируются исследовательские компетентности: умение выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, вычислять погрешности прямых и косвенных измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента. В рамках данного курса учащиеся выполняют различные творческие задания: составляют кроссворды, ребусы, сканворды по заданной теме; выполняют авторские задачи-рисунки, пишут эссе, рассказы, сказки о физических явлениях, выступают с различными сообщениями. Творческие работы учащихся оформляются в папках и составляют ресурс кабинета физики.

Приложение

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4

Презентация 5

Презентация 6

Презентация 7

Презентация 8