Приемы деятельности учащихся:
- представляют отчет о выполненной работе в группах;
- рассматривают препараты, коллекции грибов собранных во время летней практики;
- делают выводы о классификации грибов, их роли в природе и жизни человека.
Приемы деятельности учителя: формировать умения работать с научной литературой, объектами, микроскопом; наблюдать, анализировать.
Цели урока:
- углубление знаний о представителях царства Грибы;
- обучение правилам сбора грибов и различение съедобных, несъедобных и ядовитых грибов; с
- оздание памятки для грибника.
Оборудование: таблицы “ Строение грибной клетки”, “ Строение шляпочного гриба”,коллекции грибов, гербарии растений поврежденные грибами – паразитами, микроскопы, препараты “ Дрожжи”, “ Плесневые грибы”.
Мотивационно-ориентировочный этап
Из дали веков дошли до нас представления о грибах как о чем-то таинственном и непонятном. “ Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так как другие”- написано о них в одной из средневековых книг, другие считали их появление делом нечистой силы.
Наш поселок окружает смешанный лес, богатый птицами, насекомыми, лекарственными растениями и дачный массив. И везде встречаются грибы, такие разные. Мы привыкли называть грибами те организмы, которые состоят из пенька и шляпки.
Сегодня нам предстоит ответить на вопросы: почему портятся от фитофторы томаты и картофель, яблоки- от парши? Почему плесневеют продукты питания, а при некоторых заболеваниях делают уколы пенициллина?
Цель нашего урока: выявить особенности строения представителей различных классов грибов и их значение. Уметь пользоваться определителем, микроскопом, готовить препараты грибов. Оказывать первую помощь при отравлении грибами.
Повторение изученного материала
Для начала необходимо вспомнить, что мы знаем о грибах.
1. Разминка. Пояснить термины: гетеротрофы, микориза, мицелий, спора, сапрофиты, паразиты.
2. Используя таблицы ответить на вопросы:
- Каково строение грибной клетки?
- Почему грибы, которых раньше относили к царству растений, ученые, выделили в отдельное царство? (Один ученик выбирает признаки растений, другой выбирает признаки животных).
- Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы?
Усвоение содержания учебного материала
Для подготовки к уроку класс разделился на группы, каждая группа работала по плану с определенной группой грибов. Учащиеся представляют отчет о работе по плану:
1) Среда обитания.
2) Особенности строения, жизнедеятельность грибов.
3) Экологическая и хозяйственная роль грибов.
4) Представители.
Группа № 1. Отдел Настоящие грибы. Класс Хитридиомицеты.
Группа № 2. Отдел Настоящие грибы. Класс Зигомицеты. Представитель Мукор.
Заслушав отчет группы класс выполняет лабораторную работу “ Строение плесневого гриба”.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотреть под микроскопом препарат.
2. Сделать рисунок.
3. Описать внешний вид гриба.
Группа № 3. Отдел Настоящие грибы. Класс Аскомицеты. Представители. Сморчок съедобный. Строчок обыкновенный (смертельно ядовитый). Дрожжи. Мучнистая роса. Рассмотреть препарат дрожжей. Выполнить работу по инструктивной карточке.
Группа № 4. Отдел Настоящие грибы. Класс Базидиомицеты. Представители. Трутовики. Пластинчатые грибы (бледная поганка, мухоморы- ядовитые грибы, сыроежка кроваво – красная, розовая, волнистая – несъедобные. Трубчатые грибы (белый гриб, дубовик, моховик – съедобные, сатанинский гриб – ядовит).
Группа № 5. Отдел Дейтеромицеты. Представитель. Пеницилл.
Группа № 6. Отдел Оомицеты. Представитель Фитофтора.
Группа № 7. Грибы как фактор риска..
1. Признаки ядовитых грибов.
2. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
3. Памятка грибнику.
Обеспечение прочности формулируемых знаний
1. Выполнить в тетради № 14. Рассмотреть рисунок, подчеркнуть ядовитые грибы.
2. Выполнить в тетради № 15. надписать названия изображенных грибов, указать их систематическую принадлежность.
Контроль усвоения знаний
Игра “ Какой из грибов в корзинке лишний”.
Цель игры: объяснить на основании каких признаков гриб удален из корзинки.
1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб)
2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик. (Лишний опенок, так как он гриб – паразит по способу питания)
3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый гриб. (Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы)
4. Сморчок, осиновик, опенок, вешенка, трутовик. (Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб)
Оценочно-рефлекторный этап
Учащиеся отвечают на вопрос: Что нового мы узнали о грибах?
Приложение № 1
Памятка грибнику
1. “Чтоб грибов набрать, надо раньше встать” - говорит народная пословица.
И правильно, лучше недоспать, но до солнца попасть в лес. На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядреный.
2. Непродолжительный век гриба, растет он быстро. Каких-нибудь три часа и появилась шляпка над землей. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора. Упустили это время, гриб перерастет, станет дряблым, вялым и часто червивым. Такие грибы нельзя собирать, они невкусны и нередко вредны.
3. Замечено, что больше грибов растет с северной стороны дерева. Если лето было сухим, заглядывайте чаще под деревья, гриб “жмется” к ним, прячется под тень от солнца. В ненастное лето, наоборот, ходите подальше от деревьев, все грибы “выбегают” на простор.
4. Нашли гриб, не спешите вырывать его, подрежьте ножом. Нельзя расковыривать лесную подстилку – можно разрушить грибницу, следовательно, на этом месте долго не будет грибов.
5. При сборе грибов будьте особенно осторожны! Грибы таят в себе опасность отравления.
Приложение № 2
Памятка профилактики отравления грибами
1. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.
2. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение. Не пробуйте их на вкус.
3. Когда собираете грибы, старайтесь брать их только с ножкой.
4. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой.
5. Не пробуйте на вкус сырые грибы.
6. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые грибы.
7. Помните о возможности развития бактериальных заболеваний при нарушении санитарно-гигиенических требований при их консервировании.
8. Каждый вид грибов следует консервировать отдельно.
9. Грибы – млечники перед засолом или употреблением в пищу в свежем виде всегда нуждаются в предварительной обработке – отваривании или длительном отмачивании.
Приложение № 3
Признаки отравления грибами
1. Тошнота, неукротимая рвота, понос после употребления грибов.
2. Коликообразные боли в животе.
3. Общая слабость, судороги, сужение зрачков, потливость, одышка.
Первая помощь при отравлении грибами
1. Немедленно обратится к врачу.
2. Промыть желудок: выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка соды на 1 стакан воды). Процедуру повторить несколько раз.
3. Уложить больного в постель на бок, укрыть, к ногам приложить теплую грелку.
4. При мышечных судорогах на голени поставить горчичники.
5. Обильное подсоленное питье.
6. Обязательная госпитализация в токсикологическое отделение.