ПРЕДИСЛОВИЕ
Основным и решающим фактором в обучении физики является объяснение материала на уроке. Качественное объяснение – фундамент, на котором при помощи других элементов обучения растёт система знаний, умений и навыков. Но высокого качества знаний, умений и навыков нельзя добиться, если в памяти учащегося не будет систематически воспроизводиться изученное, закрепляться старые знания и совершенствоваться на новом учебном материале. Правильно организованное повторение способствует более глубокому осмыслению полученных знаний.
В представленной работе, приводятся разработки уроков, которые можно использовать как актуализацию знаний – уроки вводного повторения для 7-9-х классов.
7 КЛАСС. УРОК ВВОДНОГО ПОВТОРЕНИЯ
ЦЕЛИ УРОКА:
- воспроизведение основных сведений, полученных учащимися за прошлые годы;
- обобщить и систематизировать полученные ранее знания;
- сформировать мотив к обучению науке физике, используя жизненный опыт учащихся, их начитанность, а также знания по природоведению.
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, тестовые задания.
ХОД УРОКАI
. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.Определяются цели и задачи урока.
II
. МОТИВАЦИЯ.Демонстрируются слайды достижений современной науки и техники: современная орбитальная станция, автомобиль на фотобатареях, современный компьютер, современный теплоход, сверхскоростной поезд и другие. Одновременно с этим учитель ведет рассказ.
Любознательность человека беспредельна. После многовекового исследования своей планеты научные поиски открыли новые перспективы. Физика, биология, химия, информатика: открытия следуют одно за другим, подгоняемые постоянным развитием техники. 21 июня 1969 года Нил Армстронг ступил на Луну, а сегодня астронавты собираются на Марс. Современные средства связи позволяют общаться с жителями любой точки Земли через интернет. Благодаря биотехнологиям люди учатся клонировать животных и растения, развиваются все виды транспорта, появляются их новые сверхскоростные конструкции. Вам, возможно, доведется участвовать в новых научных проектах, таких как строительство марсианских станций. Первая высадка на Марс планируется в 2025 году. А может быть, вы будите запускать исследовательские ракеты типа “Галилео”, “Кассини” на Юпитер и Сатурн.
Для решения этих задач нужны будут тренированные люди с большим запасом знаний. Часть необходимых знаний вы уже получили в курсе естествознания (природоведение).
III
. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.1. Анализ основного содержания курса естествознания. Установление логических связей между понятиями.
Учащимся демонстрируются таблицы, по которым кратко повторяется предмет курса естествознания – природа и анализируются разделы курса физики.
Учащимся задаются вопросы:
- Назовите физические тела, которые можно увидеть: на письменном столе, на автостраде, с вершины горы.
- Приведите примеры изменений в природе (физических явлений).
После этого учащимся можно предложить структуру, из которой видны составляющие изученного курса.
Далее учитель предлагает вспомнить, в чем заключается предмет изучения физики.
В качестве примеров можно подготовить эффектные демонстрации физических явлений.
2. Обобщение знаний о методах познания. Учитель спрашивает о том, как люди добывают знания, какие научные методы они используют для этого. Наглядно это демонстрирует следующая таблица.
По таблице учащимся можно задать следующие вопросы:
- Какие из научных методов изучения природы наиболее важные?
- Благодаря какому методу выстраивается цепочка познания?
- Какой вопрос необходимо задать, чтобы узнать строение физических тел?
3. Систематизация знаний о средствах описания физических объектов и явлений.
Одним из приобретенных знаний курса естествознание являются методы измерения линейных размеров тел, температуры, времени; а также умение отличать различные состояния одного и того же вещества.
Учащимся предлагают назвать измерительные приборы и инструменты из тех, что лежат на столе учителя. Можно попросить указать, как ими пользоваться, в каких единицах измерения они измеряют. Сведения выстраивают в схему:
Повторить состояния вещества поможет таблица – загадка:
КАКОЕ СОСТОЯНИЕ |
ЭТО |
СОХРАНЯЕТ ФОРМУ И ОБЪЕМ? |
* * * |
СОХРАНЯЕТ ТОЛЬКО ОБЪЕМ? |
* * * |
НЕ СОХРАНЯЕТ НИ ФОРМУ, НИ ОБЪЕМ? |
* * * |
* * * - вставить нужные слова по смыслу.
IV
. ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЯ.Предлагается тест с последующим взаимоконтролем. Его содержание может быть, например, таким:
- Выбери из списка физические явления:
- Исключи вещества из списка: стакан, вода, капля воды, стекло, ложка.
- Какой научный путь является верным?
- Выберите измерительные приборы из списка:
- Определите: о каких агрегатных состояниях веществах идет?
