Цель: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе: оценить значения принятия Христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных умений, в том числе умению производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами;
- способствовать развитию творческих способностей в понимании исторических событий;
Оборудование: карта “Киевская Русь IX–XII в”, технические средства. Основные понятия: междоусобица, печенеги, христианство, православие. Дата 988 год – принятие православия на Руси.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания: театрализованное представление “Суд над Ольгой”.
- В начале урока краткая беседа, что предшествовало историческому событию 945 г.
- Что известно о княжении Игоря?
- Что такое полюдье?
- С какого и по какое время оно проходило?
- Как расправилась Ольга с древлянами?
Сегодня вашему вниманию предлагается историческая сценка “Суд над Ольгой”. Каждый выступает в роли исторической личности должен прочувствовать те далёкие времена, когда Русь набирала силы и вступала в полосу своего расцвета, когда она была раннефеодальным государством, но Европа её признавала и считалась с её мнением.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Действующие лица:
Судья
Секретарь суда
Княгиня Ольга
Адвокат
Прокурор
Свидетели обвинения (4 человека)
Свидетели защиты (4 человека)
Корреспондент
Свидетели обвинения: Свидетели защиты:
Древлянский посол Дружинник князя Игоря
Древлянский мальчик Святослав (ребёнок)
Древлянка Дружинник княгини Ольги
Древлянин Научный сотрудник
ХОД УРОКА
Репортёр. Итак, дамы и господа, уважаемая публика, мы с вами находимся в зале заседаний, где состоится судебный процесс. Что же решит суд? Оправдает ли он княгиню Ольгу, вспомнив, сколько она сделала для русского государства. Или перевесят её злодеяния по отношению к древлянам. (Входит прокурор) Вот появляется прокурор. (Входит княгиня в сопровождении адвоката) А вот и обвиняемая со своим адвокатом. Будем надеяться, что суд истории – суд присяжных – будет справедлив и беспристрастен. (Входит секретарь суда) Но вот появляется секретарь суда, и мы прерываем наш репортаж. Подождём до окончания судебного процесса.
Секретарь. Внимание. Мы начинаем судебное заседание по делу княгини Ольги. Прошу всех встать. (Входит судья)
Судья. Господин секретарь, прошу огласить текст клятвы.
Секретарь. Перед судом истории, перед летописцем ,Нестором, с уважением к его труду - “Повести временных лет” - мы клянёмся в вечной любви и приверженности Великой науке Истории. Клянёмся.
Все. Клянёмся.
Судья. Прошу садиться. Господа присяжные я прошу вас избрать старшину, который будет руководить вашей работой.*
Старшина. Ваша честь, присяжные оказали мне высокое доверие, избавив меня своим старшиной.
Судья. Я прошу секретаря огласить суть дела.
Секретарь. Сегодня рассматривается дело княгини Ольги, которая причастна к следующим событиям: “В лето 6453 Игорь пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую... (деле по летописи)”. Итак взяла Ольга город и сожгла его. И возложила на древлян тяжкую дань. Это всё, Ваша честь .
Судья. Господа присяжные, мы просим вас ознакомиться со всеми тонкостями данного дела и вынести свой справедливый приговор. Признаёте ли вы княгиню Ольгу виновной или найдёте смягчающие обстоятельства, принимая во внимание которое, вы сможете её оправдать. (Ольге) Княгиня Ольга, признаёте ли вы себя виновной?
Ольга. Нет, Ваша честь, я не виновна.
Судья. Чем вы можете себя оправдать?
Ольга. Ваша честь, я думала о своём народе. Если древляне захватили Киев, и князь Мал стал править, то он установил бы жестокие порядки и наложил бы на киевлян большую дань. А также о себе и своём сыне. Ведь Мал, хотел жениться на мне, а с сыном со своим Святославом мог сделать всё, что угодно. Я думаю, этого достаточно, чтобы оправдать мои поступки.
Судья. Господин прокурор, вы располагаете доказательствами виновности княгини Ольги. Представьте их нам.
