Тема: Как измеряют температуру? Что такое погода.
Цель: Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Дать общее представление о погоде. Познакомить с международными обозначениями погоды.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
- оспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к себе, к людям, взаимопомощь, дружелюбие, аккуратность.
Оборудование:
- Различные термометры - комнатный, наружный, медицинский, водный.
- Мензурки с тёплой и холодной водой.
- Плакат “Климат и погода”.
- Демонстрационная модель термометра.
- Карточки: “Погода”, “Температура воздуха”, “Облачность”, “Осадки”, “Ветер”, “Стеклянная трубка”, “Шкала”.
- Комплект лабораторного оборудования Cornelsen “Наблюдение за погодой”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
- Проверили готовность к уроку. А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания:
- Беседа по вопросам. Слушайте внимательно.
- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.)
- Приведите примеры живой и неживой природы. (Живая: растения, грибы, животные; неживая: солнце, звёзды, воздух, вода, камни.)
- К какой природе можно отнести человека? (Человека можно отнести к живой природе.)
- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.)
- Какие явления называются сезонными? (Явления природы, которые связаны со сменой времён года.)
- Одеваться надо по сезону, иначе можно заболеть. А что вы должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру тела.)
- Каким прибором измеряется температура? (Температура измеряется термометром.)
III. Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научимся измерять и записывать температуру воздуха, узнаем, что такое погода, познакомимся с международными обозначениями погоды.
IV. Работа над новым материалом. Практическая работа.
- Сегодня вы шли в школу. Какая вам показалась погода? (Сегодня было пасмурно и холодно.)
- В зависимости от погоды, люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дублёнки, либо в рубашки и свитера. Как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замёрзнуть или не покрыться потом на улице? (Надо посмотреть на улицу, на термометр за окном или на прохожих.)
- Каким специальным прибором измеряют температуру воздуха? (Температуру воздуха измеряют специальным прибором, который называется термометр).
- Обратите внимание, слово “термометр” записано на карточке. Температура измеряется в градусах.
Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики садятся группами.)
- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена жидкостью, на шкале деления).
- Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 - количество градусов холода.
- Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице? (Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)
- Посмотрите на эти термометры: комнатный, водный, наружный и медицинский. Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).
- Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).
- Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Один ученик помогает учителю проводить опыт.)
Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра в стакане с тёплой водой? (Столбик жидкости поднимается.)
Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Температура воды+40 градусов.)
- Что произошло со столбиком жидкости в стакане с холодной водой? (Столбик с жидкостью опустился.)
Определите температуру воды? (Температура воды +15 градусов).
- Точно так же работает наружный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.
- А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах: +22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.
В комплекте лабораторного оборудования Cornelsen, с которым мы будем работать есть термометр максимально-минимальный. (Показ учителем).
Рассмотрите внимательно. Чем он отличается от термометров, которые мы сегодня рассматривали? (На этом термометре две шкалы).
- Он предназначен для измерения максимальной и минимальной температуры (от -25 С до +50 С), в течение определённого промежутка времени. Измеряющие жидкости термометра - ртуть и спирт. Верхние части обоих колен заполнены спиртом, нижние - ртутью. Над ртутью в обоих коленах - индикаторные иглы из стали. При повышении температуры спирт в левом колене, расширяясь, давит на ртуть, передвигая её в правое колено. Ртуть в правом колене поднимает индикаторную иглу, показывающую максимальную температуру. Понижение температуры воздуха вызывает уменьшение объёма спирта в левом колене. Ртуть в левом колене поднимается вверх, подталкивая вторую индикаторную иглу, которая укажет минимальную температуру воздуха за время измерения. При этом индикаторная игла в правом колене остаётся на месте, соответствующем максимальной температуре. Устанавливать максимально-минимальный термометр следует в месте, которое остаётся в тени на всём протяжении дня.
V. Физкультминутка.
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.
VI. Беседа “Что такое погода”.
- Что же такое погода? Сегодня мы попробуем разобраться вместе с героем нашего учебника - Серёжей. Откроем учебник на 18 странице. Прочитайте шёпотом, приготовьтесь отвечать на вопрос: “Зачём Серёже нужно знать, какая сегодня погода?" (Чтобы одеться и чувствовать себя комфортно, не заболеть.)
- А вы, собираясь в школу, как узнаёте о погоде? (Слушаем прогноз погоды, смотрим на термометр за окном, смотрим на прохожих.)
Рассмотрите плакат “Климат и погода”. Какими словами можно охарактеризовать погоду? (Погода - это температура воздуха, облачность, осадки и ветер.)
- Вспомните, что вы уже знаете с 1 класса о дожде, ветре? (Дождь - это охлаждённые капли пара над землёй, а ветер - движение воздуха.)
Прочитаем по учебнику вслух вывод. (Погода - это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)
- А что такое облачность? (Облачность - это скопление облаков.) Когда небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Когда небо частично закрыто облаками, говорят облачно. А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно.
- Какие вы знаете осадки? (Дождь, ливень, ливневый дождь, гроза, снег, град, роса, иней, туман.)
Какие бывают ветры? (Бриз, буря, ураган, смерч.)
- Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часа, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. Сегодня мы будем настоящими метеорологами. Я познакомлю вас с международными условными обозначениями, и мы потренируемся обозначать погоду с помощью карточек.
VII. Рассказ и показ учителем международных метеорологических обозначений.
Степень облачности обозначается соответствующими чёрными долями круга: ясно, облачно на четверть, облачно на половину, облачно на три четверти, пасмурно.
Обозначение осадков мы изучали в 1-м классе. Сегодня я показываю новые условные знаки такие, как: моросящий дождь, ливень, ливневый дождь, гроза.
Внимательно посмотрите, как можно обозначить силу ветра от тихого до штормового. Направление, которое указывает обозначение ветра, соответствует направлению, с которого дует ветер.
Некоторые из метеорологических обозначений являются комбинированными (облака, скорость и направление ветра представляются одним обозначением). По-разному можно представить одно и тоже состояние погоды.
VIII. Оформление метеорологических наблюдений учащимися.
- Сейчас мы потренируемся с помощью карточек.
Обозначим погоду сегодняшнего дня. Обозначим облачность. (Облачно на три четверти.) Покажем осадки. (Осадков нет.) Покажем силу и направление ветра. (Незначительный, северный ветер.) Температура воздуха? (+10 С). Поместим рядом различные формы обозначений погоды.
У доски работают ученики парами.
IX. Закрепление изученного по тетради на печатной основе.
С. 9, № 1.Читают задание хорошо читающие дети. С помощью учебника дописывают определение “Что такое термометр”.
С. 11, № 3. Записать слова числами и числа, обозначающие количество градусов - словами. Взаимопроверка.
X. Итог урока:
- Для чего нужны термометры? (Для измерения температуры.)
- Как они устроены? (Стеклянная трубка, заполненная ртутью, спиртом, на шкале деления.)
- Что такое погода? (Погода-это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.)
- Как называют людей, которые предсказывают погоду? (Их называют метеорологи.)
- Какое оборудование нам помогает наблюдать за погодой? (Комплект лабораторного оборудования Cornelsen “Наблюдение за погодой”.)
XI. Домашнее задание:
1. Прочитать в учебнике “Как измеряют температуру? Что такое погода?” (с.16-21).
2. Рабочая тетрадь (с.11, № 4, № 5).