Уважаемые родители!
Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:
- кабинетная система;
- большое количество учителей предметников;
- появляются новые виды домашних заданий;
- увеличивается количество изучаемых предметов,
- объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
- сложность адаптации к учителям.
Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Во избежание этих проблем в школе разработана программа адаптации учащихся 5-х классов. Уже весной прошлого года учителя-предметники
- изучили программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся;
- ознакомились с возрастными особенностями младших школьников,
- познакомились с уровнем их работоспособности (наблюдение, пробные уроки);
- изучили систему работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
- посетили уроки в начальной школе будущих пятиклассников
- будущие классные руководители знакомились с классным коллективом 4-го класса, а также системой внеклассной работы и работы с родителями;
- прошла встреча родителей с учителями-предметниками
- День открытых дверей для родителей.
Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.
Социальная адаптация включает:
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
- Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
- Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
- Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.
Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:
- Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.
- Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.
- Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.
- С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.
Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:
- Что ты думаешь предпринять?
- Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?
- Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?
- Как проверить или доказать правильность полученных результатов?
Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.
Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.
Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:
- Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
- Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным
- руководителем.
- Являться союзниками школы.
- Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.
- Помогать классному руководителю во внеклассных делах.
Ваши дети проучились в 5-м классе одну четверть. Посмотрим, как они оценивают свое отношение к учебной деятельности.
“ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
(анализ анкет)
Уровень успешности обучения (результаты контрольных работ по преемственности)
Русский язык Ниже среднего
5а - 4%
5б - 0%
5в - 11%
Средний
5а - 42%
5б - 57%
5в - 27%
Выше среднего
5а - 54%
5б-43%
5в - 62%
Математика Ниже среднего
5а - 0%
5б - 5%
5в - 11%
Средний
5а - 4%
5б - 27%
5в - 22%
Выше среднего
5а - 96%
5б-68%
5в - 67%
“Отношение пятиклассников к учебе на второй ступени обучения” (анализ анкет).
В дневник родителей.
- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.
- Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.
- Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.
- Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
- Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.
Ритуалы, которые нравятся детям.
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.