Тема: Строчная буква ш. Сочетание ши.
Цель:
- закрепить знания учащихся о согласной букве ш;
- познакомить с правилом написания сочетания ши;
- учить списывать с печатного текста;
- развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: сказочный герой дедушка Шишун, тетрадь по письму, карточки: со слогами ши; словами: шуба, шапка, шарф, шар, шнурки; ш . повник, перфокарты, веточки шиповника, рисунки цветов шиповника, чистоговорки, школьные частушки, загадка, игра “Слоговой аукцион”, подарки-письма.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ученик:
Позвенел сейчас звонок,
Начинается урок
Память будем мы тренировать
И стараться грамотно писать
Перед трудностями не отступим.
Учитель: Ну, так что ж, друзья, приступим.
2. Актуализация знаний.
Рассмотрите всё внимательно,
Поразмыслите не спеша
И отыщите обязательно
Пять вещей на букву
Изученную вчера.
На вешалке: шуба, шарф, шапка, шар, шнурки.
На доске: карточки с напечатанными словами.
- Назовите одинаковый звук в словах?
- Какой это звук?
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о согласной букве ша, познакомимся с сочетанием ши.
Урок мне будет помогать вести дедушка Шишун.
3. Фонетическая зарядка.
1. Назовите животных, птиц, которые разговаривая, часто употребляют звук ш?
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
- Как шипит гусь? (Ш-ш-ш…)
2. Ребята, а какие чистоговорки вы знаете?
- Ша- ша- ша - мама моет малыша.
- Шу-шу-шу - я письмо пишу.
- Аш-аш-аш - у Маши карандаш.
4. Работа в тетрадях.
- Запись чистоговорки с печатного текста.
- Послушайте школьные частушки и напишите любое слово, где есть ш.
Школьные частушки.
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали “Тишина!”
В школе треснула стена.
Буквы в Машиной тетради
Не стоят как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйся на меня,
Какой я первоклашечка!
5. Исследование деда Шишуна. (На партах веточки шиповника).
- Деда исследуют веточки.
Отгадайте загадку.
- Веточки какого кустарника у вас на партах?
Вот кустарника цветы -
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колучие.
- Почему вы так думаете?
А, что такое шиповник вам расскажет дедушка Шишун.
6. Беседа.
Кустарник, ветки покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник. Цветёт в начале лета. Используют как украшение сада. Считается цветком радости, любви и веселья. Цветы бывают белые, красные, розовые. Используется как лекарственное витаминное, медоносное, красильное растение. Обладает противовоспалительным, желчегонным свойствами. Известно более 50 видов. Могут храниться 2 года.
- На карточке написано ш...повник.
- Какую букву будете писать? Почему?
Вывод: Звук ш всегда твёрдый, поэтому в слиянии (ши) хоть и слышиться при произношении (ы) пишется (и).
Запомни: ШИ – пиши с (и)
7. Физминутка. (Проводят сами дети)
Придумайте предложение со словом шиповник. Запись в тетрадях лучшего предложения.
- Цветы шиповника красивы.
8. Работа по карточкам. Игра “Слоговой аукцион”.
- Даны слоги: ши и слова ма . . на, Ма . . , малы . . , . . ло, . . рина, . . повник, . . на.
- Закончите слова, используя слоги, в которых имеется звук ш.
9. Творческая работа.
- На что похожа буква Ш?
а) рисуем;
б) выставка работ учащихся.
10. Работа с перфокартами.
Мы . .
Ка . .
Ма . .
11. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания были особенно интересными?
Рефлексия.
- Подумайте, какое настроение создал у вас этот урок?
Возьмите цветной карандаш любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке шиповника. Давайте “посадим” ваши цветочные портреты в саду, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.
Дедушка Шишун дарит вам подарки – письма.
- Прочтите, что он пишет? (Молодец, умница)
- Ребята, если хотите напишите дедушке Шишину все слова с ши.
Прозвенел сейчас звонок
Всем спасибо за урок.