- В каком состоянии находился Джин, вылезая и снова залезая в бутылку?
а) падение метеорита б) деление клетки в) получение лимонада г) горение свечи
а) от наблюдения к теории б) от гипотезы к теории в) от теории к практике
а) телевизор б) линейка в) лампочка г) компьютер д) весы е) автомобиль
а) Чем мы дышим б) Что мы пьем в) Что на улице мы бьем
V
. ИТОГИ УРОКА.Делается анализ ответов, поощряются активные учащиеся.
Домой предлагается творческое задание: написать заметку о предмете изучения физики. Введение. §§1,2
8 КЛАСС. УРОК ВВОДНОГО ПОВТОРЕНИЯ
ЦЕЛИ УРОКА:
- обобщить и систематизировать знаний учащихся за прошлый год;
- сформировать интерес к явлениям окружающего мира, изученным в 7 классе
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, тестовые задания.
ХОД УРОКАI
. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.Определяются цели и задачи урока.
II
. МОТИВАЦИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ.Учитель рассказывает следующее.
Детского писателя Григория Остера спросили: “Как быстро запомнить термины, означающие разные физические величины?”. В ответ он придумал такие стихи:
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и мощность.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие – ни будь другие величины.
Далее можно спросить учащихся: “С какими физическими величинами, физическими явлениями Вы уже знакомы? Какие средства описания их определяют?”. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
о методах познания.Учитель предлагает вспомнить, как можно получить знания.
Анализируя таблицу, можно спросить учащихся:
- Как работают естествоиспытатели? (ответ: наблюдают – мыслят – ставят опыты – приобретают знания)
- Чем: красивыми словами, страстным шепотом, громким криком, угрозами, горячими просьбами или чем–то другим, можно убедить ученого в достоверности выдвинутой гипотезы? (ответ: достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами).
IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
о структуре курса физики 7 класса.Учащимся предлагается вспомнить, что изучает физик.
Используя таблицу, можно выделить объект и предмет изучения физики.
В курсе физики 7-го класса изучались в основном механические явления. Целесообразно попросить учащихся привести их примеры (падение звезды, движение автомобиля, подъем краном груза и т. д.).
Далее необходимо выяснить, какие другие физические явления известны учащимся. На доске можно нарисовать их структуру.
Учитель указывает те явление, которые будут изучаться в 8 классе.Далее рассматриваются средства описания физических явлений и объектов (качественные -теории, гипотезы, определения, логические цепочки, объяснения; количественные - формулы, схемы, физические величины, единицы измерения). Далее анализируются знания о физических величинах. Учащихся можно спросить следующее:
- Какие измерительные приборы и инструменты используют при проведении наблюдений и опытов?
- Приведите примеры величин, которые они измеряют.
- Каким образом можно определить значение величин, не измеряемых приборами?
Ответы на эти вопросы сведем в таблицу.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ИНСТРУМЕНТ, ФОРМУЛА |
S t p N m F |
Измеряют |
метр секундомер барометр ваттметр весы динамометр |
V ? |
Вычисляют формулой |
S / t m / V S х F, N х t |
- Какие они бывают, в чем их причина?
- Точны ли измерения при определении величин приборами? Как избежать ошибки при измерениях физических величин?
- Что такое погрешность измерения? Какая она бывает? Как ее избежать?
V. ДИАГНОСТИКА.
Учащимся можно предложить тест со взаимопроверкой. Его примерное содержание может быть и таким:
- Какую единицу выберешь ты для измерения своей скорости?
Б. Физическим законом.
В. Названием явления.
Г. Гипотезой.
Д. Определением
А. Жидком и твердом.
Б. Газообразном.
В. Жидком, твердом, газообразном.
Г. Жидком.
Д. Твердом.
А. Увидела пустой флакон.
Б. Маша ей сказала.
В. Увидела лужицу.
Г. Ощутила запах, вследствие диффузии молекул
духов.
Д. Так и не узнала.
Б. Равномерным движением.
В. Неравномерным движением.
Г. Прямолинейным движением.
Д. Криволинейным движением.
Б. Свой боевой путь.
В. Время службы.
Г. Своё будущее.
Д. Своё прошлое.
Б. Факты – модели – следствия - эксперимент.
В. Факты – гипотезы.
Г. Закон – эксперимент.
Д. Эксперимент – следствие.
Б. Причина изменения скорости тела.
В. Физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.
Г. Характеристика действия одного тела на другое.
Д. Характеризует направление действия одного тела на другое.
Б. 10Н, 6Н, 4Н, 2Н.
В. 5Н, 0Н, 6Н, 2Н.
