Программа организации детского летнего оздоровительного отдыха

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Презентация

Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • нравственно-патриотическое;
  • экологическое;
  • творческое;
  • культурно-нравственное;
  • трудовое.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Паспорт программы

Название: “Летний Экспресс”.

Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.

Авторы программы:

Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря

Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель

Агеева Светлана Викторовна - врач

Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер

Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.

Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.

Сроки выполнения: 1 смена (29 мая – 27 июня)  – 21 день.

Цель и задачи программы

Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления,  полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.

Задачи:

  • организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
  • развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
  • создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
  • воспитывать патриотизм.

Идея и форма реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.

Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.

Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ “Радужный”

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:

1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.

Экран состязаний

За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.

Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.

На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.

Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.

Лагерь - чудесная летняя страна.

Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.

Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.

Начальник лагеря - машинист состава.

Вагоновожатый – старший воспитатель.

Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.

Есть отрядные уголки, в которых помещены:

  • численность пассажиров (список отряда).
  • девиз, речёвка, эмблема отряда.
  • достижения отряда.
  • поздравления.
  • звёзды отряда.

На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.

Направления работы ДОЛ “Радужный”

Направление

Цель

Мероприятия

1. Спортивно- оздоровительное
  • укреплять здоровье;
  • воспитывать привычку;
  • заботится о своем здоровье;
  • продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;
  • прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению.
1. Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”

2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников).

3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”.

4. День Нептуна (праздник на воде).

5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…”

6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”.

7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”.

8. Участие в городской спартакиаде.

9. Массаж специалистов.

10. Витаминизация детей.

11. Осмотр специалистов.

12.Кислородный коктейль.

13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья.

14. Малые Олимпийские игры.

15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”.

16. Папа, мама, я спортивная семья.

2. Нравственно-
патриотическое
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. 1. Конкурс рисунков “Дом в котором я живу”.

2. Конкурс военной песни и строя.

3. Конкурс на лучшего чтеца.

4. Праздник День независимости России”.

5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”.

6. Кольцовка песен ВОВ.

7. Возложение цветов к памятнику войнам.

3. Экологическое
  • воспитание бережного отношения к окружающему пространству;
  • любви к природе;
  • развивать интерес к познанию природы
1. Экологическая кругосветка “Живи Земля”.

2. Кругосветка “Лесная поляна”.

3. Городская акция “Наведем порядок на земле”

4. Экскурсия в зоопарк.

5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”.

4. Творческое
  • развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;
  • воспитание умения действовать коллективно
1. Праздничный концерт “Здравствуй, лето!”

2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”.

3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”.

4. Викторина по сказкам.

5. Конкурс цветочных шляпок.

6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке”

7. Концерт “На завалинке” (народное творчество).

8. Концерт “До свидания лагерь”.

5. Культурно-
нравственное
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. 1. Игра “Чудо детки – в чудном месте!”

2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”.

3. ТЮЗ “Кот в сапогах”.

4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”.

5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей.

6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”.

7. ТЮЗ “Остров счастья”.

8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”.

9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”.

6. Трудовое
  • воспитывать трудовые качества, бережливость, аккуратность;
  • знакомить с профессиями взрослых.
1. Трудовой десант.

2. Викторина “Узнай мастера”.

3. Операция “Чистюля”.

4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера).

Принципы деятельности

  • принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
  • принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
  • принцип оздоровительной направленности.

Методы реализации программы

  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • практическая работа;
  • наглядность;
  • наблюдение;
  • поощрение;
  • убеждение.

Формы реализации программы

  • кругосветки;
  • конкурсы;
  • концерты;
  • презентации;
  • игры;
  • театрализованные представления;
  • игровые программы;
  • конкурсы рисунков;
  • сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.

Система работы в лагере состоит из следующих блоков:

1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

- составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).

2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.

3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.

4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

Режим дня
ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон (29.05.08 - 27.06.08.)

8:55

Мы вам рады!

9:00

Горн трубит: пора, пора!
С добрым утром, детвора!
И тотчас же по порядку
Все ребята - на зарядку!
Зарядка.

9:15

Пора-пора на линейку, детвора! Линейка.

9:30-10:00

Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.
Завтрак.

 

10:00-13:00

Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники маются,
А все ребята занимаются!
 

Мероприятия по плану.

11:00

Прием минеральной воды

13:30-13:45

Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид,
За обедом виден сразу
Наш ребячий аппетит.
Обед.

13:45-14:00

Говорит порошок, и журчит водица:
Не забудь, мой дружок,
Перед сном умыться.
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.

14:00-15:45

К нам приходит тишина.
Отдыхает детвора.
Тихий час.

15:45-16:00

Надо в порядок все привести,
В палате убрать и пол подмести.
Подъем, уборка постелей.

16:00-16:15

Вот уже который раз
Повара встречают нас!
Полдник.

16:15-16:50

Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! Подвижные игры, спортивные мероприятия.

16:50-17:00

На линейку становись!
И делами похвались.
Линейка по итогам дня.

17:00

До свиданья! До новых встреч! Уход домой.

Контроль и оценка результатов

  1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
  2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
  3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
  4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
  5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

Ожидаемые результаты

  • общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
  • развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
  • более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
  • формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
  • расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
  • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

План-сетка мероприятий в ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ № 90” на І сезон 2008 года.
Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году

Таблица

В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.

Из них:

  • 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
  • 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
  • 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;

Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.

Численность работников лагеря – 30 человек.

Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.

Медицинские работники – 3 человека.

Литература

  1. “В помощь организатору детского оздоровительного лагеря” под редакцией М.Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.
  2. “Летний отдых: идея – проект-воплощение”. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО “Педагогические технологии”, 2000 г.
  3. “Здравствуй, лето!” С.В. Титов, Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2001 г.
  4. “Позывные лета” Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003 г.