Уроки обществознания в 6–7-х классах "Семья", "Обмен и торговля"

Разделы: История и обществознание


6 класс. Обществознание. Урок № 25

Тема урока. Семья.

Рассматриваемые вопросы:

1. Семья - “семь я”?

2. Отношения в семье. Основные понятия, термины: Семья.

Цели урока:

1. Дать определение понятию семья.

2. Показать роль семьи в жизни человека.

3. Поговорить об отношениях в семье, об обязанностях родителей и детей.

При подготовке и проведении урока рекомендую использовать повесть Юрия Куранова “Тепло родного очага”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Посмотрите ребята на слова записанные на доске и попробуйте угадать какого слова не хватает.

(На доске)

“... - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого”. (Семья)

- А что такое семья? Как вы понимаете это слово? Что значит семь я?

(Дети отвечают)

Два человека получили опережающее домашнее задание. Они нашли значение этого слова в словарях и завершают беседу.

II. Новый материал.

Учитель рассказывает о происхождении семьи, делает вывод: семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми. Семья веками почиталась как большая ценность. Семья обязательная часть любого общества. (На доске)

Учитель читает отрывок из повести Ю. Куранова “Тепло родного очага” стр. 16 “Зачем люди женятся?”

После прочтения вопрос детям.

- А как думаете вы, зачем люди женятся?

Учитель обобщает ответы.

Самочувствие человека в семье зависит от отношений между членами семейного коллектива. Забота, внимание, сотрудничество делают семейный климат тёплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат неприятным, тяжёлым для существования в нём. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести так и человек в семье.

- Вы согласны? (Отрывок из повести Куранова о Д. Донском)

А для дальнейшей нашей работы разделимся на группы и отправимся в путешествие по станциям. (2-3 группы)

• Станция 1 “Официальная”.

На столах основной документ нашей страны - Конституция.

Найдите статьи в которых речь идёт о семье.

Но есть ещё очень важный документ, регулирующий семейные отношения - это Семейный кодекс РФ (показать).

На доске крепится плакат: Семейный кодекс РФ - это правовой акт, регулирующий семейные отношения.

• Станция 2 “Картинная галерея”

Составьте рассказ по картине.

1 группа А.А.Пластов “Мама” (стр. 29. Обществознание 5)

2 группа А.А.Пластов “Ужин тракториста” (Обществознание 5)

Вывод на доске: совместный труд и взаимоуважение важные условия в жизни семьи.

• Станция 3 “Театральная”

Инсценируйте ситуации.

1 группа - Семья Ивановых ждёт гостей на ужин.

2 группа - семья Петровых готовится к встрече Нового года.

Вывод на доске: В семье обязанности должны быть у родителей и у детей.

• Станция 4 “Газетный переулок”

1 группа - на листочках пишет обязанности родителей.

2 группа - обязанности детей.

Учитель помещает на доске заготовку для экспресс - газеты, на которую дети размещают листочки с ответами.

• Станция 5 “Конечная”

Каждая команда получает “ Волшебный квадрат”.

За 1-2 минуты найдите название родственников. Кто больше?

III. Подведение итогов.

В группе обсудите работу каждого и оцените, оценочные листы сдайте учителю.

Учитель: Сегодня мы говорили о важном понятии - семья. Я довольна вашей работой на уроке. Хочу закончить урок отрывком из повести “Тепло родного очага” стр. 46.

Домашнее задание: приготовьте рассказ “История семейного альбома” или “История семейной фотографии”.

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Найдите в волшебном квадрате 25 родственников. Читать можно по вертикали, горизонтали и диагонали.

В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

3

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

3

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

3

Я

Т

Ь

Ш

Ь

M

Ы

В

0

Д

С

А

Я

3

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

3

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я

О

Г

О

Т

Е

Ц

X

Я

С

В

Е

К

Р

О

В

Ь

Д

Ч

Е

Ж

А

Б

Н

Е

В

Е

С

Т

К

А

И

И

К

Э

Р

А

3

О

Л

О

В

К

А

В

3

М

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

У

Р

И

Н

Б

А

Б

К

А

К

Р

Е

Ш

Урок обществознания в 7-м классе № 9 “Обмен и торговля”

Тема урока: обмен и торговля.

Цель урока: познакомить учащихся с экономическим содержанием понятий обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

Задачи урока:

  • сформировать представление об обмене как о важной сфере экономической жизни общества;
  • познакомить с формами торговли;
  • охарактеризовать влияние рекламы на эффективность торговли.

Рассматриваемые вопросы.

  1. Товары и услуги.
  2. Обмен.
  3. Реклама.
  4. Формы торговли.

Основные понятия: обмен, торговля, реклама.

Опережающее задания: принести на урок вещь, которую вы можете предложить на обмен.

Примерный план изучения материала.

1. Зачем люди обмениваются.

2. Торговля и её формы.

3. Реклама.

Новый материал: м.п. стр.84. Боголюбова Л.Н.

Учитель: Склонность к обмену - одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок. Именно это свойство экономической жизни людей, недаром же английский учёный Ричард Уайтли (1787–1863) полушутя - полусердито охарактеризовал человека как, “животное, которое занимается обменом”.

Ещё в Древней Руси существовали рынки, основанные на бартере, т.е. на натуральном обмене одной вещи на другую без денег.

Вопрос: А вам приходилось меняться?

Давайте поиграем в игру “Обмен”. Ребята меняются вещами, которые принесли на урок. Затем пробуем осуществить двойной и тройной обмен и так далее, пока не выменяют нужную вещь. Ребята встречаются с трудностями обмена.

Ситуация обсуждается.

- Затем организуем работу со словарём учебника “Обществознание”-7 под редакцией Л.Н.Боголюбова стр. 164 и тетрадью.

Обмен - в экономике фаза, связывающая производство с распределением и потреблением.

Регулярный обмен товарами и услугами стал основой для торговли.

- Давайте попробуем для начала выяснить, что такое товар, торговля, услуги?

- Приведите примеры. Делаем записи в тетради.

- А какая бывает торговля?

Организуем работу со схемой и учебником стр. 130.

Задание классу: работая с текстом учебника, охарактеризуйте формы торговли, закончите схему. Приведите примеры.

Вывод: Торговля играет огромную роль в жизни общества.

К третьему вопросу можно перейти, включить запись теле - или радиорекламы.

- Как называется услышанная вами информация?

- А что такое реклама? (Определение в тетради)

РЕКЛАМА - информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи (словарь учебника).

Раздаются ребятам газеты, содержащие рекламу.

Задание: найдите и представьте рекламу товара и услуги (работа в парах).

Вырежьте и приклейте в тетрадь. Учитель проверяет. Подводит итоги урока.

Домашнее задание: придумайте, нарисуйте свою рекламу любому товару или услуги.

Параграф 12 учебника, задания стр. 134.