Г. 0,1Н; 2Н, 1Н, 4Н, 3Н.
Д. Нет верного ответа.
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 5.
V
. ИТОГИ УРОКА.В заключении подводится итог всему сказанному, поощряются наиболее активные учащиеся. В качестве домашнего задания предлагается составить рисованную задачу – загадку или комикс о физическом явлении, законе.
Урок вводного повторения в 9-м классе.
ЦЕЛИ УРОКА:
- восстановление и систематизация знаний, полученных учащимися за прошлые годы;
- развить интерес к темам курса, опираясь на знания и опыт учащихся
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы и карточки – задания.
ХОД УРОКАI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.
Указываются цели и задачи урока, проводится инструктаж.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Рассказ учителя.
Окружающий нас мир материален. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов. Материальны: свет, звук, радиоволны, физические поля и другие объекты. В том, что материальные объекты существуют, человек убеждается с помощью своих органов чувств: например, он видит и осязает шариковую ручку, которой пишет; видит и слышит другого человека. Познавая окружающий нас мир, мы убеждаемся, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного: все находится в вечном движении, материя переходит из одних форм существования в другие. Любое изменение материи называют явлениями. В природе наблюдаются механические, тепловые, химические, биологические и другие явления. Самое простое из них – механическое движение.
Изучая окружающий мир, человек, делает вывод: все процессы в природе подчиняются определенным законам, которые нужно познать, а процесс познания бесконечен. Формируя физические знания, ученые руководствуются специальной логикой:III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
. Рассказ учителя. Физика служит фундаментом естественных и технических наук. Она – наука экспериментальная. На основе наблюдений, опытов и выводов из них ученые получают физические знания. В качестве основной характеристики различных физических явлений используется физическая величина. Далее с учащимися целесообразно повторить знания о физических величинах, подчеркнув их роль в характеристике физических объектов и явлений. При обсуждении необходимо уделить внимание способам измерения физических величин: опытным путем или используя специальные технические средства. Указать, каким образом получаются единицы измерения (основные и производные) прямыми измерениями или формулой. Существуют ли границы применимости у средств измерения, чем они определяются? Акцентировать внимание учащихся на результатах измерения. Бывают ли ошибки при измерениях, в чем их причина, как их избежать? Нужно ли учитывать эти ошибки, как это сделать? Далее обсуждаются физические явления. Акцентируется внимание учащихся на те изменения материи, которые изучаются в физике (механические, тепловые, световые, электромагнитные). В курсе 9 класса будут рассматриваться в основном механические явления, их структуру можно предложить учащимся.Обобщая содержание структуры, учитель поясняет содержание школьного курса механики.
IV. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
о средствах описания объектов и явлений природы.Из курса физики 7-го класса учащимся известно о графиках движения. Можно предложить графические задания с рецензированием ответов самими учащимися:
а) постоянно набирает скорость до середины пути, а потом постоянно тормозит;
б) набирает скорость, затем двигается равномерно, потом тормозит.
При каком из способов движения поезд быстрее преодолеет это расстояние?
На следующем этапе урока учащимся предлагается задание со взаимоконтролем.
- Постройте структуру формирования физических знаний.
- Чем подтверждается материальность тетрадей, в которых вы пишите?
- Что общего и в чем отличия у понятий “физическая величина” и “значение физической величины”?
- В чем сходство понятий “физика” и “механика”?
- Что такое электрическое сопротивление: физическая величина или явление природы?
- Можно ли утверждать: если книга лежит на столе, то одна из сил, действующих на нее, совершает работу?
- Какое из перечисленных ниже движений является прямолинейным и неравномерным?
А. Движение мяча, брошенного вверх.
Б. Движение кончика стрелки часов. Г. Движение санок с горки.
В. Движение Земли вокруг Солнца. Д. Среди приведенных ответов нет верного.
- С каким видом механического движения вы чаще всего встречаетесь в жизни?
- Что является причиной деформации тела?
- Выберите график неравномерного движения.
А. Прямолинейным и равномерным.
Б. Равномерным.
В. Прямолинейным и неравномерным.
Г. Криволинейным и равномерным.
Д. Криволинейным и неравномерным.
А. Действие силы.
Б. Действие силы упругости.
В. Действие силы тяжести.
Г. Действие одного тела на другое.
Д. Действие силы трения.
V. ИТОГИ УРОКА.
Подводятся итоги работы на уроке, выставляются оценки, поощряются наиболее активные учащиеся.
В качестве домашнего задания можно предложить:
- охарактеризовать физическое понятие “материя” по обобщенному плану;
- подготовить иллюстрированный рассказ о инерции;
- подготовить сообщение о измерительных приборах.