Познавательная игра-конкурс "Габдулла Тукай в наших сердцах"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа: Чтение произведений, разучивание стихотворений Г. Тукая. Рисование по сказкам Г. Тукая.

Разучивание песен на слова Г.Тукая, драматизация сказок. Изготовление эмблем. Оформление выставки детских рисунков “Сказки Г.Тукая”

Атрибуты: Портрет Г. Тукая, цветы, угощения для участников.

Плакат: “Габдулла Тукай в наших сердцах”

ХОД УРОКА

Зал празднично украшен: на центральной стене портрет Г. Тукая, цветы. Оформлена выставка детских рисунков, на тему “Сказки Г. Тукая”.

Принимают участие дети 2 подготовительных групп, родители, воспитатели.

Звучит музыка С. Сайдашева. “Марш Г. Тукая”

Выходит ведущая с 2-мя детьми (мальчик и девочка в национальной одежде).

Мальчик: Здравствуйте, дорогие друзья!

Девочка: Добрый день. Добро пожаловать на праздник!

Ведущий: В прекрасный солнечный апрельский день родился наш любимый поэт Габдулла Тукай. Это был 1886 год 26 апреля. Сложная была судьба Г. Тукая. Он очень рано осиротел.

Скитался от одного человека к другому. Детство у него было очень трудное. Г. Тукай рос старательным, смышленным ребенком, рано научился писать, читать.

Г. Тукай прожил всего 27 лет. За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу. Его произведения любят, читают, помнят. Г. Тукай всегда в наших сердцах.

Девочка:

О, язык родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете зналя, что сумел я уберечь?

Мальчик:

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

Девочка:

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Мальчик:

О, язык мой! Как сердечно я молился в первый раз:
- Помоги, шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас...

Ведущий: Да, Г.Тукай призывал нас любить родину, родной язык, людей. Он говорил, что татарский народ найдет счастье только на земле отцов в единстве с русским народом.

“...С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали...
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую нить”, - писал Г. Тукай.

Сегодня мы проведем конкурс ”Тукай в наших сердцах”. Принимают участие 2 команды: команда”Шурале”, команда “Водяная” (родители, воспитатели в составе команд).

Представляю жюри в составе:

- заведующий детского сада,

- старший воспитатель,

- воспитатель по обучению детей татарскому языку.

1 конкурс: приветствие и девиз команд (домашнее задание).

2 конкурс: конкурс чтецов.

Ведущий: на произведениях Г. Тукая воспитывались много поколений. Сейчас мы услышим его стихотворения в исполнении наших детей и взрослых, победивших в конкурсе чтецов в своей группе.

Музыкальная пауза: исполняется песня: “Байрам буген”. Музыка Ж. Файзи, слова Г. Тукая.

Ведущий: на стихи Г.Тукая написана много песен, послушайте одну из них.

3 конкурс: театральный. Инсценирование отрывки из сказок Г.Тукая: “Коза и Баран”, “Водяная”(домашнее задание).

Музыкальная пауза: “Танец бабочек” слова Г. Тукая.

4 конкурс. “Знатоки”.

Вопросы для взрослых из команды “Шурале”:

1. Г. Тукай был очень умным, образованным человеком.За свою недолгую жизнь он выучил несколько языков.Сколько языков и каких знал Г.Тукай? (Ответ: 5 языков - татарский, русский, арабский, турецкий, персидский (фарсы))

2. Г. Тукай был настоящим требовательным журналистом. С какими газетами и журналами, своего времени, он сотрудничал? (Ответ: ”Фикер” (“Мысль”), “Сознание”, ”Эль-Гаслер-джа-дид” (“Новый век”), “Школа”, “Вакыт” (“Время”))

Вопросы для взрослых из команды “Водяная”:

3. Произведения Г .Тукая бессмертны. На сколько языков переведены его произведения? (Ответ: на 26 языков).

4. Произведения каких русских писателей любил Г. Тукай и переводил их на татарский язык? (Ответ: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова).

Ведущий (выставляет кроссворд на мольберте): Кроссворд решают дети и взрослые. Чья команда быстрее и правильно ответит, та получает очко.

Если крассворд разгадан правильно, то Вы прочитаете ключевое слово: герой сказки Г. Тукая.

1. Название деревни в которой родился Г. Тукай. (Кушлавыч)

2. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Г. Тукая? (Буре)

3. Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке? “Шурале” (Кырлай)

4. Во времена Г. Тукая как назывались ученики? (Шакерт)

5. Как называли мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукай? (Гали)

6. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн?

Все вместе читают ключевое слово: ”ШУРАЛЕ”.

Звучит музыка С. Сайдашева из балета “Шурале”. В зал входит Шурале (с муляжом бревна, в шель защемлены его пальцы).

Шурале:

Пальцы больно, прищемил их Годназад,
Ай, умру, беда какая, жизни я своей не рад!

Ведущий: Шурале ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале:

Отпусти, избавь от боли, поклянусь тебе душой -
Никого теперь не трону из родни твоей большой!
Вместе с ней в любой чащобе будешь лучшим гостем ты,
Никого теперь не тронут ни упырь, ни албасты.

Ведуший: Ребята, хотите помочь Шурале? (Да)

Шурале, наши ребята про тебя песню знают . Сейчас они ее споют.

Может тебе станет веселее.

Исполняется песня “Шурале” музыка Э.Хакимова, слова З. Хуснияр

Шурале: Спасибо, мне уже не так грустно, но пальцы все равно болят. Мне в моем лесу сказали, что помочь мне смогут только люди, поэтому я к вам и пришел.

Ведущий: Шурале, не расстраивайся, мы еще раз попробуем.

5 конкурс: “Знатоки пословиц” (участники команд по очереди называют пословицы).

Г. Тукай очень любил родину, родной край, родной язык. Сейчас наши команды посоревнуются в знании пословиц о родине и о родном языке.

Шурале: (освобождает пальцы) Спасибо вам, ребята, вы мне помогли. Больше никогда никого не обижу, лучше с вами поиграю в любимую игру Г. Тукая “Кап та коп”.

Игра со всеми детьми “Кап та коп”

Шурале: с вами мне очень весело, но нужно вернуться в лес, меня другие Шурале ждут. А в благодарность, это бревно вам оставляю (уходит).

Ведущий: Дорогие дети и взрослые, пора узнать результаты конкурса. Слово жюри (жюри оглашает итоги конкурса, награждает команды).

Ведущий: Дети, Шурале нам оставил бревно, может оно не простое, давайте посмотрим (вытащить в центр муляж бревна и разделить на 2 части, а там угощения для участников праздника). Вот так Шурале! Он нам угощения оставил (раздать).

Ведуший:

Воды текут - берега остаются.
Листья осыпаются - ветки остаются.
Птицы улетают - гнезда остаются.
Люди уходят - песни остаются.

Исполняется песня”Туган тел”слова Г. Тукая, музыка народная.