“Ум ребёнка находится на кончиках
его пальцев”.
В.А. Сухомлинский
Актуальность: Ребёнку важно подготовить руку к письму.
В группе есть дети у которых слабо развиты мелкие мышцы рук, не совершенна координация движений рук. Поэтому тренировка должна проходить незаметно и интересно, будить у ребёнка воображение и творчество.
Проблема. У многих детей рука как будто не подчиняется. Поэтому в этом возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Если кисть ребёнка будет развита хорошо, писать он будет красиво, чётко и легко.
Объект исследования. Данный проект будет проводиться в подготовительной к школе группе с шестью детьми, у которых слабо развита мелкая моторика рук, координация движений кистей и пальцев.
Цель. Подготовить руку ребёнка к письму. Развивать мелкую моторику мышц пальцев.
Гипотеза. Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Для многих детей и родителей это большая проблема. Рука не подчиняется ребёнку, поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. В работе использовать основной принцип дидактики: от простого - к сложному.
Состав участников проекта: 6 детей, 6 родителей, педагоги.
Основные методы и приёмы
Методы | Приёмы | Проводит |
Практические | Упражнения подражательно исполнительного характера | Воспитатель: Генич И.Д.,
Учитель-логопед: Плут С. П. |
Упражнения конструктивного характера | Воспитатель: Генич И. Д.
Учитель-логопед: Плут С.Н. |
|
Упражнения творческого характера | Воспитатель: Генич И. Д. | |
Словесные | Объяснение Пояснение Педагогическая оценка | Воспитатель: Генич И.Д. |
Наглядные | Демонстрация макетов и картин | Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
Игровые | Слуховые, зрительные
диктанты. Моделирование. Пальчиковые игры. |
Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
Задачи:
О. Сформировать правильный захват орудия письма, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, разработать и систематизировать для родителей комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, тренировать щепоть.
Р. Мышцы мелкой моторики, координацию движения руки, внимание, память, глазомер
В. Добрые взаимоотношения между взрослыми и детьми.
1. Подготовительный этап (с 1.09.08 по 14.09.08)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностика: "Готовность руки ребёнка к письму" | Первая неделя | Воспитатель: Генич И.Д. |
2 | Анкетирование родителей: "Нужно ли готовить руку ребёнка к письму в дошкольном возрасте | Вторая неделя | Воспитатель: Генич И.Д., |
3 | Консультация для родителей: "Гигиенические правила письма" | С 1.09.08 по 5.09.08 | Воспитатель: Генич И.Д. |
На подготовительном этапе после проведения анкетирования и диагностики был создан клуб "Волшебные пальчики", где дети:
- повышали уровень подготовки к письму;
- развивали мелкую моторику пальцев рук, внимание и контроль за собственными движениями руки и глаза.
2. Основной этап (с 20.11.08 по 20.12.09)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Гимнастика для пальцев рук: "Отличные, пшеничные", "Снежок" "Паутинка" | Ноябрь 1 неделя 2 неделя |
Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
2 | Индивидуальная работа:
"Штриховка": - снеговик - волшебные ладошки - зимние забавы (виды спорта) |
Две недели Декабрь - 1 неделя |
Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. Воспитатель: Генич И.Д. Воспитатель по физкультуре: Кареева С.А. |
3 | Работа с родителями. Совместное творчество родителей и детей дома "Семейная мастерская наших пальчиков" | Декабрь - 1, 2 неделя | Воспитатель: Генич И.Д., родители. |
4 | Папка-передвижка для родителей "Подготовка руки ребёнка-дошкольника к письму | Ноябрь | Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
5 | Индивидуальная работа
"Шнуровка": - оденем мальчика на прогулку - эти волшебные узелки - непослушный ботинок |
Ноябрь-декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
6 | "Ниткопись" - снеговик - буквы - ёлочки - снежинки |
Декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
7 | Домашнее задание. (Работа с
родителями) - выкладывание из спичек, макарон - работа в тетрадях |
Ноябрь-декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. Учитель-логопед: Плут С.Н. |
8 | Сюжетно-ролевая игра "Сервировка стола" | Декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
9 | Игры с мячом | Ноябрь-декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. Воспитатель по физкультуре: Кареева С.А. |
10 | Дидактическая игра "Плетение коврика" | Декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
11 | Занятия по ИЗО: - обрывная аппликация -лепка "Барельеф" |
Ноябрь-декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
12 | Занятия по ИЗО: - обрывная аппликация -лепка "Барельеф" |
Ноябрь-декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
3. Заключительный этап
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Занятие "В гостях у снегурочки" | 19.12.08 | Воспитатель: Генич И.Д. Методист: Трухонина Л.М. Муз.руководитель: Лопарёв В.И., родители |
2 | Диагностика | С 15.12.08 по 22.12.08 | Воспитатель: Генич И.Д. |
3 | Анкетирование | С 15.12.08 по 22.12.08 | Воспитатель: Генич И.Д. |
Рекламно-информационные мероприятия
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Приглашение для родителей | Ноябрь 1 неделя |
воспитатель: Генич И.Д. |
2 | Объявление-выставка творческих работ детей "Очень умелые ручки" | декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
3 | Фото-выставка для родителей: "Что умеют наши ручки" | декабрь | Воспитатель: Генич И.Д. |
Предполагаемый результат: Создание клуба "Волшебные пальчики" способствовало повышению уровня развития мелкой моторики и координации движения рук, дети готовы к овладению письмом, они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
Я бы хотела поделиться своим опытом работы, системой разработанных упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения рук ребёнка с воспитателями детского сада и на РМО.