Прокурор. Ваша честь, я считаю, что вышеупомянутая княгиня Ольга не заслуживает оправдания, и я прошу Вас разрешить мне представить суду следующие доказательства. Я вызываю первого свидетеля. (Выходит первый свидетель). Это древлянский посол, который прибыл в Киев и чудом остался жив. С какой целью вы прибыли в Киев?
Посол. Я прибыл в Киев с посольством, чтобы сообщить княгине Ольге о смерти её мужа князя Игоря и посватать её за нашего князя Мала.
Прокурор. Как вам удалось остаться в живых в то время, как всё посольство было убито?
Посол. Когда все пировали в ладье, я пошёл осмотреть Киев, а вернувшись на причал увидел, что ладьи нет. Я побежал на княжеский двор и видел, как воины Ольги сбросили ладью с послами в яму и закопали их живьём.
Прокурор (cудье). Ваша честь, есть ли у вас вопросы к свидетелю? (Адвокату) Господин адвокат, есть ли у вас вопросы?
Прокурор. Прошу вас пройти на место. Я приглашаю второго свидетеля. Древлянский мальчик, который видел, как по приказу княгине Ольги были перебиты присутствующие на пиру древляне.
Мальчик. Я ходил в лес за ягодами и видел, как множество людей шло к могиле князя Игоря. ,На обратном пути я видел, как воины Ольги убивали бесчувственных древлян.
Прокурор. Есть ли вопросы? Я приглашаю третьего. Это древлянская женщина, у которой в Искоростене сгорела вся семья.
Древлянка. Мой муж и сват поехали в Искоростень в гости к родственникам. Когда Ольга подожгла город, они погибли в огне.
Прокурор. Я вызываю четвёртого свидетеля.
Древлянин. Я жил в посёлке недалеко от Искоростеня. Вечером, выйдя из дома, заметил зарево, пошёл туда и увидел, что горит город. Воины Ольги окружили его и безжалостно убивали людей, которые пытались выбраться из пламени.
Прокурор. У меня всё, Ваша честь.
Судья. Господин прокурор, вы пока свободны. Господин адвокат, можете ли вы представить доказательства невиновности княгини Ольги?
Адвокат. Я попытаюсь это сделать, Ваша честь. Разрешите мне приступить к допросу свидетелей.
Судья. Приступайте.
Адвокат. Я вызываю первого свидетеля. Это дружинник князя Игоря, который участвовал в походе за данью.
Дружинник Игоря. Я участвовал в полюдье. Когда древляне напали на дружину Игоря, в битве я был оглушён, упал под дерево без сознания, и древляне меня не заметили. Очнувшись, я увидел, как древляне привязали Игоря к деревьям и разорвали его на части.
Адвокат. Прошу вас пройти на место. Я приглашаю второго свидетеля. Это дружинник княгини Ольги.
Дружинник Ольги. Я в Киеве сопровождал древлянское посольство и слышал как древляне говорили между собой: “Ольга выйдет замуж за князя Мала, а Святослава мы возьмём и сделаем с ним, что захотим”.
Адвокат. У меня всё, Ваша честь.
Судья. Господин прокурор, что вы можете сказать в заключении?
Прокурор. Ольга – жестокая и коварная женщина. На тризне по Игорю, Ольга обманом убила древлян. Она устроила не честную, она приказала убить их, когда те были пьяны и бесчувственны. Они даже не могли защищаться. В Искоростене Ольга опять же обманом вынудила жителей выйти из города. Она подожгла город и приказала перебить всех, кто пытался спастись. Она была жестока к древляна, это можно понять - они убили её мужа. Но не все же древляне убивали его. Ольга могла обложить древлян данью, убить князя Мала, наказать тех, кто убил Игоря, но она приказала убить всех. Я считаю, что княгиня виновата и не заслуживает снисхождения. У меня всё, Ваша честь.
Судья. Господин адвокат прошу вас.
Адвокат. Я хочу предоставить вам слова научного сотрудника. Научный сотрудник пытался доказать, что это было жестокое и суровое время. Тогда было принято расправляться со своими врагами.
Судья. Господа присяжные, прошу вас внимательно отнестись к рассмотрению дела и вынести свой вердикт.
Старшина. Ваша честь, мы внимательно выслушали доводы обеих сторон, проанализировали их и пришли к единодушному решению.
