Тема урока: Наш любимый Буратино (урок-КВН).
Цели урока:
- Совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.
- Выяснить, насколько осознанно и внимательно дети читали книгу.
- Продолжать формирование способов и приемов работы с книгой.
- Развивать умение последовательно и связно высказывать свои мысли о прочитанном.
- Развивать творческие способности детей.
- Формировать умение работать коллективно.
- Воспитывать стремление к дружбе и взаимопомощи.
Оборудование урока:
- Портрет А.Н. Толстого.
- Детские рисунки – иллюстрации к книге “Золотой ключик”.
- Дидактические карточки к конкурсам “Чьи это вещи?”, “Главные герои сказки”.
- Кроссворды и задания к ним.
- Задания для конкурса капитанов.
- Реквизит для инсценировки эпизода сказки.
- Аудиозаписи: песня “Бу-ра-ти-но!” (муз. Шаинского, сл. Энтина), романс Тортилы из к/ф “Приключения Буратино”, песня Дуремара из к/ф “Приключения Буратино”.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок – урок КВН, а посвящен он замечательной книге, которую уже более 8 десятилетий с удовольствием читают ребята в разных странах – книге А.Н.Толстого “Золотой ключик или Приключения Буратино”. Мы немало времени посвятили чтению и обсуждению этой книги, и я уверена, что всем вам полюбился шалун и озорник Буратино и его верные, преданные друзья. Мы тревожились за них, когда они попадали в тяжелые переплеты, и радовались вместе с ними их победе над недругами. И сейчас сюрприз для всех вас – встречайте своего любимого героя! (Подготовленный ребенок исполняет танец под музыку песни “Бу-ра-ти-но!”)
Сегодня вам предстоит доказать, что вы были внимательными и вдумчивыми читателями. Итак, в нашей игре принимают участие 2 команды: “Золотой ключик” и “Деревянные человечки”. Прошу команды представиться членам жюри.
2. I конкурс-разминка.
Вы должны будете ответить на несколько вопросов по содержанию сказки. Каждый правильный ответ на вопрос приносит команде 1 балл.
- Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию “Золотого ключика”? (“Пиноккио, или похождения деревянной куклы” К.Коллоди)
- Почему автор назвал своего главного героя Буратино? (Слово “Буратино” в переводе с итальянского языка означает “деревянная кукла”)
- Где происходят события, описываемые в книге? (В городке на берегу Средиземного моря)
- Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе Сизый Нос)
- Почему Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему 5 золотых монет и отпустил домой? (Он узнал, что нарисованный очаг находится в каморке папы Карло)
- Каким способом лиса Алиса и кот Базилио предложили Буратино превратить 5 золотых монет в кучу денег? (Закопать их в землю на Поле Чудес)
- Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила)
- Где находился Буратино, когда он узнал тайну золотого ключика? (В глиняном кувшине в харчевне Трех пескарей)
- К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса Барабаса в конце боя на опушке леса? (К стволу итальянской сосны)
- Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям? (Папа Карло)
- Что скрывалось за потайной дверью, которую Буратино открыл золотым ключиком? (Кукольный театр чудной красоты)
- Какое название имел новый кукольный театр? (“Молния”)
3. II конкурс - описание героя.
В сказке очень много героев: и положительных, и отрицательных, и главных, и эпизодических. Многие из вас нарисовали своих любимых героев. А сейчас перед вами встанет довольно серьезная задача: узнать героя по краткой характеристике и вспомнить, как описывает автор внешность этого героя. Можно пользоваться текстом. Максимальная отметка за полный ответ- 3 балла.
Капитаны получают задание (вытягивают билетик по жребию):
- Веселый и озорной, большой шалун, но храбрый и решительный, настоящий друг. (Буратино)
- Коварный, жестокий и бессердечный, ненавидит кукол, жадный и завистливый. (Карабас Барабас)
- Очень спокойная и рассудительная, аккуратная, строгая, с твердым характером, очень воспитанная. (Мальвина)
- Влюбленный мечтатель, поэт, рассеянный и печальный, нерешительный и неуверенный в себе.(Пьеро)
Дети готовятся, пользуясь текстом книги, затем дают описание внешности героя.
