Наши ребята любят путешествовать, им интересно видеть мир, фотографировать. Тем, кто сидит на месте, интересно виртуальное изучение мира – прогулка по Интернету.
Мы используем активную любознательную деятельность ребят для проведения уроков творческих задач.
Цель урока: формировать творческие способности обучающихся через организацию составления собственных физических и астрономических заданий, используя данные Интернета и собственные наблюдения.
Задание №1
(Путешествие в Швейцарию)
Всех, кто бывает на берегу Женевского озера, изумляет огромный фонтан. Он расположен на понтонах на озере далеко от берега. Оцените высоту фонтана, внимательно изучив фотографии.
Фото 1 (к заданию 1)
Подсказка к решению: сравнить высоту фонтана с высотой домов (считать высоту этажа в среднем 3 м).
Задание №2
(Мост над рекой)
В какой стране могла быть выполнена эта фотография русскими туристами?
Фото 2 (к заданию 2)
Задание №3
(Загадочные шары)
Почему и как фотоаппарат “уловил” эти загадочные шары?
Фото 3 (к заданию 3)
Фото 4 (к заданию 3)
Задание № 4
(Заход Солнца)
О чем рассказывает последовательность фотоснимков, выполненная любознательным учеником?
Фото 5 (к заданию 4)
Фото 6 (к заданию 4)
Фото 7 (к заданию 4)
Задание №5
(Метеор и полярное сияние – фото дня из Astronet.ru)
Оцените скорость метеора, оставившего за 1 секунду след на фоне полярного сияния, если высота фотографии порядка 45 угловых градусов.
Фото 8 (к заданию 5)
Решение:
Известно, что метеорные объекты влетают в атмосферу Земли с большой скоростью. Идеализируем ситуацию: условно считаем, что метеор двигался равномерно на высоте порядка 10 км. Из фотографии можно предположить, что угловое расстояние пути метеора порядка 13°.
V = L/t
L = a' х h (длина дуги L равна произведению углового расстояния пути метеора и высоте метеора).
Получим конечную формулу: V = a' х h/t
Ответ: V = 226,8 м/с
Задание № 6
(Три галактики - фото дня из Astronet.ru)
Какие три галактики видны на небе штата Невада?
Фото 9 (к заданию 6)
Задание № 7
(“Лицо” Луны – фотография, выполненная
учеником)
Найдите: океан Бурь, море Дождей; море Ясности, море Спокойствия; море Изобилия, море Нектара –
по принципу: от Бури к Изобилию!
Фото 10 (к заданию 7)
Задание № 8
(Аналемма и храм Олимпийского Зевса - фото дня из
Astronet.ru)
Фото 11 (к заданию 8)
Авторы: Антоний Айомамитис
Перевод: Козырева А.В.
Пояснение: Аналеммой называется фигура в форме восьмерки, которую можно получить, если фиксировать положение Солнца в один и тот же момент времени в сутках на протяжении земного года. Сегодняшняя картинка состоит из 47 отдельных экспозиций (и еще одной экспозиции с пейзажем), которые были засняты на один кадр. Это было сделано с целью продемонстрировать годовой цикл движения Солнца в период с 30 марта 2003 года по 30 марта 2004 года. На переднем плане изображения находится колонны древнего коринфского храма Олимпийского Зевса в греческих Афинах. Моменты солнцестояний соответствуют самой нижней или самой верхней (южной) точке восьмерки. Так, 22 декабря в 0 часов 22 минуты по всемирному времени произошло зимнее солнцестояние. Почему аналемма имеет такую форму?
Задание № 9 (шуточное)
(Фото ребят в походе)
Оцените объем палатки!
Фото 12 (к заданию 9)
Задание № 10
(Озеро Светлояр Нижегородской области)
Известно, что самое глубокое место озера имеет глубину 29 м. Чему равно давление воды на дно в этом месте?
Фото 13 (к заданию 10)
Задание № 11
(Небо так близко!)
Можно ли оценить высоту, на которой находится нижняя часть облачности?
Фото 14 (к заданию 11)
Задание № 12
(Фото солнечного затмения 29 марта 2006 г.)
Фото 15 (к заданию 12)
Прокомментируйте содержание плаката “Поведение луча света в искривленном пространстве”
Фото 16 (к заданию 12)
Задание № 13
(Cтатуи острова Пасхи)
Оцените средние размеры статуй по фотографии.
Фото 17 (к заданию 13)
Заключение:
Активная творческая деятельность ребят находит выход в уроках творческих задач. Приведенные примеры заданий, составленных ребятами, вызывают интерес у класса. Такие уроки всегда проходят на высоком уровне.