Курс является предметно-ориентированным,
рассчитан на 34 часа и позволяет учащимся оценить
собственные силы.
Программа курса согласована по своему
содержанию с учебной программой курса физики 7-го
класса. Ведущая идея: развитие способностей
учащихся к творческому мышлению.
Цель программы: способствовать развитию
интереса к естественным наукам.
Задачи программы: расширение знаний учащихся
по физике, приобретение информационных,
коммуникативных, исследовательских
компетентностей, развитие интеллектуальных и
творческих способностей в процессе решения
задач, выполнения экспериментов, подготовки
творческих работ.
Ведущие формы проведения занятий: решение
задач, сближающих физику с обыденной жизнью.
Решение каждой задачи кажется простым - после
того, как оно получено. Выполнение творческих
экспериментальных заданий, игры с активным
использованием наглядности, творческие задания
и их защита.
Ожидаемый результат. К концу занятий
учащиеся должны уметь пользоваться системой
основных понятий, объединенных в физические
законы. Это означает, что ученики смогу ставить и
решать задачи, выдвигать предположения и
проверять их помощью рассуждений, расчетов и
опытов.
Курс состоит из 8 модулей:
1.Движение; 2. Плотность; 3. Силы в природе; 4.
Давление; 5. Атмосфера;
6. Работа и мощность; 7. Простые механизмы; 8. Закон
Архимеда.
Каждый модуль рассчитан на 4 часа, в рамках
каждого модуля учащиеся решают, измеряют, играют,
выполняют различные творческие задания.
Планирование предпрофильного курса
“Физика на каждом шагу”- 34 часа
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемый результат |
Модуль-1 “Движение” |
4 | ||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Механическое движение” | Умение находить различные кинематические величины. |
2.Измеряем, вычисляем. | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Умение планировать и проводить эксперимент. |
3. Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-2 “Плотность” |
4 | ||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Плотность” | Умение находить различные параметры, используя понятие “плотность” |
2. Измеряем, вычисляем | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Умение планировать и проводить эксперимент. |
3.Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-3 “Силы в природе” |
4 | ||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Силы в природе” | Умение находить различные параметры, используя понятия “сила тяжести”, “сила трения”, “сила упругости” |
2.Измеряем, вычисляем | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3.Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-4 “Давление” |
|||
1.Решение задач. |
2 | Решение задач по теме “Давление твердых тел, жидкостей и газов” | Умение находить различные параметры, используя понятие “давление” |
2.Измеряем, вычисляем | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3.Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль- 5 “Атмосферное давление” |
|||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Атмосферное давление” | Умение находить различные параметры, используя закономерности атмосферного давления. |
2.Имеряем, вычисляем. | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3. Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-6 “Закон Архимеда” |
|||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Закон Архимеда” | Умение находить различные параметры, используя закон Архимеда и условие плавания |
2.Измеряем, вычисляем. | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3.Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-7 “Работа и мощность” |
|||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Работа и мощность” | Умение находить различные параметры, используя понятия работы , мощности и энергии. |
2.Измеряем, вычисляем. | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3. Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Модуль-8 “Простые механизмы” |
|||
1.Решение задач | 2 | Решение задач по теме “Простые механизмы” | Умение находить различные параметры, используя законы простых механизмов. |
2.Имеряем, вычисляем. | 1 | Выполнение творческих экспериментальных заданий | Развитие творческих способностей |
3.Играем | 1 | Выполнение творческих заданий, публичная презентация творческих работ | Развитие творческих способностей |
Итоговое занятие | 2 | Мини-презентации учащихся. | Развитие творческих способностей |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Поскольку курс состоит исключительно из экспериментальных, качественных и расчетных задач, то в нем практически отсутствует лекционная форма занятий. Ее аналогом лишь в какой-то мере можно считать информационно-инструктивную часть, в ходе которой учитель в сжатой форме представляет необходимые сведения об изучаемом явлении, дает информационные ссылки, которые могут понадобиться ученикам в процессе работы над задачами. Организация учебной деятельности может быть различна. Например, над некоторыми задачами, учащимся будет удобнее работать индивидуально или в парах. В ходе дискуссии определяется самый оптимальный путь решения каждого задания, а учащиеся, правильно решившие задачу, поощряются. В результате выполнения экспериментальных творческих заданий у учащихся формируются исследовательские компетентности: умение выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, вычислять погрешности прямых и косвенных измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента. В рамках данного курса учащиеся выполняют различные творческие задания: составляют кроссворды, ребусы, сканворды по заданной теме; выполняют авторские задачи-рисунки, пишут эссе, рассказы, сказки о физических явлениях, выступают с различными сообщениями. Творческие работы учащихся оформляются в папках и составляют ресурс кабинета физики.