4. Музыкальная пауза – романс Тортилы из к/ф “Приключения Буратино”.
Дополнительный балл получает команда, первой узнавшая героя, который исполняет романс.
5. III конкурс. Чьи это вещи?
Вам необходимо будет узнать, кому принадлежит тот или иной предмет, изображенный на рисунке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Детям демонстрируются рисунки:
- куртка (папе Карло);
- семихвостая плетка (Карабасу Барабасу);
- сковорода и глиняный кувшин (хозяину харчевни);
- серебряные часы (пуделю Артемону);
- фарфоровый кофейник и чашка с блюдцем (Мальвине);
- азбука (Буратино);
- сачок и жестяная банка (Дуремару);
- кривой нож и пистолет (коту Базилио и лисе Алисе).
6. IV конкурс – конкурс капитанов.
Нашим капитанам предстоит узнать героя сказки по одной единственной фразе, которую он произнес. Кому принадлежат эти слова?
(Капитаны достают из шкатулки свернутые билетики, зачитывают фразы и называют героя):
- Не доведет тебя до добра это ученье… (Лиса Алиса)
- Десять тысяч чертей! (Карабас Барабас)
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Мальвина)
- Синьоры, чирей мне на язык, прострел мне в поясницу – кувшин пуст! (Хозяин харчевни)
- Наших бьют! На помощь ни в чем не виноватым деревянным человечкам! (Буратино)
- Ох ты, безмозглый доверчивый дурачок с коротенькими мыслями! (Черепаха Тортила)
- Я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи. (Пьеро)
- Эх ты, с кем на старости лет связался…Маленьких обижаешь! Стыдно! (Папа Карло)
7. Музыкальная пауза - романс Дуремара из к/ф “Приключения Буратино”. Дополнительный балл получает команда, первой узнавшая исполнителя – героя сказки.
8. Конкурс “Кроссворд”.
Я знаю, ребята, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Сейчас каждая команда получит кроссворд со своим заданием. За каждое правильно отгаданное слово вы получаете 1 балл. Если все слова вы запишите правильно, то в клетках, выделенных красным цветом (по вертикали), вы сможете прочитать очень важное ключевое слово. Капитаны, получите кроссворды!
№1.
1. п |
у |
д |
е |
л |
ь |
||||
2. П |
ь |
е |
р |
о |
|||||
3. ч |
у |
л |
а |
н |
|||||
4. н |
о |
ж |
|||||||
5. Б | а |
з |
и |
л |
и |
о |
|||
6. х |
а |
р |
ч |
е |
в |
н |
я |
- Какой породы был верный пес Мальвины?
- Кто спасался бегством от полицейских собак верхом на зайце?
- Куда Мальвина велела Артемону отвести провинившегося Буратино?
- Что было в руках у разбойника – кота Базилио, гнавшегося за Буратино?
- Кому принадлежат эти слова: “Глаза-то слепые…Показалось – это собачонка на дереве”.
- Где Буратино расстался с одним из золотых, подаренных ему Карабасом Барабасом?
№ 2.
1. Д | у |
р |
е |
м |
а |
р |
|||
2. с |
в |
е |
р |
ч |
о |
к |
|||
3. б |
у |
л |
ь |
д |
о |
г |
|||
4. ж | а |
б |
а |
||||||
5. а |
з |
б |
у |
к |
а |
||||
6. М |
а |
л |
ь |
в |
и |
н |
а |
- Как звали продавца лечебных пиявок?
- Кто дал Буратино мудрый совет в первый же день его жизни?
- Кто дежурил в полицейском отделении Города Дураков, когда лисаАлиса пришла жаловаться на Буратино?
- Кто вместе с Совой и Богомолом пытался лечить Буратино?
- Какую книгу купил папа Карло для Буратино?
- Имя самой красивой куклы, сбежавшей из театра Карабаса.
После заполнения кроссвордов учитель задает вопрос:
- Какое же слово получилось у вас в выделенном столбце по вертикали?
- Как вы думаете, почему именно это слово так важно для героев книги “Золотой ключик”?
- Интересно вам было читать книгу?
- Что вам понравилось в поведении героев, чему у них можно поучиться?
9. Инсценировка фрагмента сказки.
10. Подведение итогов, награждение команд.