Цели:
- Продолжить формирование умений решать задачи на движение в соединении с темой «Дроби».
- Производить соответствующие записи и вычисления.
- Развивать логическое мышление и внимание.
- Развивать умение анализировать и обобщать.
- Учить изменять условия задачи.
Ход урока
1. Орг. момент
- Что изучаем? (Дробные числа).
- Какого типа задачи учимся решать? (На движение).
- Какие 3 величины там обязательно должны быть (S, V, t).
- Сегодня мы попробуем соединить эти две темы.
- Как и где это возможно сделать? (В задачах на движение).
- Это мы попробуем сделать позже, а сначала немного повторим.
2. Устный счет.
Учитель пишет на доске.
- Найти: 1/2 от 48, 1/2 от 96, 1/2 от 78.
- Какая разница. Находим доли от числа и числа по доле.
- Объясните, как вы находили. На сколько частей делим?
- Как можно по-другому назвать 1/2.
- Найти 1/4 от 60 мин, 1/7 от 84.
- А если взять ⅔, то сколько частей надо взять.
- Сколько раз надо взять по 1/10 круга, чтобы получить целый круг?
- Сколько раз содержится в 1 круге по 1/2 .
- А по 1/4 , а по 1/10, а по 1/8.
От города до деревни 20км. Асфальтом покрыто 4/5.
Выбери схему, которая соответствует данному решению.
3. Подготовка к решению задач.
- Найдите её и докажите, что это так (у нас дробь 4/5, этот отрезок разделён на 5 частей и мы взяли 4 части).
- Почему не подходят все остальные схемы и какие дроби на них получились? (Подписываем над отрезками).
- Какое же количество асфальта покрыто в 3 задаче? Как узнать?
20:5 • 4 = 16 км
Сколько же действий нам потребовалось, чтобы найти 4/5 (2).
- Какие? (Деление и умножение).
- Почему? (Делили на части, а потом брали их).
4. Решение задач.
Итак, мы с вами решили, что дробные числа можно применять в задачах на движение. Давайте подумаем и приведем примеры, как это возможно.
Задача. На путь из одного города в другой почтовый голубь затратил 8 часов. Из них ⅟4 он отдыхал, а остальное время летел со скоростью 10км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города?
- На какую тему эта задача? (На движение).
- Какие три величины всегда есть в таких задачах? (v, t, s).
- Чертим таблицу. Читаем задачу по частям и постепенно заполняем таблицу.
T |
V |
S |
Всего 8 ч. Отдых ? 1/4 часть Остальное - ? ч. |
10км/ч |
?км |
Читаем 1 предложение.
- Что такое 8 часов? (Время).
- Читаем 2 предложение (в какую графу пишем?)
- Какое время он летел? (Остальное).
- (1 ученик по таблице рассказывает еще раз условие).
- Нам нужно узнать расстояние. Какие два данных нужны, чтобы ответить на вопрос (t и v).
- Какую знаем уже? (Cкорость).
- Какова же она? (10 км/ч)
- Какое данное неизвестно? (Время).
- Смотрим на 1 графу и выделяем 1 простую задачу.
1. 8 : 4 × 1 = 2ч он отдыхал.
Рассуждаем дальше:
Сколько времени он потратил непосредственно при перелёте из одного города в другой?
Формулируем вторую простую задачу.
2. 8 - 2 = 6ч он летел (время в пути).
Рассуждаем дальше.
Формулируем 3 простую задачу. (Записываем формулу) S = v × t
3. 10 = 60км расстояние между городами.
Записываем ответ.
- Как изменить условие задачи так, чтобы решение стало короче? Что для этого нужно изменить в таблице (время).
- Как? (Просто записать количество часов).
Записываем.
T |
V |
S |
6ч |
10км/ч |
? км |
Сформулируем задачу.
Как узнаем (это последнее действие предыдущей задачи).
- Решаем, пишем формулу.
- Как изменить условие задачи, чтобы решение стало длиннее?
- Что нужно сделать? (оставить условие, усложнив его).
- В какую графу можно добавить новые данные (если дети затрудняются).
- А голубь всегда с одной и той же скоростью летает?
T |
V |
S |
Всего – 8 ч. Отдых 1/4 часть 4 ч Остальные |
10км/ч 15км/ч |
?км |
На путь из одного города в другой почтовый голубь затратил 8 часов. Из них ⅟4 часть он отдыхал. 4 часа летел со скоростью 10км/ч, а остальное время со скоростью 15км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города?
- 8 : 4 × 1 = 2ч отдыхал
- 8 - 2 = 6ч он летел
- 6 - 4 = 2ч остальное
- 10 × 4 = 40км за 4 часа
- 15 × 2 = 30км за 2 часа
- 40 + 30 = 70км – весь путь
- Логическая задача.
Выходные дни составляют недели. Сколько выходных дней в году?
- 365 : 7 = 52 (ост . 1) недели в году.
- 7 : 7 × 2 = 2 выходных дня в неделе.
- 2 × 52 = 104 выходных дня в году.
Сколько же от года отдыхаем в дробях (примерно ).
6. Итог.
Над чем на уроке работали? Что нового узнали? Какие темы соединяли?