Я услышал, и я забыл;
Я увидел, и я запомнил;
Я сделал, и я понял.
Китайская притча
“Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает”. (Д.Н. Кавтарадзе “Обучение и игра”)
Немного теории
Компетентностное образование - очень противоречивая тема.
Формирование ключевых компетентностей предполагает изменение методов преподавания, введение и апробацию таких форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников. Это смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение ребенка.
История понятия
В сферу образования термин “ключевые компетентности” попал в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована проблема: нет недостатка в хороших специалистах, но есть острый недостаток в хороших работниках.
Продуктивный работник должен уметь:
- правильно выбирать оборудование и орудие;
- организовывать и вводить информацию в базы данных;
- распределять время и деньги;
- общаться с людьми с разным культурным опытом;
- овладевать новыми профессиональными умениями.
Три причины данной проблемы:
- Информационный взрыв (количество информации удваивается каждые 15 лет); на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение по поводу ее использования.
- Развитие бизнес-сообщества и изменения, происходящие на рынке труда. Понятие компетентность давно используется в сфере юриспруденции, управлении.
- Российская школа находится не на лидерских позициях, особенно если производится сравнение не по количеству знаний, а по способности применения их в новых ситуациях.
Определение “ключевые компетентности”
Модель человека ближайшего будущего:
Это предприимчивый, творческий, самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, способный видеть и решать проблемы индивидуально и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и использовать нужную информацию, работать в команде и т.д. Все вышеперечисленные свойства и называются ключевыми компетентностями.
Ключевые компетентности – наиболее общие культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретной жизни.
Из опыта работы
“ дать ребенку ты можешь только то, что имеешь сам”. (Анатолий Некрасов)
Каждый учитель понимает, что цели его деятельности должны соответствовать стандартам образовательных услуг. Новые стандарты образования предполагают компетентностно ориентированный подход, а значит проектные методы обучения, апробацию различных форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников.
Возникает необходимость ответить на ряд вопросов:
Почему я хочу учить?
Чему я хочу учить?
Кого я хочу учить?
Как я хочу учить?
Когда, где и при каких условиях я хочу учить?
Каких результатов я ожидаю?
В связи с тем, что:
1. Понятие “ключевые компетентности” строго не определено.
2. Нет четкого перечня компетентностей.
3. Открытым остаётся вопрос об измерении уровня сформированности компетентностей.
4. Традиционные постулаты массовой школы не стыкуются с тем, какими способами могут формироваться ключевые компетентности:
все ученики могут одновременно усвоить одинаковый материал;
все ученики должны его одновременно усвоить;
учитель всегда прав;
ученик должен слушать учителя;
рассматриваю три ключевые компетентности:
5. Коммуникативную.
6. Информационную.
6. Решения проблем и апробацию форм предполагающих деятельностный характер обучения, таких как проектный метод и интерактивные способы обучения.
Долгое время занималась проектным методом как в рамках работы клуба “Исследователей Тунгусского небесного феномена”, так и отдельных тем.
Место | Уровень | Выполнил Ф.И. | Класс | Название работы |
II III |
район край |
Ровных С. | 11А |
“Магнитные холодильные машины”. |
I |
район |
Данилов | 11А |
“Эффект Доплера” |
II |
район |
Шишкин Р. Бакуменко А. |
10 А |
“Качественный спектральный анализ пыли и ее воздействие на организм” |
III |
школа |
Петровский В. Хорошко С. |
11А |
“Последовательные световые образы, музыка для глухонемых” |
III |
край |
Хорошко С. | 11А |
“Люстра Чижевского”, “Школьное радио” |
I |
город |
Талашкевич А. | “По следам Кулика” | |
I I |
Россия, международная конференция |
Арефьев Ирков К. |
11А |
“Тунгусский метеорит – “черный ящик земли” |
III |
городская Космотех |
Махинова К. | 11 Б |
“Пирамида – черный ящик земли” |
IV |
городская Космотех |
Талашкевич А. Зеленый О. |
10 А, 10 В |
“Качественный спектральный анализ образцов метеоритного вещества” |
III |
городская Космотех |
Крушинский Р. Копач Д. Новиков А. |
11А |
Вариант оптимизации полета космического аппарата для исследования солнечной системы. |
Данный метод хорошо вписывается в систему формирования ключевых компетентностей у учащихся. Для себя определила:
Плюсы (для учащихся) | Компетентности |
Активность учащихся; | |
Самостоятельность в решении многих проблем, в поиске информации | информационная, решения проблем |
Ответственность в делах и поступках; | |
Желание и способность работать в группах и автономно; | коммуникативная |
Взаимовыручка; | коммуникативная |
Успешные попытки применить свои способности в различных ситуациях; | решения проблем |
Самоопределение в проекте | решения проблем |
Отслеживать процесс формирования компетентностей в ходе проектной работы довольно проблематично. Остановилась на проведении анкеты самоанализа деятельности начале проекта на тему “умею - хочу научиться” и затем в конце “чему я научился, и что не получилось”, визуальными наблюдениями и конечно результатами работы.
Результаты (чего достигли?) |
Проблемы (какой ценой?) |
Учащиеся свободно говорят на
публику, отстаивают свое мнение, легко вступают в
дискуссии, как со сверстниками, так и с взрослыми,
ведут переписку (без моего участия, с ВУЗами г.
