Цель: научить педагогов использовать в критических ситуациях способы саморегуляции, предупредить эмоциональное выгорание учителя.
Оборудование: таблицы, музыкальный центр, аудиокассеты
ХОД УРОКА
1. Вводная часть “Внимание”.
Цель: улучшение настроения, настрой на непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении.
Построить каждый ряд в две шеренги.
А. Около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги с самыми светлыми волосами.
Б. Начало шеренги – день рождение 1 января, в конце шеренги - 31 декабря.
В. Начало шеренги - самый высокий, конец шеренги - самый низкий.
2. Основная часть.
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда и распространенное выражение “Эта работа – сплошная головная боль”. В связи с этим мне хочется прочесть высказывание известного американского психотерапевта А. Элисса “ Невроз - это глупое поведение неглупого человека”
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Речь идет, прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Наступает так называемый синдром профессионального выгорания.
Мне хочется остановиться на признаках, причинах эмоционального выгорания.
Признаки:
- Негативизм (наступает такое психологическое состояние, когда работа начинает тяготить)
- Раздражительность (необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, что повышает внутреннее, эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Отсюда такие заболевания как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными)
- Беспомощность (деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций, не всегда удаётся найти общий язык с родителями, учениками, порой и коллегами)
Причинами эмоционального выгорания принято считать:
- Скрытый результат (результат, нельзя увидеть сразу, кажется, что ничего не делаешь)
- Бесполезные усилия (отсутствие мгновенного результата)
- Неправильная организация труда (обусловлено это фактически отсутствием права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, а значит, сокращается время отдыха)
Выделяется три основные стадии синдрома.
1 стадия - на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти, обычно на эти первоначальные симптомы мы редко обращаем внимание, называя это в шутку “девичьей памятью”, “склерозом” (3-5 лет)
2 стадия - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, не хочется видеть тех, с кем общается педагог по роду деятельности, “неделя длится бесконечно”, человек заводится, как говорят с полуоборота, “мертвый сон без сновидений”, апатия к работе и всему окружающему к концу недели (5-15 лет)
3 стадия - полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, человек стремится к уединению (от 10-20 лет)
Существуют способы преодоления эмоционального выгорания, которые делят на 3 группы:
1 группа “Варварские способы”
- Цинизм (умение уменьшить проблемы до минимальных размеров, спрятать их от себя, цинично проигнорировать)
- Отчуждение (жить как в стакане или под стеклянным колпаком)
- Ритуалы (в отношении своей работы соблюдать строгий порядок, без каких-либо отступлений от правил, но такой способ не предполагает развития креативности)
- “Незаменимость” (человек подчеркивает, что он незаменим)
- ПАВ (алкоголь, курение)
2 группа: “Конструктивные способы”
- Новизна (смена некоторых видов деятельности)
- Обучение (курсы повышения квалификации)
- Конкурсы
- Изменение взглядов (новелла о 3-х работающих на каменоломне. 1 - уверен, что он просто таскает камни; 2 - уверен, что он зарабатывает деньги для семьи; 3 - уверен , что он строит храм. Как вы думаете, кому работается легче?)
- Избегание неопределенности (при расширении своих профессиональных обязанностей, должен точно знать, что и как делать)
- Своевременное завершение дела (данный способ необходим педагогам, занимающимся инновационной, проектной деятельностью, где обязательно должны быть оговорены точные сроки)
3 группа: “Психогимнастика и саморегуляция”
Саморегуляция - управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
Сегодня я хочу предложить вам психогимнастику по методу Э.Джекобсона.
Этот способ предполагает знание той группы мышц, которая в данный момент напряжена.
Проведем несколько упражнений на напряжение мышц, чтобы ощутить их.
Разбейтесь на пары, попытайтесь столкнуть (условно) друг друга упираясь пальцами.
Руками на плечи (проанализируйте, какие группы мышц были напряжены?)
Проведем несколько упражнений на расслабление, чтобы ощутить их.
- Прошу всех встать свободно, руки опущенные вниз, закройте глаза, представьте, что на запястье руки привязан воздушный шар, сосредоточьте на нем свое внимание (до поднятия рук) - у кого руки поднялись, значит в этот момент вы смогли преодолеть мышечный зажим.
- Расслабление обязательно придет за напряжением, для этого можно почувствовать тепло своего тела. Сжать вытянутые руки в кулаки, сколько есть сил, считаем до 5, разжимаем кисть и расслабляем, считая до 10 (что вы чувствуете в своем организме?)
- Предлагаю вам упражнение на расслабление лицевых мышц, оно снимает напряжение с глазных мышц, стимулирует образование слезной жидкости. Это упражнение можно выполнять в любое время, когда вам нужно восстановить силы. Итак, вы удобно сидите. Нахмурьте лоб, сморщите нос, плотно сожмите веки и напрягите все лицевые мышцы. А теперь расслабьте их. Широко откройте глаза и моргните. Затем снова напрягите все мышцы - расслабьте - откройте глаза и мигайте. Повторяйте данное упражнение несколько раз. Затем закройте глаза и несколько мгновений наслаждайтесь полным расслаблением лица и глаз.
- Существуют такие способы саморегуляции как, способы связанные с управлением дыханием, способы связанные с управлением тонусом мышц, движением, способы связанные с воздействием словом, способы связанные с использованием образов. Эти способы мы будем изучать более подробно на наших занятиях в 3 четверти.
- Одним из основных способов расслабления мышц является контроль над дыханием. Установлено, что женщины дышат – животом, а мужчины – грудью. Сейчас мы попробуем поймать свое ровное дыхание, положите правую руку на пупок, мужчины на грудь и прислушайтесь к дыханию. Что бы ни было стеснения, предлагаю закрыть глаза. Нужно обязательно помнить, что напряжению соответствует вдох, а расслаблению выдох.
- После того как уловили свое ровное дыхание предлагаю: не открывая глаз напрягите лоб, считайте до 5, расслабьте считая до 10; напрягите нос и губы счет до 5, расслабьте счет до 10; напрягите шею; напрягите плечи, руки, живот, мышцы ног, мышцы стопы. Прислушайтесь к своему ровному дыханию.
3. Заключительная часть.
(Включаю музыку)
Представьте себе , что вы композитор, создавший эту музыку. С закрытыми глазами под мелодию двигайте кистями рук. Вы дирижируете и пытаетесь услышать мелодию по-новому. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку.
А ТЕПЕРЬ ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА И АПЛОДИСМЕНТАМИ ПОБЛАГОДАРИТЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ОРКЕСТР.
Каждый из вас дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
4. Рефлексия.
- С каким настроением вы покидаете семинар?
- Что нового вы взяли для себя?