Судья. Высочайший суд истории рассмотрел все тонкости этого дела и вынес справедливый приговор.
Если виновна: признать княгиню Ольгу виновной и, несмотря на все её благие деяния осудить на вечное презрение потомков.
Если невиновна: признать княгиню Ольгу невиновной, помнить все её благие деяния и чтить как одну из величайших женщин в русской истории.
Мы завершаем судебное заседание.
III. План нового материала.
1. Правление Владимира.
2. Крещение Руси.
3. Значение крещения Руси.
Работа над таблицей “годы правления князей”.
Учитель: собираясь во II поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего- Ярополка посадил в Киеве, второго – Олега - в древлянской земле, а младшего Владимира - в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собой и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.
Усобицы – войны между князьями за великокняжеский престол.
В 980 г. Владимир становиться единовластным правителем Руси.
Владимир в 985 г. предпринял поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике – западное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья, так называемая Червенская Русь.
Печенеги – стали наседать на русские земли. Печенеги -это тюрко - язычный кочевой народ. В VIII–IX веке кочевали между Волгой и Уралом. В IX веке они переместились в южно-русские степи и стали совершать набеги на Русь. Владимир решает на строительство крепостей левобережья Днепра.
К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции – ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианской была и бабка Владимира – Ольга. Но ещё сильно было на Руси язычество.
И всё-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществляться первые, очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе.
Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел делее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами.
Предпосылки крещения Руси.
1. Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожья и введения монотеистического религии.
2. Этого требования международные условия, т.к. почти весь европейских мир уже перешли к христианству.
3. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношении к человеку, т.е. несло в себе огромную воспитательную функцию.
4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
5. Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.
Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим , Византия), и с мусульманскими (Волжская Болгария, Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) возникло в I веке н.э. В Иудее.
Владимир после попыток провести реформу для укрепления вертикали власти, решился на православие.
Православие – христианское вероучение, сложившаяся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличии от возникшего на Западе католицизма.
Но Владимир не сразу пошёл на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил об их монотеистических религиях – исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим , Византия), и с мусульманскими (Волжская Болгария, Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) возникло в I веке н.э. В Иудее Хорезм) странами, и с европейскими общинами в Хазарии и на своей территории. Хорезм) странами, и с европейскими общинами в Хазарии и на своей территории.
В конечном счете Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира.
Следом за этим началась обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не всё проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточённых стычек ему удалось усмирить восставших. С таким же трудом вводилось христианство в земле вятичей и в других землях. В сельских, лесных районах язычество ещё долго сохраняло свои позиции, и христианские священники опасались появляться в этих краях.
Беседа.
- Каковы причины выбора Византийского православия?
- Добровольное или насильственное было крещение?
Итоги крещения Руси.
Политические.
1. Русь равная с другими европейскими государствами; связи с другими странами расширились.
2. Христианство стало государственной религией и объединило все сословия в единое целое.
3. Династическое родство с византийскими императорами.
Культурные.
1. Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.
2. Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства.
3. Возможность, в отличии от католицизма, введения проповеди на родном для верующих языке.
4. Введение кириллической азбуки и началу литературы.
Вывод: Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.
Закрепление.
1. Можно ли Владимира назвать продолжателем дела Святослава?
2. Почему в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?
ТЕСТ
1. Методу крещения Руси прошло немало времени. Вначале крещения приняло население города?
а) Белгорода. б) Вятичева. в) Киева. г) Любеча. д) Искоростина.
2. Племя полочан получило название от:
а) потомков половецкого хана Кончака;
б) города Полоцка;
в) основного занятия населения ткавшего полотно;
г) сорока половецких родов, откочевавших в бассейн Западной Двины и слившихся со славянами.;
д) речки Полоты.
3. I церковь построенная Владимиром в Киеве носило имя Святого:
а) Клементия. б) Василия. в) Кирилла и Мефодия. г) Пантелеймона Константина.
4. Кто был I митрополитом Др. Руси?
а) Константин. б) Илларион. в) Алексей.
Домашнее задание: S8. Составить развёрнутый план ответа “Русь в годы правления Владимира Святославовича”.