Москвы и Санкт-Петербурга), создают сайт, пишут и
оформляют работы, кое-кто в стихах. - Работа учащихся заняла 1-е место на Всероссийской конференции “Юность науки” и 1-е место в Международной конференции в г. Красноярске; - Вошла в книгу написанную группой авторов-исследователей Тунгусской проблемы; - Была взята на экспозицию, посвященную Тунгусской проблеме в КИЦе; -Учащиеся получили на огромное количество приглашений выступить на семинарах, конференциях различного уровня (среди них: Всероссийская в КИЦе, Международная (г. Красноярск)) |
Работать приходилось во вне
урочное время, без выходных и праздников; Интерес у детей был только в определенной области предмета, а остальной материал; Больше всего учащимся нравилось общаться, а не учиться; Многих ли можно охватить (в рамках работы клуба -11 человек), а остальные? |
Понимание
Формирование ключевых компетентностей возможно и через урочную деятельность - при использовании интерактивных методов преподавания. Методов активного ввода информации; обучение, погруженное в общение людей.
Структура данного способа:
- Стадия вызова – пробуждается интерес к новой теме, ученики вспоминают свои предыдущие знания и делают прогнозы относительно содержания новой информации.
- Смысловая стадия - проводиться работа с текстом, аудио и видеоматериалом, ученики интегрируют идеи, изложенные в тексте, для того, чтобы придти к собственному пониманию.
- Стадия рефлексии - учащиеся размышляют над полученной информацией, увязывают прежние представления с только что полученными знаниями, закрепляя, таким образом, новый материал.
Главное на сегодня: необходимо применять технологии связанные с работой в группах: смешанных, разноуровневых, сменного состава, в парах и т.д.
Примеры заданий для работы в группах (отрабатываются все три компетентности):
- Игра в журналистов – задают друг другу вопросы, составленные после работы с текстами, видео или аудиоматериалами, заготовленные дома (индивидуальная и групповая формы работы);
- Составление сравнительных диаграмм – после сравнения двух текстов (учебник и дополнительный текст; один читают и сравнивают с другим по памяти; сравнивают сюжетные картинки; и т.д.) составляется сравнительная схема или таблица. Задания можно давать разноуровневые (действие по образцу, выбрать из имеющихся алгоритмов, сконструировать самому).
Например: Тема “электромагнитное поле” - возможные варианты ответов.
Вариант 1
Вариант 2
Характеристики | Магнитное поле | Электростатическое поле |
Источник, причина возникновения | Движущийся заряд | Неподвижный заряд |
Описывается, изображается | Линиями магнитной индукции | Линиями напряженности |
И т.д. |
Лото: выдаются карточки, на основании которых составляется, например алгоритм решения задач по заданной теме (разноуровневые).
1. Задания могут быть следующие: записаны на отдельных карточках шаги алгоритма, необходимо составить по порядку алгоритм и записать его в тетрадь; необходимо дополнительно с первым заданием соотнести формулы и получить таблицу; самим составить алгоритм решения. Предполагается индивидуальная и групповая формы работы, работа в парах.
Данная карточка разрезается на отдельные фрагменты, даются разноуровневые задания – карточка собирается в исходном варианте, возможны дополнения или предлагается самим сделать, что-то подобное, используя знания, тексты и т.д.
2. Предлагаются задачи наподобие заданий типа PISA:
Текст задачи
Задание 1
Лампочкин решил поменять электрическую проводку в своем дачном домике.
Лампочкин: Перегорела лишь одна лампа, а свет погас во всех трех комнатах! Видимо я неправильно сделал электропроводку.
Вопрос: Подскажите Лампочкину, как правильно сделать электропроводку.
Задание 2
Лампочкин в магазине.
Вопрос 1: Какую бы лампу вы посоветовали купить Лампочкину и почему? _________
Вопрос 2: Что еще должен был учесть Электроник, принимая решение, если бы лампы были разной мощности?
Задание 3
Электрик исправил проводку, но не указал какой выключатель какой лампочке соответствует.
Лампочкин: 3 комнаты на втором этаже, а 3 выключателя на первом! Сколько же раз я должен подняться на второй этаж, чтобы понять какой выключатель какой лампочке соответствует!
Электрик заметил, что хватит и одного раза.
Вопрос: Догадайтесь, прав ли электрик? Ответ обоснуйте.
Задание 4
Лампочкин забыл вовремя заплатить за электроэнергию, и ему начислили пени.
Вопрос: Оцените, хватит ли ему 400 рублей, чтобы оплатить счет?
Квитанция об оплате электроэнергии
Показания счетчика, кВтч | Тариф, коп/кВтч | Скидка по льготе | Пени, руб. | Начислено |
От 2550 до 3537 | 72 | 50% | 40 | ? |
Задание 5
Лампочкин: Да, пожалуй, нужно экономить электроэнергию! Какую сумму пришлось заплатить!
Вопрос: Какие другие доводы вы могли бы привести в пользу экономии электроэнергии?
Рост потребления электроэнергии может привести к следующему:
1) повсеместной вырубке леса;
2) уменьшению запасов угля, нефти;
3) загрязнению воздуха из-за выхлопных газов автомобилей;
4) дефициту электроэнергии.
Итог: Приводить примеры можно долго, но “согласно данным психологии у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает”. (Д.Н. Кавтарадзе “ Обучение и игра”), нужно просто попробовать самим.